Кто такой Борис Годунов? Уверен, многие на этот вопрос лишь улыбнутся, вспомнив знаменитую фразу из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Бориску на царство?! Так он, лукавый, презлым заплатил за предобрейшее? Сам захотел царствовать и всеми владеть!». И при этом мало кто вспомнит, что Годунов больше двадцати лет управлял государством, из которых семь восседал на троне. Давайте же разберёмся, как вышло, что любимец Ивана Грозного, незнатный «Бориска», действительно стал «царствовать и всеми владеть».
Из низов
Борис родился в 1552 году в семье вяземского помещика Фёдора по прозвищу Кривой. В 1565 году, когда Борису исполнилось 13 лет, указом Ивана Грозного Вязьма отошла к особым «опричным» землям. Многие лишённые владений помещики примирились с новым порядком и сами записались в опричники. Так поступил и дядя Годунова Дмитрий. Когда после смерти отца 17-летний Борис переехал к нему жить, Дмитрий уже занимал довольно высокий пост — был главой Постельного приказа. Борис и сам смекнул, что вступление в дружину «царских телохранителей» — отличный способ добиться высокого положения. Едва ему исполнилось восемнадцать, Борис записался в опричники, и действительно его карьера стремительно пошла вверх: уже в следующем году он оказался в окружении самого Ивана Грозного и даже был назначен дружкой на свадьбе царя. В том же году Борису удалось выгодно жениться. Его супругой стала дочка одного из царских приближённых, Малюты Скуратова.
Опричнина продержалась в государстве всего до 1572 года, однако Борис к тому времени уже стал одним из любимцев царя и остался при дворе. Когда же в 1580 году царевич Фёдор взял в жены сестру Годунова Ирину, бывший помещик получил ещё и боярский титул.
Истинный правитель
В марте 1584 года Иван Грозный умер, и его место занял сын Фёдор. Новый царь оказался слабоумным и не способным править. Зная это, перед смертью Грозный назначил для управления государством регентский совет из четырёх вельмож. Борис хоть и был любимцем прежнего правителя, но всё же в список регентов не попал. Впрочем, после венчания на царство Фёдор сам облагодетельствовал своего шурина. Он пожаловал ему высокую придворную должность конюшего, назначил его наместником Казанского и Астраханского царств, а также одарил лучшими землями. Никто и подумать не мог, что выбившийся из низов бывший помещик может рассчитывать на нечто большее…
Однако в течение следующих нескольких лет стараниями Годунова при дворе не осталось ни одного из назначенных Иваном Грозным регентов. Подробнее мы рассказывали о том, как это произошло, в №4 «Тайн XX века» в статье «Последний Рюрикович». Так как блаженный царь Фёдор интереса к управлению державой не проявлял, государством стал руководить его шурин Борис, которого даже называли правителем.
От имени царя
Впрочем, правителем Годунов оказался не таким уж и плохим. В отличие от своего предшественника Ивана IV, Борис действовал больше не кнутом, а пряником. Первым делом он повсюду сменил «худых» чиновников, воевод и судей.
— Назначьте на их места лучших людей и удвойте им жалование, чтобы они могли пристойно жить без лихоимства, — повелел Годунов.
В некоторых регионах государства ещё со времён правления Ивана Грозного бушевали мятежи. Годунов объявил бунтовщикам, что новый государь милостив и простит им все преступления, если они раскаются. В Москву тут же явились старейшины бунтовщиков и объявили:
— Клянемся в верности государю Фёдору!
Годунов продолжил покорение Сибири. Узнав о том, что казаки Ермака испытывают нужду и нехватку в людях, он направил им на подмогу стрелецкие войска. Между тем в государстве шло активное строительство. Повсюду закладывались новые города и крепости. Именно при Годунове появились Воронеж, Самара, Саратов, Белгород и многие другие. Для закрепления русских в Сибири основали Томск. Укреплял Борис и уже существующие города. В 1586 году вокруг столицы выросли стены Белого города, а позже для защиты западных рубежей появилась стена вокруг Смоленска, прозванная «каменным ожерельем Земли русской».
Окно в Европу
Борис стал активно заниматься внешней политикой: принимал у себя зарубежных послов, восстанавливая утраченные во время правления Грозного связи со странами Европы и Азии. При этом в конце 16-го века Борис Годунов повёл себя так же, как и Пётр I столетие спустя — впустил в русское государство западную культуру. Из-за границы в Москву хлынули промышленники, ремесленники, врачи, купцы, учёные, которые тут же получали должности и жалование. Также немало толковых русских людей отправилось учиться за границу. На Руси в обиход вошла западная одежда, стало модным брить бороды. Вместе с европейской культурой проник в страну и европейский прогресс.
В 1601 году из-за ложного доноса по приказу Бориса Годунова подверглись опале Романовы, впоследствии ставшие родоначальниками новой правящей династии. Будущий царь Михаил был сослан Годуновым в Белоозеро.
Например, в Кремле появился водопровод — мощные насосы подавали воду из Москвы-реки.
Впрочем, когда не удавалось решить вопрос пряником, Годунов не чурался использовать кнут. К примеру, когда он мирным путём пытался вернуть земли, утраченные при Иване Грозном во время Ливонской войны, и шведы отказались их отдать, Годунов начал войну. В результате держава вернула себе Копорье, Ивангород, Корелу и Ям.
