Ирина СТЕПКИНА
В Пензенской области, недалеко от районного центра Наровчат, есть удивительное место — село Сканово, где расположен Троице-Сканов женский монастырь. До 30-х годов 20-х века монастырь был мужским, а потом его закрыли, разместив на территории птицефабрику. К концу века все постройки восстановили и вновь открыли монастырь, но уже женский. Место это святое и историю свою ведёт с давних времён. Согласно церковной версии, в начале 17-го века в этих краях уже был действующий монастырский комплекс. Но ещё дольше существуют Скановы пещеры, расположенные в двух-трёх километрах от наземного монастыря. Учёные-спелеологи утверждают, что они древнее знаменитых пещер Киево-Печерской лавры.
Преданья старины глубокой
О происхождении этих пещер сложено немало легенд, но найти какие-то достоверные факты практически невозможно — в 1667 году пожар уничтожил почти весь местный летописный архив. Но есть то, что сохранилось в летописях соседних земель, то, что передавалось из уст в уста многими поколениями.
По одной легенде, подземный монастырь находится на месте гибели княгини Норчатки. В 1237 году здесь развернулось страшное сражение между степным племенем буртасов и татаро-монгольским войском. Княгиня буртасов Норчатка храбро сражалась с захватчиками, но бой был неравным, и большая часть буртасского племени была уничтожена.
Когда монголы стали окружать Норчатку, княгиня бросилась в озеро и утонула. После этого сражения и поселились в пещерах монахи, чтобы просить господа за смелую княгиню. Говорят, её можно увидеть в самый ранний час перед рассветом: женская фигура в белом одеянии верхом на лошади выезжает из тумана.
Наряду с этой очень романтичной легендой существуют мнения историков, согласно которым подземный монастырь был основан в начале 14-го века, когда первый монах-отшельник прорубил себе в камне келью. Активно строиться и расширяться монастырь начал с середины 17-го века. Об этом говорят и пензенские епархиальные ведомости 1877 года: «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
В 19-м веке развернулось активное строительство, а над землёй была сооружена деревянная часовня. В начале 20-го века пещеры были благоустроены. В архиве села Сканова можно найти записи со слов старожилов, в них сказано, что вход в пещеры тогда был очень красивым, кельи внутри белёные, повсюду горели свечи, стояли иконы, а на стенах выписаны фрески.
В монастырь пускали посетителей, но только на первый уровень, ниже спускаться запрещалось, монахи говорили, что там хранятся святые мощи.
В 1930 году монастырь был частично разрушен, «пришли русские люди» — как говорят сейчас монахини о большевиках, в наземных постройках обосновался совхоз, каменную кладку местные жители разобрали. Последние монахи были расстреляны за нежелание отречься от веры и своей обители. В Сканове пошли слухи, что убиенные монахи продолжают жить в пещерах, и по ночам слышны их молитвы. Чтобы пресечь эти разговоры, часть ходов взорвали.
В конце 70-х годов 20-го века началось изучение пещер, а с 1990-х годов здесь ведутся работы по восстановлению келий и ходов. Но работы идут медленно, а монастырь не торопится раскрывать все свои тайны.
Прикоснуться к вечности
Вход в монастырь — в горе Плодской. У её подножия бьёт родник, который, по преданию, появился, чтобы облегчить первым монахам жизнь. Вода в роднике целебная, ею умываются, смывая все мирские заботы и горести, пьют, очищаясь от скверны. Для того чтобы попасть в монастырь, нужно подняться по лестнице из 236 ступенек, но как только усталый путник входит в пещеру, он попадает в особый мир, где воздух всегда свежий, температура около 12 градусов даже летом, но холода не чувствуется.
В помещении царит абсолютная тишина, сразу появляется уверенность, что ты в церкви, никакого страха или тревоги нет.
К началу 20-го века в Монголии насчитывалось свыше 700 монастырей, где жили около 100 тысяч монахов — треть от общего количества монгольских мужчин. К концу 1930-х годов все монастыри были закрыты и разрушены.
