Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 211 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СПИРИТИПИЧЕСКИЕ МИРЫ

Печать

Алексей УИТ

 

...В настоящее время в различных эзотерических учениях существует много так называемых тонкоматериальных миров, в которых существуют различный сверхъестественные существа, которые я называю спиритипами. Определение спиритипа можно дать такое: "Спиритипы - это духовные образы включающие мифологические и эзотерические символические образования".

 

В концепции К. Г. Юнга основное внимание уделено мифологическим образам я добавил еще мистические. В современном мире, когда огромный интерес общественности к НЛО, инопланетянам, сверчеловеческим существам. Появляется вопрос как их рассматривать, поэтому как представить психологической науки определение их в качестве мистических существ или образов, в концепции трансоанализа буду называть спиритипами.

Спиритипические миры - иллюзорные миры созданные воображением в подсознание человека, пока непонятно под влиянием какого фактора, возможно опирающиеся на мифологию предков, и спроектированные на сознании человека. В некоторых религиях допускается множество миров, в которых может пребывать душа. Одной из таких религий является буддизм. Прежде всего, там есть представление о нирване - совершенном мире, где полностью отсутствует зло и нет течения времени в нашем понимании. Но обычный человек, даже очень хороший, не может в него войти. Для этого надо быть не только добродетельным, но и просветленным, понять, частью чего является человеческая жизнь. Но весь опыт нашей повседневности не дает ответа на этот вопрос.

Нирване противопоставляется сансара - совокупность миров, в которых в той или иной степени присутствует зло, что делает их несовершенными. Кроме того, в них есть время, что свидетельствует об их иллюзорности - ведь время все уничтожает, и ничто не существует вечно. Эти два признака - наличие зла и времени - позволяют буддистам считать все миры сансары "нечистыми".

Большой интерес для нашего исследования представляет такой священный текст, как "Тибетская книга мертвых". В ней говорится о том, что существуют шесть основных миров сансары, куда люди чаще всего попадают после смерти. С психологической точки зрения иллюзорные миры сансары следует рассматривать скорее как полное погружение в характерные для этих миров душевные состояния, нежели как занимающие конкретную территорию в нашем трехмерном пространстве. Они существуют одновременно с нами, рядом с нами, вокруг нас.

В эти миры мы попадаем под влиянием преобладающей в нас душевной направленности. Она зависит от того, о чем мы обычно думаем и как именно, какие эмоции мы испытываем чаще всего, к чему стремимся, чего боимся, что любим и чем восхищаемся. Возможно, в этих созвучных нам мирах мы в конце концов закономерно оказываемся по окончании жизни. Люди, психологический тип которых соответствует тем или иным мирам, вполне узнаваемы в нашей повседневной действительности. Своим характерным способом восприятия реальности, эмоциональным откликом на события и вытекающими из этого поступками они сами создают свои миры.

Но, изменяя свое восприятие жизненных событий и поведение, мы можем начать резонировать с более высоким миром и, соответственно, улучшить наше будущее - посмертное или будущее этой жизни.

Итак, в этом цикле статей мы будем говорить о типах миров и типах созвучных с ними людей.

Высший мир в сансаре - это мир дэвов, или богов. Он находится выше нашего мира людей и очень похож на христианский рай - там также не существует тяжелого труда, тягот жизни, а, напротив, царит всеобщее блаженство и беззаботность. Прекрасные пейзажи, сказочные дворцы, драгоценные камни, отдых, наслаждения, приветливые лица вокруг. Казалось бы, там есть все, чего только можно пожелать. И все же это только сансара...

В настоящий момент существует огромное количество различных картографий тонкоматериальных миров, которых в дальнейшем я буду называть спиритипическим миром. Почему я считаю термин "тонкоматериальный" не корректным, его можно разложить на "тонкий" и "материальный" тонкий можно определить как не сразу заметный, скрывающийся в глубине чего-то, такой, до которого нужно доискиваться. Материальный мы обозначим в словосочетании мир следовательно материальный мир - это мир в котором живем. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

Надо сразу сказать, что нет доказательств существование тонкоматериального мира, он существует только в человеческом сознании и воображении. В эзотерике тонкоматериальный мир считается частью реальностью, однако доказательств этому ни каких нет. Поэтому с моей точки зрения нужно тонкоматериальный мир отнести к иллюзорному, созданным воображением, а значит в реальности не существующем, поэтому в психологии, употреблять термин спиритипический мир (от латинского spiritus - душа, дух), мне кажется, с точки зрения психологии и трансоанализа наиболее правильным. Психология не должна впитывать различные эзотерические термины в том числе и трансперсональная психология.