Показателем того, насколько возросло значение русского государства на мировой арене, стало и то, что в 1588 году стараниями Бориса было учреждено московское патриаршество.
Наследники
Конечно же, Борис Годунов понимал, что он держится у власти лишь благодаря родству со слабоумным царём. Между тем в Угличе подрастал Дмитрий — ещё один сын Ивана Грозного. А так как Фёдор оказался бездетным, в случае его смерти именно к Дмитрию должен был перейти трон. Возможно, так бы оно и случилось, да только в 1591 году восьмилетний царевич Дмитрий… неожиданно умер.
По одной из версий, царевича убили по приказу Годунова. В субботу 15 мая в шестом часу вдова-царица вернулась с сыном из церкви и собирались обедать. Пока слуги подавали на стол, Дмитрия позвали гулять во двор. Это оказалось ловушкой. Едва царевич с кормилицей вышли на крыльцо, на них напали убийцы Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов.
— Государь, у тебя новое ожерелье? — спросил Волохов, взяв Дмитрия за руку.
— Нет, старое… — с улыбкой ответил царевич, подняв голову.
В этот момент Волохов ударил его ножом в шею. Кормилица попыталась защитить ребёнка, однако Битяговский и Качалов вырвали у неё Дмитрия и добили.
В Угличе тут же началось смятение.
— Душегубы! — кричали люди и, изловив Битяговского, тут же забили его камнями.
Качалов попытался укрыться в избе, однако толпа выломала дверь и убила его. Пойманного Волохова притащили к гробу Дмитрия и умертвили на глазах царицы.
Впрочем, по другой версии, Дмитрий погиб в результате несчастного случая — во время игры с ребятами у него случился приступ эпилепсии, и он случайно упал на длинный гвоздь (или ножик).
Так или иначе, смерть царевича оказалась весьма кстати для Бориса Годунова. Когда же в 1598 году умер и 40-летний Фёдор, не осталось ни одного наследника из династии Рюриковичей, и встал вопрос: кому же теперь следует занять русский престол?
Да здравствует государь!
Фёдор умер, не оставив завещания. Чтобы унять все сомнения и споры, Годунов объявил «устную волю» царя:
— Фёдор Иоаннович учинил после себя на троне жену Ирину, а меня и патриарха назначил своими душеприказчиками.
Борис и так уже долгие годы фактически правил державой, потому никто возражать не стал. Однако едва русский народ присягнул в верности вдовствующей царице, как та вдруг заявила:
— Фёдор набожный, прощаясь со мной, велел мне презреть земное величие и посвятить себя Богу, — после чего удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась в монахини.
И тогда, чтобы не допустить «государственного разрушения», Дума признала:
— Да здравствует отец наш, Борис Фёдорович! Он будет преемником мате нашей, царицы!
Как писал потом русский историк 19-го века Николай Карамзин: «Первые два года сего царствования казались лучшим временем России с 15-го века… она была на вышней степени своего нового могущества».
Кара Божья
Конечно же, Борис понимал, что его положение шатко и у него не больше прав на престол, чем у других, особенно более знатных. Боясь переворота, Годунов стал мнительным и осторожным. Он начал избавляться от всех, кто так или иначе мог подсидеть его на троне. По Руси прокатилась волна репрессий.
А тут ещё на Русь обрушилась новая напасть: весной 1601 года десять дней не прекращался ливень, погубив большинство посевов, а потом в конце лета ударил сильный мороз, уничтожив урожай. В стране начался голод. Пытаясь облегчить судьбу народа, Борис повелел распахнуть царские житницы и убедил духовенство и вельмож распродавать продукты как можно дешевле. Однако тут же нашлись предприимчивые спекулянты, которые стали скупать дешёвый товар и складировать его для повышения спроса. Царь щедро раздавал нуждающимся деньги, да только те быстро обесценивались, соразмерно растущим ценам на продовольствие. Положение осложнилось ещё и тем, что, узнав о щедрости государя, многие бросили свои земли в глубинке и устремились в столицу. В итоге некому стало сеять, чтобы вырастить следующий урожай.
— Это — кара Божия за то, что царствие Бориса незаконно и не благословлено небесами, — всё больше роптал народ.
Дошло до того, что на Руси вспыхнул мятеж, да такой силы, что в сентябре 1603 года армия бунтовщика атамана Хлопка Косолапа приблизилась к столице. Чтобы разгромить её, Годунову пришлось выставить целое войско.
Не прошло и года, как царю Борису доставили ещё одну тревожную весть. Докатился слух, будто царевич Дмитрий каким-то чудом выжил и теперь собирает армию, чтобы силой оружия вернуть себе отцовский трон. В октябре 1604 года русские границы действительно пересёк «царевич», прозванный впоследствии Лжедмитрием I, и при поддержке поляков двинулся на Москву. К тому времени репутация Бориса в народе ослабла настолько, что люди встречали самозванца как освободителя. Пришлось Годунову отражать и эту угрозу — он выслал против Лжедмитрия войско и разбил его в битве при Добрыничах. Впрочем, самого самозванца схватить не удалось. Тот отправился собирать новое воинство, чтобы уже в следующем году вновь попытаться завоевать Русь. Да только Годунов до этого не дожил. Давнишняя болезнь и события последних лет окончательно подорвали здоровье 53-летнего Бориса, и в апреле 1605 года он умер. Впрочем, ходили слухи, что царя отравили или он сам в отчаянии принял яд.
Источник: Загадки истории