Сергей ГОЛОВАНОВ
Как пишут из Рима, в Папском Восточном институте началась «чистка». Генеральный настоятель иезуитского ордена о. Адольфо Николас, в чьем ведении находится институт, освободил от занимаемых должностей ректора, его заместителя и двух деканов.
Папский Восточный институт – великое академическое и научно-исследовательское учреждение, обладающее лидерством в большинстве сфер изучения восточного христианства (детально ознакомиться во вкладом Восточного института можно у меня, если прислать мне письмо в личку) – в последние 30 лет начал сдавать позиции. Впервые тревога об отрицательных моментах в методах руководства институтом прозвучала в речи проф. Стефано Паренти на торжественном акте по случаю отъезда проф. Роберта Тафта на покой в США в декабре 2011 г.
Особенно явно негативный тренд проявился после отхода проф. Роберта Тафта от редактирования институтского журнала «Orientalia Christiana Periodica»: за последние 2 года литургическая тематика практических исчезла со страниц это авторитетного научного издания. Не будет преувеличением сказать, что после ухода о. Тафта, литургическая школа в Восточном институте упала, а ее остатки переместились в Папский литургический институт св. Ансельма.
Вопиющим случаем стал переход одного из видных ученых Восточного института проф. Константина Симона в Русскую Православную церковь Московского Патриархата, где он был трудоустроен в качестве профессора Петербургской православной духовной академии с возведением в сан архимандрита (то, что в российских новостных лентах не было ни слова о прежнем пребывании Симона в иезуитах, следует считать недостаточной осведомленностью журналистов).
По мнению обозревателя Сандро Магистра, кризис управления институтом вызван общим кризисом в Обществе Иисуса (официальное название ордена иезуитов).
Мой личный опыт знакомства с членами Общества Иисуса насчитывает два десятилетия и он, воистину, многогранен. Я многому научился у иезуитов, восхищаюсь многими из них и пользуюсь их методиками в деятельности. В то же самое время, я не могу не выразить удивления поразительными случаями лицемерия, которые я встретил у некоторых членов этого великого ордена.
Нужно ли писать об этом подробнее? Кто я такой, чтобы судить?
Я вынужден это сделать, как член Католической церкви, которую я считаю истинной церковью Господа нашего Иисуса Христа.
Двадцать лет назад я со слезами на глазах слушал рассказ одного иезуита из поволжских немцев с ущемленным национальным самолюбием, о том, как он побывал в Америке и общался с собратом, живущем на свалке и проповедующем беднякам. Тот иезуит обещал повторить подвиг в российских условиях, но ему это не удалось. Через несколько лет можно было лишь наблюдать скупку элитной недвижимости иезуитами в нескольких российских городах. Вскоре иезуиты, дававшие обет бедности, явили чудеса в области качества собственной жизни и построили трехуровневый особняк в самом престижном районе города, где самая дешевая машина обитателей была БМВ 7-й серии.
Я смотрел на это и вспоминал слова покойного премьер-министра Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда».
Любопытна была реакция на трагическую гибель двух иезуитов в 2008 г. Я поздно узнал новость об этом, и когда спросил одного из российских членов Общества Иисуса о возможных мотивах убийства, то он сказал, что «они были убиты из-за ненависти к Католической церкви». Я принял это к сведению, поэтому был очень удивлен, когда полгода спустя выехал за рубеж и с удивлением услышал от одного из западноевропейских иезуитов, что причина трагедии заключалась в том, что, цитирую по памяти: «одной из главных проблем Общества Иисуса является гомосексуализм, который забирает лучших его членов».
Нельзя не вспомнить, что как писал о. Роберт Тафт, обучение одного из кандидатов от РПЦ в начале 1990-х годов, осуществлялось за счет средств «частного иезуитского фонда». Это именно то, что мы называем «общаком». Это весьма тревожный момент, потому что любой общак, какие бы благородные цели, он не преследовал, таит возможность злоупотреблений. Иезуитский фонд, это, конечно, не российский фонд «во имя возрождения Святого Православия» во главе с какой-нибудь блондинкой, но дело, не в названии и суммах, а в принципе.
Поэтому, то, что сейчас происходит в Риме, говорит лишь о том, что нет ничего тайного, что не стало бы явью.
Благодарю проф. Стефано Паренти за присланную ссылку на новости из Рима.
Источник: блог Сергея Голованова