А сейчас мы более подробно рассмотрим картографию спиритипических миров.

 

1. Спиритипический мир в шаманизме

Шаманизм, пожалуй, является самой древней сохранившейся мистической традицией нашей планеты.

Одним из важнейших элементов практики шаманизма являются карты спиритипической реальности.

Они могут иметь самую разнообразную форму: передаваться в устной традиции, отображаться в геометрии жилища и окружающего ландшафта, изображаться на бубне или костюме шамана, рисоваться на бумаге. В любом случае они являются важнейшим инструментом навигации в космосе шамана.

Шаманы верят, что космос состоит из трех миров : верхний мир высшего духовного начала, нижний, или подземный, мир темных сил и средний мир, или земля. В центре этой космологической конструкции находится священное Древо Жизни, которое соединяет эти три мира. Его корни прорастают в подземный мир; ствол прочно закреплен в среднем мире; ветви устремляются вверх к высшим богам племени.

Представление о нижнем и верхнем мирах в шаманстве не связано с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

 

2. Шесть миров сансары

Мир голодных духов Коренная эмоция мира голодных духов (прет) - алчность.

Традиция изображает прет как существ с огромным, вечно пустым брюхом, крошечным ртом и очень тонким горлом. Одни обитают в иссохшей местности, где сотни лет никто даже не слышал о воде, другие могут находить пищу и питье, но стоит крошечному рту проглотить хоть каплю, как пища воспламеняется в желудке, причиняя жесточайшую боль. Прет терзают разные муки, и все они - следствие скупости и препятствования щедрости других.

Мир животных Корень мира животных - неведение. Оно переживается как чувство растерянности, тупости, неуверенности или непонимания. Многие люди ощущают мрак и печаль, источник которых - подобное неведение; они испытывают какую-то потребность, но даже не знают, чего хотят или что делать, чтобы получить удовлетворение. На Западе человека часто считают счастливым, если он постоянно занят делами, но даже самый деловой человек может оставаться во власти неведения, если он не знает своей истинной природы.

Мир людей Коренная эмоция мира людей - ревность. Когда нами владеет ревность, мы хотим удержать и не отдать никому то, что имеем: идею, вещь, связь. Мы видим источник счастья в чем-то внешнем, и от этого все больше возрастает наша привязанность к объекту желания.

Мир полубогов Главная беда мира полубогов (асур) - гордость. Гордость - это чувство, связанное с достижением, а зачастую также с территорией. Одна из причин войн - именно гордость людей и народов, которые убеждены, что могут решить проблемы других.

Скрытая разновидность гордости проявляется и в тех случаях, когда мы считаем, что в чем то - это может быть способность или черта характера - уступаем другим.

Такое вывернутое наизнанку себялюбие отдаляет нас от окружающих.

Гордость соотносится с горловой чакрой. Она часто проявляется в злобных выходках, а противоядие от нее - полный покой и смирение, которые возникают, когда мы пребываем в своей истинной природе.

Мир богов Корень мира богов - блаженная рассеянность. В этом измерении пять отрицательных эмоций присутствуют в равной мере - они уравновешены, как пять гармоничных голосов в хоре. Боги погружены в дурман ленивой неги и себялюбивого блаженства.

Их жизнь, которая длится целую кальпу, полна изобилия и безмятежна. Все их нужды удовлетворены, а желания исполнены. Как и некоторые люди и целые страны, боги поглощены наслаждениями и погоней за наслаждениями. Их переживания не опираются на чувство реальности. Предаваясь бессмысленным развлечениям и удовольствиям, они пребывают в рассеянности и не ступают на путь к освобождению.

 

3. Космология буддизма

Буддийская картина мира представляет собой психокосм, то есть описание мироздания с точки зрения того, кто его воспринимает.

В основе буддийской космологии лежит общемифологическое представление о мировой оси, воплощении закона мироздания, благодаря которому мир отделен от внешнего хаоса. Мировая ось мыслится максимальным средоточием блага и порядка. Соответственно в мифологических системах она часто принимает вид мировой горы. Именно так обстоит дело в буддизме, заимствовавшем из индийской мифологии образ мировой горы Меру (Сумеру).

