Я себя чувствую абсолютно беспомощной, когда у меня на глазах на шествиях и пикетах вооруженные «космонавты» хватают людей и тащат их в автозак. Кричу вместе с другими «Позор!», испытывая в этот момент презрение к самой себе, потому что не бросаюсь защищать невинных людей, а значит – предаю их. Так и живу, немощь, с чувством предательства и слезами собственного бессилия.
25 марта в Иверский синодальный храм маленькой независимой церкви РПАЦ ворвались приставы-«космонавты» : они набросились на раку с мощами святых и потащили ее к выходу. Священнослужители и прихожане пытались защищать свою святыню, но их грубо оттаскивали в сторону. Митрополит Феодор упал перед приставами, но те перешагнули через него. РЕН-ТВ уже успело обвинить жертв насилия в неуважительном отношении к «стражам порядка».
Невыносимо сидеть в суде, когда расправу над невинными вершат деловито, уверенно, часами зачитывая бессмысленные тексты приговоров. Читают скороговоркой, будто и не человек говорит, а машина. Эту сцену Звягинцев хорошо изобразил в «Левиафане», где три «мойры» кривосудия будто расстреливают людей автоматической очередью холодной лжи.
Московский пристав столь же механически, не отрывая глаз от бумаги, зачитывал верующим РПАЦ решение о передаче мощей, которое они должны были исполнить ранее. Его не смущали ни грубость черных человечков, ни мольбы и молитвы прихожан, ни то, что выносили дорогие раки, которых не было в исполнительных листах.
27 марта ГТРК «Владимир» сообщила: «Изъятые раки уже перевезены в Ризоположенский женский монастырь Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Суздале. Раки опечатаны приставами в качестве "объекта взыскания" по данному делу. Мощей преподобных в них не оказалось». То есть изъяты мощи были Росимуществом, а переданы РПЦ МП, но при этом исчезли в процессе перевозки.
Кстати, бизнес на мощах приносит большие доходы: не только паломничеством, но и торговлей на черном рынке.
- СУДЬБА НЕЗАВИСИМЫХ
Суздальская епархия отделилась от РПЦ МП в 1990 году, не приняв, среди прочего, «сергианства» как принципа подчинения церкви властям. Как и вся страна, новая независимая община, наслаждалась относительной свободой в 1990-е, а с начала 2000-х стала подвергаться гонениям: у нее отняли все храмы, а затем потребовали отдать государству мощи Суздальских святых Евфимия и Ефросинии.
Маленькая независимая церковь повторила судьбу многих компаний, проектов, малого бизнеса – всех тех, кто надеялся на свободное развитие, на самостояние, на свободу от диктата монополиста. Покойного главу РПАЦ митрополита Валентина (Русанцова) можно даже сравнить с Ходорковским: против него тоже сфабриковали уголовное дело (еще более грязное – о педофилии), а отреставрированные и поднятые из руин храмы отобрали. Все. Жаль, что не нашлось юристов, которые могли бы добиться справедливости для РПАЦ в Европейском суде.
Жаль, что мощи немощны, как и люди: не смогли защитить ни себя, ни общину. Но и Христос не поразил стражников, и не сошел с креста. В немощи может проявляться сила, а в насилии – беспомощность.
Источник: Открытая Россия