Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 429 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СОЗДАТЬ ПРОБЛЕМЫ, ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ЭКСПЕРТОВ?

Печать

Павел ЧЕРНЫШЕВ Тарас ПОДРЕЗ

 

...Бизнесмены теперь торопятся проверить, не задевают ли их бренды чувства верующих, сами, не дожидаясь претензий и исков — за последний год значительно выросло количество заказов на проведение религиоведческой экспертизы.

— Если раньше речь шла о десятке заказов в год, за 2014 год было проведено порядка 50 подобных экспертиз. Всплеск активности связан с вступление летом 2013 года в силу закона об оскорблении чувств верующих (введена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3 лет; ранее была только административная. — «Известия»), — рассказывает адвокат Инна Загребина, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву. — Правда, на данный момент не было ни одного приговора, связанного с оскорблением чувств верующих, — чаще дела заводятся по поводу разжигания межнациональной розни (ст. 282 УК).

Загребина подчеркнула, что немногие скандалы, связанные с оскорблением чувств верующих, связаны с какими-то арт-проектами: можно вспомнить испольнительниц из Pussy Riot, в итоге  осужденных за хулиганство, и недавний скандал с постановкой оперы «Тангейзер», который так и не дошел до суда. Известны и случаи, когда организаторы мероприятий стремятся заранее сгладить конфликт. Например, организаторы выставки «Художественное порно», прошедшей в марте в частной галерее Новосибирска, перед открытием выступили с заявлением, что в экспозиции не будет образов, способных задеть чувства верующих.

— У нас не присутствуют работы, которые каким-то образом задевают чувства верующих, нет образов Христа, Бога и других библейских персонажей, — объявляла куратор проекта Софья Емеленко.

Тенденцию в повышении религиозной осмотрительности бизнеса подтвердили и в НП «Федерация судебных экспертов».

— Услуга стала востребована только за последний год, после того как 1,5 года назад вступил в силу закон. С тех пор количество таких обращений выросло в разы. Раньше этот вид экспертизы почти никто не заказывал. Обращаются за такой экспертизой в том числе и инициативные группы граждан, и люди, которые хотят доказать, что никак своей деятельности не задевали чувства верующих и не пропагандируют религиозный экстремизм, — сообщили в организации.

Цены на экспертизу могут существенно разниться. Так, в Федерации судебных экспертов расценки начинаются от 40 тыс. рублей, но могут быть значительно выше в зависимости от сложности экспертизы. В целом по рынку, по словам Загребиной, стоимость подобных услуг может колебаться от 10 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. Собеседница отметила, что приток клиентов возник за счет предпринимателей, которые сами решили проверить свои новые продукты, не дожидаясь исков. Большинство таких заказчиков стараются не афишировать проекты с религиозной подоплекой.

— Это товары, которые используют в оформлении какие-то религиозные символы. Например, ювелирные изделия, — говорит Загребина.

Например, ювелирный бренд Caviar добровольно провел экспертизу для своего айфона Caviar Credo Trinita («Троица»), чей дизайн повторяет икону «Троица» Андрея Рублева.

«Изображение на задней панели смартфона само по себе не может являться оскорблением религиозных чувств ... С христианской точки зрения перед иконой принято молиться, а значит, верующий владелец может читать молитвы перед этим изображением, а также осознавать необходимость вести христианский образ жизни и, поскольку это телефон, то не разговаривать бранными словами, не творить зло, не говорить недобрые вещи», — говорится в экспертном заключении.

По словам Загребиной, также часто заказывают экспертизу религиозной литературы, которая может показаться экстремистской — например, связанной с исламом.

— Зачастую ее просто тяжело даже перевозить — по пути могут задержать сотрудники полиции, у которых возникнут вопросы, — говорит собеседница. — Также активно добровольную экспертизу проходят представители непопулярных религий (свидетели Иеговы, сайентологи, язычники).

На данный момент на религиоведческой экспертизе специализируется всего несколько организаций, основными из которых является Гильдия экспертов по религии и праву и АНО «Казанский межрегиональный центр экспертиз», входящая в структуру Казанского федерального университета. Казанские эксперты, кстати, отмечают рост спроса не только со стороны коммерческих структур, но и со стороны государства.

— За последние несколько лет значительно увеличился спрос на подобную экспертизу, за счет того что государство начало проводить жесткую политику, направленную на борьбу с экстремизмом в Татарстане. Экспертиза является одним из основных механизмов такой политики, — сообщил ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков.

 

Источник: Известия

 

Комментарий RP: описание проблематики может расцениваться, как лишнее свидетельство традиции отечественного администрирования «создавать трудности для того, чтобы с ними бороться». Если абстрагироваться от экспертизы в случаях «оскорбления чувства», которая благодаря абсурдной нововведенной норме могла бы быть скорее психиатрической, чем религиоведческой, то тенденция к поиску «экстремизма» в религиозной литературе, вероятно, имеет хотя бы какое-то вменяемое объяснение. Наиболее естественно предполагать источник такой тенденции в последовательной монополизации в России так называемого «религиозного рынка», хотя к религии данная монополия может иметь лишь формальное отношение.

Такое общенациональной достоинство страны, как ее поликонфессиональность, по странному недоразумению расценивается здесь крупнейшей клерикальной структурой прямой угрозой ее развитию. Поэтому, в условиях существующего «тандема» клерикальной структуры и светского чиновничества, в любого рода деятельности присутствующих в России других религиозных организаций усердно изыскиваются признаки «экстремизма». Однако, возникающие споры о наличии или отсутствии таких признаков (в религиозной литературе, символике или религиозной практике) разрешаются в судебной практике не на основании действующего законодательства и заключений специалистов в области права, а при помощи "басманного правосудия" - то есть, в соответствии с "конъюнктурным спросом" текущей идеологической политики.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100