В архаичных мифологиях на вершине мировой горы обитают благие боги. Эта идея была довольно сложным образом трансформирована буддизмом, который не отрицает существования богов как Индии, так и всех стран, куда Учение Будды пришло позднее, однако, согласно буддийской космологии, все эти боги не покидают сансары и так же смертны, как и люди, с той лишь разницей, что живут неизмеримо дольше.

В мифологии мировая ось служит своеобразной лестницей между тремя мирами - верхним (божественным), средним (человеческим, земным) и нижним (преисподней, адом). Несмотря на кажущуюся универсальность концепции этих трех миров, в индийской мифологии она возникла сравнительно поздно, и в гимнах Ригведы представлений о преисподней нет, хотя идея трех миров присутствует: это небо, воздушное пространство и земля.

Это нижний уровень буддийского макрокосма - камадхату, мир страстей. Выше его располагается мир форм - рупадхату, а над ним наивысший уровень - арупадхату, мир без форм. Если отвлечься от мифологических форм выражения, то мы легко поймем, что перед нами картина духовного роста - от обычного человека, раба своих страстей, до личности, всё более восходящей по пути к Просветлению. Для человека, не подготовленного к восприятию в философских терминах, буддизм объясняет это через буквальные, зримые образы - от уровня к уровню существа живут всё более счастливо и долго; идея духовного роста передается через описание высших существ как буквально непомерно высоких.

 

4. Спиритипический мир Калачакры

Абхидхармакоша Следующий цикл начинается с возникновения сильного кармического ветра. Т.е. действия, намерения, поступки существ, живших в предыдущем цикле, вызывают невероятно сильные ветры, дующие сразу во всех четырёх направлениях пространства. Говоря современным языком, после окончания очередного цикла разрушаются все формы вещества, материи, но какая-то часть информации остается (коллективная карма). Она то и становится зародышем, побудительным фактором следующей вселенной.

Таким образом, сильные порывы кармического ветра наполняют пространство, проявляя атомы пустоты, затем вызывают возникновение атомов воды и формирование облаков. Выпадающая из них вода формирует гигантские водяные цилиндры, служащие основаниями отдельных миров. Затем сильные порывы ветра вызывают сгущение воды и появление элемента земли, из которого формируется гигантский золотой диск земли. И уже после этого в центре диска появляется четырёхугольная гора Меру, на каждой стороне которой имеются 4 террасы. Эта священная гора состоит из самых чистейших элементов: золота, серебра, ляписа и кристаллов. Она и образует центр каждого отдельного мира со своей божественной иерархией, солнцем, луной и звёздами, демоническими слоями.

Согласно древним буддистским текстам в момент возникновения вселенной при начале очередного цикла формируется огромное множество таких миров (как минимум сотни миллионов). И все они обладают похожей структурой со своей горой Меру и всеми остальными атрибутами реальности, о которых мы поговорим позже.

Вокруг горы Меру формируется 7 горных цепей, состоящих из золота. Причем каждая цепь имеет квадратную форму и тем выше, чем ближе к Меру (если двигаться из центра, высота каждой последующей горной цепи будет в два раза ниже). Пространство между ними заполняется водой, льющейся из облаков, и образуются моря, все они носят название внутреннего океана.

Огромное пространства от внешней горной гряды до краев верхнего золотого диска земли так же заполняется водой и образуется очень соленое Великое внешнее море. Край золотого диска земли огражден восьмой горной стеной, состоящей из железа. Внутри внешнего моря плавают 12 континентов, сгруппированных по три по четырем основным географическим направлениям.

Средний южный континент Джамбудвипа (Jambudvipa) и является миром людей и животных - Землей. Однако не следует забывать, что мы имеем дело с тонкоматериальной картографией, поэтому геометрия земли в этом изображении довольно сильно отличается от привычной нам географии.

Над самой высокой горной стеной, примерно на половине высоты горы Меру размещаются орбиты солнца и луны, вращающихся вокруг неё. Вершина горы Меру плоская и имеет квадратную форму. На ней, в центре квадрата расположен город Садарсана, в свою очередь в его центре находится дворец властителя 33 главных Богов реальности. Этот город уже относится к высшей реальности и считается первым слоем неба. Возможно, часть легенд о Шамбале связана именно с этим городом.

