Странности, связанные с датой празднования Светлого Христова Воскресения, давным-давно будоражат умы верующих - и прежде всего неофитов. Но почему католики и православные празднуют Пасху не в один день, хотя иногда отмечают ее все же вместе?
Почему католики и православные отмечают Пасху в разные дни?
В 2013 году католики отмечали Пасху 31 марта, а православные — аж 5 мая. В 2014-м и западные, и восточные христиане праздновали в один день — 20 апреля. В нынешнем году католическая церковь приветствовала воскресение Христа из мёртвых 5 апреля, а православная — 12-го. Такой разнобой вызывает ухмылку у активных богоборцев: «Да об одном и том же Иисусе Христе идёт речь? Может быть, их было двое? Или трое?!» Первопричиной разнобоя в датах празднования христианской Пасхи является календарь.
Если вы спросите кого-либо, когда христиане празднуют Рождество, то есть 99%-ная вероятность, что вам ответят: католики — 25 декабря, а православные — 7 января. Как ни странно, формально это будет… неправильный ответ. Ибо и те и другие празднуют его 25 декабря. Вот только католики отмечают его по григорианскому календарю (введённому папой Григорием XIII в 1582 году). Этим же календарём пользуемся мы, миряне. А православные ведут счёт дней по юлианскому календарю (введённому Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры).
Любопытно, что в 1900 году православные отмечали Рождество б января (по григорианскому стилю), а в 2101-м будут отмечать праздник уже 8 января (по григорианскому стилю). Как так случилось?
До 1582 года все христиане пользовались юлианским календарём. Однако, как и всё древнее, он оказался не очень точным и отличался от так называемого идеального тропического года (полного оборота Земли вокруг Солнца) на 0,0078 суток. И это — с учётом корректирующих високосных годов. То есть, каждые 100 лет юлианский календарь давал (и даёт до сих пор) погрешность где-то в одни сутки по сравнению с идеальным тропическим годом.
И всё бы ничего верному христианину. Ну подумаешь, через полтора десятка тысяч лет будем встречать Рождество летом! Делов-то… Но в случае с Пасхой всё гораздо сложнее. Вмешалось правило Первого Вселенского (Никейского) собора 325 года. Согласно ему, Пасху следовало отмечать в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за весенним равноденствием. То есть для Пасхи требовалось сочетание трёх условий:
а) день Пасхи — воскресенье;
б) уже был день весеннего равноденствия;
в) уже было полнолуние после дня весеннего равноденствия.
А Антиохийский собор 341 года внёс дополнение, запрещавшее праздновать Пасху вместе с иудеями. Посыл, в общем-то, был понятен. Но позже православная Церковь трактовала это дополнение в том смысле, что Песах и Пасха не только не могут быть в один день, но даже и на одной неделе.
Свидетельства евангелистов
Вот это видится полной несуразностью, ибо православные свято чтят евангелиста Иоанна. А он утверждал, что в четверг состоялась Тайная вечеря, Иисуса распяли в пятницу, в субботу иудеи отметили Песах, а в воскресенье Иисус Христос воскрес — то есть всё произошло на протяжении одной недели. «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: сё, Царь Ваш!» (Ин. 19:14). «Но так как была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий…» (Ин. 19:31).
Нюанс решения Никейского собора был в том, что равноденствие тогда приходилось на 20 марта. Соответственно, расчётная Пасха выпадала в промежутке с 22 марта по 25 апреля. И бесхитростным членам собора казалось, что так будет вечно.
Но астрономия внесла свои коррективы. Ещё в Средние века верующие заметили, что реальное равноденствие «съезжает» относительно юлианского календаря в сторону зимы. Ясно, что это было следствием арифметической погрешности в астрономических вычислениях. Но католики долго не решались внести исправления и вели дискуссии аж на трёх соборах: в 1437-м (Базельский) 1517-м (Латеранский) и 1563 годах (Тридентский).