Посетитель зажигает свечу — единственный источник света, но даже при этом слабом колеблющемся огоньке виден высеченный лик Богородицы с младенцем. Каждый, кто попадает сюда, непременно удивляется, как здесь десятилетиями могли жить люди, практически не выходя на поверхность: высота потолков от 1 до 2 метров, проходы узкие, минимум света. Кельи размером 1,4 на 2,2 метра, высотой чуть более полутора метров, в них только лежанка и маленький пятачок для молитвы, где отшельники часами стояли на коленях. В стенах вырублены ниши для икон. Некоторые кельи соединены с коридором небольшими окошечками, для того чтобы отшельник, проводя время в непрерывных молитвах, мог получать еду.
Первый ярус, куда беспрепятственно могут заходить туристы, вытянут в северном направлении (более 100 метров ходов) и почти не имеет ответвлений. Считается, что он был связан с наземными постройками и являлся неким связующим «коридором» между нижними ярусами.
У второго яруса есть отдельный вход, были и каменные «переходники», но сейчас они завалены. Сюда не пускают никого, кроме историков-исследователей, потому что именно здесь находятся основные помещения монастыря, здесь хранятся его тайны. На втором ярусе ещё холоднее — около 10 градусов.
Третий ярус самый холодный (температура не поднимается выше 6 градусов). Считается, что именно здесь хранились мощи, хотя ниши с захоронениями встречаются и на втором уровне, кроме того, на втором уровне есть специально оборудованная усыпальница, которая по какой-то причине пуста. Мощи монахов-отшельников замуровывали прямо в стены монастыря, и после исследований было принято решение не трогать их.
Чудеса монастыря
Учёные исследуют Скановы пещеры с 1976 года. Выяснено, что протяжённость подземных ходов составляет более 670 метров. Объём работы, проделанной монахами, просто поражает — с помощью самых примитивных инструментов они вырыли подземный лабиринт, уходящий под землю почти на десять этажей. Спелеологи определили, что кроме упомянутых выше трёх ярусов есть ещё более глубокие ходы, ныне разрушенные. С этими подземными ярусами связано множество разных историй.
Например, есть легенда о подземном озере глубоко внизу, где якобы жили (или живут?) древние старцы. Ещё рассказывают, что где-то под землёй, глубже третьего яруса была найдена аптека монахов, наполненная разными снадобьями. Самые известные легенды — о кладах, якобы хранящихся в каменных стенах. Выдумка это или нет — неизвестно, но искателей сокровищ было очень много.
Самое достоверное необычное явление, связанное с пещерами, — воздух. Потрясающе чистый и свежий воздух, ни намёка на затхлость или сырость. Учёные и рабочие, восстанавливающие и укрепляющие стены, говорят, что вода и еда, принесённые с собой, не портятся здесь очень долго, а найденные во время работ трупы животных (летучих мышей и грызунов) не подвергаются разложению длительное время. Паломники называют воздух целебным и проводят многие часы в молельном зале.
Удивительная акустика — ещё одно чудо монастыря. Камень, как живой, передаёт здесь звуки, посетителей просят говорить тихо, но слово, сказанное шёпотом, разносится по узким коридорам. Нетрудно представить, какое звучание приобретала эта гора, когда все монахи начинали молиться: тихий шелест голосов, разносящийся по каменным помещениям.
Но самое главное чудо — сам монастырь, мёртвый камень, ставший пристанищем для живых душ. В подземелье спускались люди в поисках тишины, одиночества и Бога. Монахи обрекали себя на затворничество, терпя неудобства, ограничения, а часто и муки. Земные страсти не властны были над ними, годами отшельники молили Господа за всех оставшихся в миру. Эту отрешённость от суеты, это присутствие Бога можно почувствовать и сейчас.
В пещерах постоянно ведутся работы по восстановлению, но в Сканове ходят тревожные разговоры о новом вмешательстве в их судьбу. Монахини наземного Троице-Сканова монастыря молятся, чтобы восстановление продолжалось, чтобы не пришли новые «русские люди» и не открыли у подножия горы Плодской туристическую базу, чтобы святость и чистота этого места сохранялась ещё долгие годы.