Над вершиной горы Меру концентрично расположены слои высшей тонкоматериальной реальности - 25 небес или прибежищ (vimana). Причем чем выше слой, тем чище соответствующая реальность, тем она тоньше и шире и тем больше расстояние между соседними слоями. Первые четыре слоя относятся к реальности страстей или желаний (к ней же принадлежат и все миры расположенные ниже). Следующие 17 небес носят имя реальности форм, т.е. составляющие их объекты и сущности обладают определенными формами, но уже не привязаны к желаниям и страстям. И последние 4 неба относят к реальности, не имеющей формы, т.е. к высшим информационным планам нашей вселенной. Естественно вся эта космическая иерархия расположена в многомерном пространстве и образы горы Меру, горных стен, океанов, гигантских цилиндров из первоэлементов, лежащих в основании являются лишь метафорами, призванными хоть как-то структурировать невероятно сложные образы многомерного мира. Ну а самое главное эти образы позволяют дать человеку систему ориентиров в тонкоматериальных странствиях, создать некое подобие карт многомерной реальности.

Как и в большинстве других эзотерических традиций в буддизме демонические миры располагаются ниже земной реальности, под континентом Джамбудвипа и образуются 8 холодными и 8 горячими адами. Естественно, когда мы говорим "выше" или "ниже", не следует забывать, что мы оперируем образами многомерной реальности. И вертикальная ось связывается с 4-м или n-м измерением пространства, по которому расположена гора Меру. Поэтому не стоит рассчитывать найти мир Богов высоко в небе, а ад под землей или отыскать Шамбалу где-нибудь в затерянных ущельях Гималаев.

Калачакра тантра. Согласно Калачакре космос каждого мира так же формируется вокруг горы Меру. Однако его основанием служит не цилиндр, а четыре гигантских диска соответствующие первоэлементам (см. 34 и 35). Самый нижний состоит из первоэлемента воздух и имеет самый большой диаметр, следующий образован огнем. Затем идет вода и в самом верху находится самый маленький диск первоэлемента земля. На нем и стоит гора Меру. Однако она имеет округлые, конические очертания и сужается к основанию. Вокруг нее расположены шесть горных хребтов, образующих концентрические окружности. Между ними находятся шесть океанов.

За последним горным хребтом, на внешней части диска земли так же как в Абхидхармакоше находятся 12 континентов, по три в каждом из четырех кардинальных направлений. Однако в данном случае все они расположены на суше, а не плавают в океане. Средний южный континент соответствует земной реальности, миру людей и животных.

Под миром людей в диске земли расположен мир асуров, а затем нагов (змееподобных существ). Нижняя половина диска земли и три нижних диска являются вместилищами адских реальностей, тем худших, чем ниже они расположены (см. рис. 35). Все они носят название безрадостной реальности.

 

5. Спиритипический мир Даниила Андреева

Роза Мира - религиозно-философское учение русского писателя и философа Даниила Леонидовича Андреева (сына писателя Леонида Андреева), изложенное им в одноимённом трактате, а также в ряде художественных произведений, в особенности в поэтическом ансамбле "Русские боги" и метаисторической трагедии "Железная мистерия".

Роза Мира представляет мир как многослойную реальность, разделённую на ряды миров - миров восходящего ряда (ведущих к Богу), и миров ряда нисходящего (творимых противобожескими силами во главе с Люцифером). Миры сосуществуют друг с другом, различаясь по количеству пространственных и/или временных координат. Вся Вселенная суть поприще творчества и становления множества созидаемых Богом индивидуальных духовных единиц - монад. Каждая монада подобна Богу и обладает неисчерпаемым творческим потенциалом и свободой. Монады, по Андрееву, делятся на две онтологически различные группы - богосотворённые (их большинство) и богорожденные (их меньше, но они обладают изначально большими дарами и предназначены к водительству мирами).

В космосе Даниила Андреева очень важны метаисторические связи между слоями, т.е. связи обуславливающие тесные энергетические и информационные взаимодействия, сильную коррелированность исторических процессов, симбиотические отношения. Такая взаимосвязанная группа слоев образует брафматуру. Брафматура нашей Земли или Шаданакар по Д. Андрееву, включает 240 слоев. Аналогично в нашей солнечной системе существуют брафматуры Солнца, луны, Венеры и других планет.

