Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 377 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СПОР О МОИСЕЕ

Печать

Иван РЕШЕТНИКОВ

 

Моисей«Лишить народ человека, которого он прославляет как величайшего из своих сынов, — не из тех поступков, на которые решаешься с лёгким сердцем, особенно если сам принадлежишь к этому народу. Никакие соображения, однако, не заставили бы меня отказаться от истины в пользу так называемых национальных интересов». Зигмунд Фрейд.

 

Гипотеза великого психиатра

В последнее время археологам и историкам удалось обнаружить доказательства реальности многих событий, описанных в Библии. Одно из исключений — личность Моисея. По словам учёных, зафиксировано «полное отсутствие сведений о Моисее в каких-либо источниках, кроме самой Библии».

Доказать, что Моисей — лицо реальное, однако не совсем тот, за кого его принято считать, рискнул не профессиональный историк, а всемирно известный учёный-психолог Зигмунд Фрейд. В своей работе «Этот человек Моисей», которую он решился опубликовать незадолго до своей смерти, Фрейд утверждает, что о Моисее можно прочитать… в древних египетских хрониках. Кроме того, австрийский психиатр делает шокирующее заявление: основоположник иудаизма не был евреем.

Фрейд относит время жизни Моисея к периоду правления в Египте Аменхотепа IV — около 1365-1348 годов до н.э. Вступив на престол в 15-летнем возрасте, фараон навязал египтянам новую религию. Он первым в истории человечества расстался с пантеоном многочисленных богов и признал только одного бога — Атона, бога Солнца. Фараон сменил своё имя на Эхнатон — «Полезный для Атона», и запретил делать идолов в его честь. «Истинный Бог, — утверждал правитель, — не имеет обличья».

Согласно преданию, Моисей родился около 1350 года до н.э., и когда он стал упрашивать фараона отпустить евреев из Египта, ему было 80 лет.

«Первое, что настораживает нас в личности Моисея, — пишет Фрейд, — его имя, которое на иврите пишется «Моше». Традиционно считается, что египетская принцесса, доставшая ребёнка из нильских вод, нарекла его этим именем: «Поскольку я вытащила его из воды». Но некоторые исследователи Библии убеждены, что имя «Мозес» взято из египетского словаря и означает «дитя».

 

Создать новую империю!

В своей работе Фрейд сравнивает еврейскую религию с религией Египта до введения культа Атона и показывает несходство этих религий друг с другом, тогда как вера в Яхве и в бога Солнца в главном идентичны. В частности, они обе ничего не говорят о загробном мире. «Я рискну сделать следующий вывод, — утверждает Фрейд, — если Моисей был египтянином и передал евреям свою религию, то религия эта была эхнатоновой, то есть культом Атона».

Есть ещё один признак того, что евреи как нация определились именно после их исхода из Египта и что большое влияние на это оказал египтянин Моисей: «Моисей не только дал евреям новую религию: совершенно несомненно, что он ввёл также обычай обрезания… Ни один другой народ восточного Средиземноморья, насколько нам известно, не имел такого обычая; можно с уверенностью сказать, что семиты,вавилоняне и шумеры не были обрезаны… Если предположить, что Моисей был в действительности евреем, который задумал освободить своих соотечественников от служения египетским властителям и вывести их из страны, чтобы они обрели независимоё, самостоятельное существование… какой смысл был одновременно навязывать им обременительный обычай, который превращал их, так сказать, в египтян и неизбежно подкреплял воспоминания о Египте, если его цель была прямо противоположной — оторвать свой народ от страны рабства».

Фрейд предполагает, что Моисей был аристократом. Будучи тесно связанным с фараоном, он стал убеждённым сторонником новой религии. Но после смерти властителя и наступившей затем реакции Моисей увидел, что все его мечты и планы развеялись, как дым. Активная натура Моисея не смирилась с этим, и он изобрёл план создания новой империи, с новым народом, которому можно даровать религию, отвергнутую египтянами.

 «Это была, — утверждает Фрейд, — героическая попытка сразиться с судьбой, компенсировать себе — сразу в двух направлениях — утраченное в катастрофе Эхнатона. Возможно, во время этой катастрофы Моисей был правителем той пограничной провинции Гошем, в которой поселились некоторые семитские племена. Их-то он и избрал на роль своего нового народа… Евреи, с которыми он покинул родную страну, должны были стать улучшенным суррогатом египтян, оставленных позади. Они не должны были ни в коем случае быть ниже их. Он хотел сделать из них «народ святых», — об этом прямо говорит нам библейский текст».