Источник: Загадки истории
Примечание RP: Село Сканово стоит на берегу реки в четырех километрах от городища Мокша, на месте которого распологается село Наровчат Пензенской области. Пещеры, известные сегодня под названием Скановы, находятся в полутора километрах от села, и продолжают привлекать не только туристов, но и научных исследователей. Это заметно осложняется тем, что пещеры в связи с обустройством в них в 19 веке церковных объектов, оказались переданными сегодня в собственность Пензенской епархии РПЦ МП. Тем не менее, часть исследований удалось провести до попадания древнего артефакта в руки современной православной религиозной структуры.
В церковной литературе Скановы пещеры упомянуты впервые только в 1877 году, когда «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21) сообщали, что "над ископанием пещер первый трудился святитель Иоанн (кон18-нач 19 вв), за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь". В конце 19 века на холме близ входа в пещеры была построена церковь, а вокруг сооружены деревянные флигели для проживания монашествующих.
В 2005-06 гг. при работах по изучению и укреплению пещер, в завалах были обнаружены такие артефакты, как керамическая фигурка ведийского божества Сурьи, хорошо сохранившаяся пиала с овальными краями, фрагменты посуды с врезанным орнаментом, боевой железный топор и наконечник копья, детский серебряный браслет и фрагмент серебряного кубка с тамгой, золотоордынские монеты и др. В настоящее время находки принадлежат собранию местного музея истории и культуры буртас. Изображение Сурьи, в частности, является единственным атрибутированным изображением этого божества, найденным на территории Восточной Европы и датировано 10-11 вв.
По причине формирования сегодня мифа о том, что пещеры были вырублены православными монахами, клерикальная структура, владеющая сегодня дохристианским памятником, в сравнительно приличном состоянии содержит лишь часть галереи с обустроенными в ней тремя кипичными кельями, которые и показывает туристам. Остальные галереи и находящися в толще холма ведийский храм предположительно 6-7.вв, неуклонно разрушаются. Вероятно, это не особо заботит, а может быть и входит в планы нынешней церковной организации, так как недавно здесь был основан современный мужской монастырь, и северо-восточная часть пещер переделана в современный православный культовый объект.
Вблизи нынешнего села Сканово еще в конце 7 - начале 8 века находился один из центров духовной культуры мокшинских буртас. До нашего времени от той эпохи здесь сохранились фрагменты земляных валов, множество могильников и упомянутый пещерный ведический храм.
Результаты археологических исследований показывают, что подземные храмы Киева, Пскова и Мокши использовались местными народами, которые мигрировали вначале в сторону Пакистана, Индии и Ирана, а затем возвращались и занимали земли от Волги до Карпат, придерживаясь ведических религиозных традиций. Несмотря на то, что у разных племен ведизм имел свои особенности, принципиальная схожесть похоронной обрядовости говорит о близости их религиозных систем. Например, для всех автохтонных народов этого региона, в том числе буртас, вместе с захоронениями в землю был характерен и обряд сжигания останков, о чем свидетельствует вскрытие могильников. Наиболее часты захоронения сосудов с сожженным прахом, хотя непосредственно у буртас, на землях которых находятся Скановы пещеры, прах в сосуды не помещался, а высыпался на дно ямы.
Кроме того, судя по сохранившимся остаткам захоронений, мордва (мокшане и эрзя) до обращения их в христианство в сер. XVII в. придерживались одной из форм зороастризма. Покойников не предавали земле, а оставлялись на особых местах для съедения хищникам.
Наименование села Сканово, происходит от слова "сканда"(skhanda), в буквальном переводе с санскрита означающего «свертки» или группу атрибутов. По ведийским представлениям, в каждом человеке существует пять атрибутов, которые называются "панча сканда". Это - форма, восприятие, сознание, действие и знание, которые образуют личность. К старости "сканды" начинают слабеть, после чего наступает дряхлость. В пещерных храмах практиковались мистерии, предназначенные для восстановления в человеке состояние его "сканд".
Интересно, что наименование ближайшего к пещерам притока реки Мокша прямо созвучно с санскитским числительным "пять" и звучит, как "Панча", как его называют в мокшанской речи, а по-русски речка известна как Паньжа.