Анализируя статистические данные МВД о посетивших рождественские богослужения, можно констатировать, что с 2013 года картина не изменилась. В некоторых регионах количество верующих, пришедших в храмы в рождественскую ночь, сократилось довольно сильно, например, в Пермском крае – в два с лишним раза, в Воронежской области – на четверть, в Башкирии – на треть. В части регионов, наоборот, наблюдается увеличение - где незначительное, где посущественней, как в Костроме, примерно на 15 %, а где-то, как в Мордовии, в два с половиной раза.
Такие колебания можно связывать особенностями подсчета либо с влиянием погодного фактора: возможно, подошедший холодный фронт и слишком ветреная погода объясняют довольно сильное одновременное уменьшение числа посетителей храмов в Брянской и Воронежской областях.
В целом ситуация остается стабильной: количество посещающих рождественскую службу, по данным МВД, за семь лет выросло с полутора до двух процентов от общего населения страны.
При этом следует отметить несколько важных моментов. Количество храмов, в которые ходят верующие, постоянно растет. За исключением Рязанской области, где по каким-то причинам службы в Рождество велись в на четверть меньшем числе храмов, чем раньше, в остальных регионах количество храмов выросло примерно на 5 % за два года. Т.е. церковь строит новые храмы и обеспечивает священниками построенные ранее.
Однако при увеличении числа храмов количество верующих практически не меняется: пришедшие на рождественские службы в разных регионах вместе составляют около 2 % от всего населения.
Это дает представление о масштабе влияния Русской православной церкви в данный момент. По данным социологических опросов о религиозной идентичности, в последние годы 70-75 %, а по некоторым опросам, до 80 % опрошенных говорят, что они православные. Несмотря на это, количество людей, способных дойти до храма во второй по значимости праздник после Пасхи, остается в пределах статистической погрешности.
Подобный зазор можно в значительной степени объяснить пропагандой православия на телевидении, которую многие наблюдатели воспринимают как подтверждение роста влияния церкви и православия на современную жизнь общества. Но в действительности заметного влияния на повседневные практики российских граждан эта пропаганда не оказывает.
Если брать динамику религиозности за более длительный период, например, за последние 25 лет в Москве, то после серьезного провала начала 2000-х, сейчас число посетителей храмов доросло уровня начала 1990-х годов. Его увеличение (если оно зафиксировано корректно, а не является предметом манипуляций) коррелирует с тем фактом, что население города выросло с начала 1990-х примерно в полтора раза.
Подводя итог, можно сказать, что максимум, что смогли сделать пропаганда и, возможно, некоторые ухищрения при подсчете, это восстановить уровень религиозности 1990-х годов.
Автор – к. ист. наук, автор книги «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» (М., 2004)
Источник: ИАЦ Сова
Комментарии
Да, нынешнее представление (и употребление) религии регламентируется соображениями политического свойства или, если угодно, полит. прагматизма. При этом, от религии как таковой, здесь остается ничтожно мало, но остается. Ровно столько, сколько требуется для использования ее в качестве инструмента)
Но такая религия, как понятно, не имеет никакого отношения ни к "вере религиозной" (в любой даже самом архаичной ее форме), ни к "нравственности религиозной", место которой замещается долженствованием, ни к сугубо личностным аспектам богоообщения.
То есть, это - "другая религия"...
Кстати, даже мы с Вами, сидя за столом, могли бы сотворить по мере необходимости, дюжину-другую подобных
Помню разговор с одним татарстанским гос. деятелем. Ему говорят: ну, вот настроили вы мечетей в микрорайонах, а они пустые, людно только на Курбан-байрам да на Уразу-байрам. Он ответил: да, но попробуйте закрыть хоть одну их этих полупустых мечетей. И вы увидите как те самые люди, что приходят в мечеть на праздники показать свои шмотки и автомобили, выйдут с протестами на улицы.
И тут уж вопрос о том какая это религиозность ("другая", "не другая")не так актуален ;)
Если же иметь в виду религию в целом, то это гораздо более широкое явление, чем "только вера" или "только доктрина" или "только культ" и т.д. Тем более, это не "только Библия", "только Коран", "только Веды" и прочее. А все человечество, это не "только христиане", "только мусульмане", "только атеисты" и тому подобное. Поэтому, если Вы взялись бы изучать религию, как уникальный фактор в формировании всех известных культур человечества, то Вам потребовалось бы много чего еще, кроме "веры". И это другая тема.
В таком контексте, предложение принимать во внимание при исследовании академичных характеристик религиозности (практикования религии), например, почти поголовное "крещение во младенчестве", которое до сих пор практикуется даже и атеистами, да и чисто популистские, культовые (и сомнительные для христианства) акции, вроде поклонения поясу, это разговор о "другое религиозности". По существу, аналогичной любой идеологически обсуcловленной тенденции в социуме - как религиозной, так и иной.
Короче говоря, вопросов возникает немало. И одним этим подтверждается, что серьезное отношение к обсуждению роли и новых форм религии в наши дни, выглядит полезно.
Малое количество посетителей храмов на праздники никак не может быть доказательством любимого либерального тезиса о том, что реальная роль православия в России, в общественном сознании несущественна. И если уж на то пошло, почему бы не принять во внимание и другие формальные,статистические показатели: процент крещенных младенцев у русских, например. А если нравятся яркие моменты - количество людей, пришедших к поясу Богородицы.