 

Из колена Леви

В еврейской апокрифической литературе можно найти фрагменты, которые подтверждают гипотезу Фрейда о том, что Моисей не был евреем. Как известно из Библии, фараон, правивший в это время в Египте, решил извести евреев и приказал, чтобы повивальные бабки убивали всех рождающихся мальчиков, дабы евреи «не умножались числом». И вдруг еврейский младенец появляется во дворце фараона, а тот, как добродушный дедушка, берёт мальчика на колени и играет с ним. Не возмущается, когда трёхлетний ребёнок стащил с его головы корону и водрузил её на свою. Когда же фараон узнал от мудрецов, что этот поступок свидётельствует о великом будущем Моисея, он не приказал в полном соответствии с законом утопить «угрожающего его власти», а сначала дал ему блестящее образование, затем сделал военачальником.

А вот ещё один интересный момент. В Библии написано, что Моисей был «косноязычен». «Здесь, — считает Фрейд, — в слегка искажённом виде можно видеть следы воспоминаний о том, что Моисей говорил на другом языке и не мог общаться со своими семитскими неоегиптянами без помощи переводчика — во всяком случае, на первых порах. Тогда это было бы ещё одним подтверждением нашего тезиса: Моисей — египтянин».

Величайшая загадка древнееврейской истории связана с левитами — как считается, служителями религиозного культа у древних евреев. Предание гласит, что левиты принадлежали к одному из 12 колен Израилевых, колену Леви. По Библии, Моисей происходил из этого колена. Но мнение Фрейда иное: он убеждён, что левитами были египтяне, близкие к Моисею — друзья, писцы, слуги, которые вместе с ним пришли к евреям. Это предположение подкрепляется тем, что египетские имена встречаются у евреев только среди левитов.

Но великий психолог всё-таки не смог объяснить, почему евреи настолько уверовали в новую непривычную религию, что покинули благодатную страну и пошли в безжизненную пустыню за египтянином-аристократом, даже не умевшим говорить на их языке.

 

Сын фараона

Разрешить это противоречие в гипотезе Фрейда попытался российский историк Валерий Сысоев. Он согласен, что Моисей родился в аристократической египетской семье — причём в самой знатной из все возможных — в семье фараона Эхнатона. Но вот матерью Моисея была не знаменитая царица Нефертити, а еврейка Кийя. Сохранилось скульптурное изображение Кийи. «Тонкий нос с лёгкой горбинкой, пухлые губы небольшого рта, миндалевидные глаза… Я утверждаю. — пишет в своей работе Сысоев, — они принадлежали вообще не египтянке, а еврейке по крови!».

По предположению российского историка, Эхнатон, ещё будучи принцем, познакомился с Кийей во время своего путешествия в низовья Нила. «Может быть, — считает Сысоев, — что приглянувшаяся красавица уже не только была замужем, но и имела сына… Во время своей экспедиции на север Египта принц взял себе в наложницы молодую еврейку. Кончается инспекция, и принц возвращается в Фивы. Один, без Кийи». Вскоре умирает его отец, и принц становится фараоном. Спустя немного времени с севера поступает сообщение, что Кийя родила сына. Четыре года прожил Моисей со своей матерью во дворце. Но вот фараон женился на Нефертити — представительнице влиятельного клана. Кийю с Моисеем и его сводным братом отсылают в низовья Нила в еврейскую общину. С женитьбой фараона совпадают его религиозные преобразования, он принимает новое имя, строит новую столицу и отказывается от традиционного для Египта многобожия. Проходит четыре года, у Нефертити рождаются одни дочери, и тогда восьмилетнего Моисея привозят в только что возведённую столицу Египта — Ахетатон. Здесь была построена великолепная усадьба Солнца. В ней и поселилась Кийя с сыном фараона Моисеем.

Тогда становится понятным, почему знатный египтянин бросается, как нам известно из «Книги исхода», на защиту избиваемого еврея и даже, возмущённый, убивает надсмотрщика — ведь детство Моисей провёл в еврейской общине. Его сводный брат Аарон — не переводчик, и Моисей не страдал косноязычием, как это записано в Библии. Но аристократу, вращавшемуся среди полководцев и высших жрецов, трудно было донести до пастухов и ремесленников религию, в которой есть один, не имеющий образа Бог и нет понятия о царстве мёртвых. Аарон не переводил Моисея, а излагал его мысли ясным для простых людей языком.

Более логичным в этом случае выглядит и ожесточённое преследование ушедших в пустыню евреев — с ними покидал страну непримиримый противник старой религии, сын умершего фараона, законный претендент на престол, авторитетом которого могли воспользоваться враги Египта.

 

Источник: Загадки истории

 

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100