На этой неделе в СМИ образ православного священника: с ружьем, кипой денег и с алкоголем за рулем. Как видите, не только меньшинствам достается.
Первый случай нам рассказывает о фотографиях ВКонтакте иерея петербургского храма Благовещения Пресвятой Богородицы Артемия Егурного. На одной фотографии запечатлены двое бойцов в камуфляже, которые стоят плечом к плечу, а в руках у них автоматы. На втором — священнослужитель сидит за стеной, как бы в снайперской позиции. Подписи под фотографиями намекают, что отец Артемий был в Луганске 16 января. После того, как эти фотографии облетели все известные СМИ (особенно украинские), журналисты начали поиск истины. И выяснилось, что Артемий Егурный никуда в январе не уезжал, фотографии сделаны на полигоне во время игры в страйкбол, а надписи ВКонтакте — это чья-то неудачная шутка.
Второй случай связан с жизнью в социальной сети Павла Шульженка, дьякона в храме князя Александра Невского в Красном Селе, и его активной политической позицией против Украины. Несколько фотографий вызвали волну негодования: священник с пивом в пабе, священник с горой денег на столе и священник в обнимку с бойцами ДНР и ЛНР. В митролополии говорят, что неоднократно увещевали служителя о его поведении. Сейчас Павел Шульженок отстранен от службы. Вот, что он говорит в соцсетях о внезапном внимании к себе:
«Итак, что я имею сказать. Сердечно всех приветствую, благодарю друзей и братьев за поддержку. Вброс, героем которого я сделался, разумеется вызвал волну негодования и адовой ненависти, от которой даже пришлось огораживаться, чего я прежде предпочитал не делать. Отвечу по существу. Будучи не только ценителем, но и вполне представителем ирландской культуры, с многовековыми христианскими традициями, ничего не вижу зазорного и постыдного в том, что бы пропустить пинту пива в пабе. Главное в этом деле после употребления пива не набезобразничать. Никаких канонических нарушений в употреблении пива не вижу. Особенно гиннесса, особенно в пабе. Будоражащая умы фотка с кучей денег. Легко догадаться, что это сумма пожертвований в городском храме за длительный период времени. Непосредственно из неё я могу рассчитывать на более чем скромные комиссионные за пересчёт, которых в нынешних условиях едва хватит на обед в макдональдсе. Завидовать нечему. Ну и по моей антиукраинской позиции. Как христианин, я должен любить людей, но ненавидеть грех и заблуждения. Так вот не нужно думать, что сами по себе люди, называющие себя украинцами, вызывают у меня ненависть. Я иногда гневаюсь, но совершенно на конкретных лиц, за совершенно конкретные деяния. Но разумеется, к категории называемой „украинцами“ ненависти не испытываю. Совсем иначе обстоит дело с украинством, как мировоззрением. Такое мировоззрение, ставшее причиной многих бедствий и, в конечном итоге, войны между русскими людьми, разумеется мной презираемо. И конечно, я считаю, что государство, построенное на украинстве, само по себе ошибочно. Такова моя позиция по этому вопросу. Всем peace. Всех люблю».
Третий случай связан с ДТП под Нижним Новгородом, который устроил настоятель храма Владимир Гаврилов. Водитель находился в нетрезвом состоянии (подтверждено тестом), во время интервью он нецензурно выражался, на вопросы отвечал уклончиво. За внятным объяснением, что произошло со священнослужителем, журналисты обращались во многие инстанции, в том числе и местную епархию, где служил отец Владимир, но получали либо отказ в комментариях, либо ответ «такого не может быть». Переосмыслить эту ситуацию попыталось «Эхо Москвы» в беседе с Андреем Кураевым.
М. Королева: А что церковь с такими людьми делает? Отлучить от церкви, потому что, судя по всему, суд ему особо не грозит никакой. Ну разве что за мат в общественном месте и за то, что врезался в фуру. А вот что с этим делать. Что должна сделать церковь, чтобы такого больше не было.
А. Кураев: Не знаю. Слава Богу, я не епископ. Если мы хотим действовать с точки зрения чисто правовой, то здесь и у государства и у церкви нет для него каких-то особых окончательных статей. Пьянство за рулем государство карать может, а у церкви такого канона нет — «Батюшка, в пьяном виде не садись в телегу». Ну нет такого канона, не придумали в те самые византийские времена. Вызывающее у него поведение, провоцирующее, да, это правда. Но если то, что ты породил какие-то неприятные отголоски в общественном мнении, считать поводом для лишения сана, то можно с такой дубинкой расправиться с любым. Этак любого можно закатать.
Все три случая здесь опубликованы не для того, чтобы поглумиться над священниками, а чтобы мы обратили внимание на этот событийный ряд. Стоит отметить, что все три случая — разные. Первый, ошибка или чья-то шутка, доведенная до предела и вывернутая на изнанку. Шутки про больное — не смешные. Второй, был бы этот священник замечен, если не имел радикальных антиукраинских взглядов? Возможно, его фотографии использовали бы в демотиваторах против религии и на этом бы все закончилось. В третьем случае, кроме вождения в нетрезвом виде выясняется, что священник имеет еще и дорогой дом с хорошим авто. Про Украину не слова, но внимательные читатели уже подогреты двумя предыдущими событиями и продолжение для них очевидно, мол, вот оно священство в России.
Неужели и здесь заказ? Но судя по всему, священнослужители делали эти поступки осознанно. Вопрос, в какой мере здесь использованы журналистские технологии поиска таких случаев? Что с разницей в несколько дней мы получаем такие ситуации, где дискредитируется образ православного служителя. Специально или случайно? Иногда кажется, что есть силы, которые выше, чем вселенские заговоры. Они же являются прародителями закона подлости и того, что мы называем совпадением. Как бы то ни было, людям, которые учат других людей нравственности и духовности нужно быть предельно осторожными в своем поведении, чтобы не давать повода тем, кто его ищет. Один православный священник ответственен не только за свой приход, но и за все православие в целом как перед своей страной, так и перед всем миром. Это касается и представителей других религиозных традиций.
Источник: Религиоведческий журнал
Комментарии
------
Это совершенно верно и даже самоочевидно. К сож., сам патриарх значительно подмочил авторитет РПЦ часами и судом с соседом.