Наконец, в 1582 году нужные коррективы в календарь были внесены, и после 4 октября в западном мире сразу наступило 15 октября. Главная суть реформы — вернуть календарь в «никейское» состояние, чтобы весеннее равноденствие снова приходилось на 20 марта (или около того).
Однако нововведение было принято в штыки. Не только православными, но и протестантами. При этом основатель лютеранства Мартин Лютер идею реформы поддерживал, хотя и не дожил до её реализации. Но желание насолить папистам оказалось сильнее доводов разума.
Что касается православной Церкви, то помимо личной неприязни к «латинскому» календарю, у неё были контраргументы религиозного характера. Где-то в 500 году иудеи провели свою реформу календаря. Он из лунного превратился в лунно-солнечный (не путать с солнечными юлианским и григорианским календарями!). Подобно юлианскому календарю, в нём был на годы вперёд определён день весеннего равноденствия — текуфа, раньше которого иудейский Песах не может быть по определению.
И вот этой-то текуфой иудеи рассорили православных и католиков, как казалось, до смерти. Ибо если католическая Пасха выпадает до 26 марта, то, получается, она празднуется до иудейского Песаха. Такое себе «досрочное католическое празднование». Этого православные, не желавшие с иудеями ничего праздновать на одной неделе, вынести никак не могли! Так что остались с юлианским календарём.
Пора объединяться?
Со временем разнобой в праздновании главного христианского праздника становится всё очевидней. Посмотрим на примере 2013-го года. 18 марта наступило весеннее равноденствие: солнце встало в 6:17, скрылось за горизонтом в 18:19, время светлых суток составило 12 часов 02 минуты. Первое полнолуние после весеннего равноденствия произошло в ночь на 27 марта, и католики отметили Пасху 31 марта. Все по требованиям Никейского собора. И даже Песах «не подкачал» — его евреи отметили аккурат 26 марта. То есть «досрочного католического празднования», как в 2005 и 2008 годах, не случилось.
А для православных главнее весеннее равноденствие не то, что на небе, а то, что в календаре, — 21 марта по старому стилю (то есть 3 апреля по новому!). После него полнолуние произошло аж 12 апреля по старому стилю (25 апреля по новому). Первое воскресенье после весеннего полнолуния — 15 апреля по старому стилю (28-го — по новому). Тут бы и праздновать. Ан нет! Ведь иудеи (если бы придерживались своего старого календаря, который был до 500 года) могли тоже отметить Песах 15 апреля по старому стилю. И потому православная Пасха переносится от «гипотетических иудеев» подальше — ещё на неделю! То есть на 22 апреля старого стиля (5 мая нового), когда пошёл уже 41 день с тех пор, как иудеи уже отметили Песах, и 35 дней с момента Пасхи католической.
Думается, такое очевидно абсурдное размежевание Церквей — вопреки даже букве и духу постановлений Никейского собора — никому радости не доставляет. Можно допустить, что политические обстоятельства не дают возможности объединить все Церкви под руководством одного человека — да этого и не нужно. Но в преддверии тысячелетия Великого раскола 1054 года каждая из ветвей христианского древа могла бы предпринять шаги, чтобы хотя бы главный праздник, Пасха, праздновался одновременно всем христианским миром.
Для этого и православным, и католикам нужно немного: не отступаясь от постановлений Никейского собора, внести уточнение. Православным — вести отсчёт весеннего равноденствия от астрономического события, а не от древнего табличного расчёта; католикам — перестать ставить Пасху раньше Песаха. Ибо все евангелисты свидетельствуют, что Воскресение произошло после Песаха — как Новый Завет пришёл после Ветхого Завета.
Наконец, надо перестать бояться отмечать Песах и Пасху на одной неделе — ибо в тот год, когда был распят Спаситель, Песах был лишь на день раньше Воскресения. Можно согласиться разве что с тем, что не стоит праздновать христианскую Пасху и иудейский Песах вместе, если они вдруг выпадают на одно воскресенье.
Источник: Загадки истории