Слои входящие в брафматуру Земли или Шаданакар имеют число пространственных измерений не превышающих 6, а временых до 236, хотя представить себе такую большую временную размерность довольно сложно. Кроме того в нашей вселенной существуют брафматуры связанные с макрообъектами, такими как звездные скопления, галлактики и т.д.- макробрафматуры. А так же микробрафматуры, связанные с размерами отдельных молекул, атомов и элементарных частиц.

В целом, согласно Даниилу Андрееву, в структуре Шаданакара - нашего мира - можно выделить Миры восходящего ряда, Высшие миры, Демонические миры инфраизики и миры стихиалий - духов связанных с природными образованиями. Среди последних присутствуют как духовные, так и демонические монады. Соответственно связь нашей брафматуры с другими слоями вселенной происходит, главным образом, через область Высших миров и через нижние слои миров инфрафизики ( нисходящего ряда).

Эти слои Шаданакара сложнее всего описать, так как они являются проявлениями наиболее сложной, высшей ткани реальности. Кроме того, доступ в них открыт только душим, достигшим высочайших уровней просветления. Сам Даниил Андреев, описывая эти планы реальности, основывается не на собственных впечатлениях, а информации полученной от учителей (Файдыш, 1999). Пространство высших миров имеет пятимерную размерность, а число временных координат больше 200 ( это число одновременно текущих временных потоков). Понятно, что на этих уровнях реальности привычные нам понятия формы, энергии, силового поля теряют всякий смысл.

Высшие миры Шаданакара начинаются с Синклита человечества, сакаулы вздымающейся над хрустальными пирамидами Трансмифов пяти верховных религий. Она включает семь слоев. В этой сакауле находятся высочайшие представители человечества, прошедшие духовную эволюцию в мирах восходящего ряда. Их общее число не превышает 1000 человек. Ранее они принадлежали к разным религиозным и этническим традициям, однако на этом уровне подобные различия стираются.

Дальше расположена сакаула великих иерархий, включающая 11 слоев. В ней находятся архетипы верховных Божеств, бывших объектами почитания в различных древних традициях. На уровне этой сакаулы так же уже отсутствует метакультурная привязка.

Следующая сакаула - сакаула демиургов очень тесно связана с метаисторией Земли. Каждый Демиург создает и возглавляет суперэтнос, управляет его развитием. В этом ему помогает одна из Великих сестер - Соборная душа нации. Вместе они воплощают архетипы женского и мужского начала и являются богорожденными монадами. Подавляющее же большинство остальных монад являются богосотворенными. В отличие от них богорожденные монады проходят совсем иной путь развития не нуждаясь в кармических перевоплощениях. Миром откуда они входят в нашу реальность и где находятся их монады во время их странствий в Шаданакаре и является сакаула Демиургов. Она состоит из 3-х слоев. Первый, Рангарайдр - родина Демиургов и Великих сестер ( идеальных душ сверхнародов ). Второй, Астр место пребывания и рождения монад Младших сестер и духов народоводителей (это уже богосотворенные монады, связанные с отдельными нациями, входящими в сверхнарод).

Выше находится сакаула, через которую происходит общение иерархий Шаданакара с иерархиями макробрафматуры и Вселенной.

Еще выше лежат слои Элиты и Единой церкви Шаданакара, где находятся монады и души достгшие высочайшего просветления.

Наивысшая сакаула Шаданакара (Мировая Сальватэрра) состоит из трех слоев, сферы планетарного логоса, являющегося творцом нашей брафматуры и двух сфер архетипов женственности. Эта сакаула венчая Шаданакар одновременно проникает во все его слои кроме четырех миров демонической основы и Суфэтха.

Таким образом, именно взаимодействием всех уровней этой сложнейшей иерархии, образующей брафматуру Шаданакара и определяется ход человеческой истории. При этом конечной целью светлых сил является преображение самой структуры материальности, ее эволюция в духовную сферу, трансформация материи в "тело света". Именно в этом смысл нисхождения Духа в материю, бесчисленных реинкарнаций.

В космосе Даниила Андреева борьба светлых и темных сил происходит на всех уровнях организации нашей вселенной. И чтобы помогать светлым силам, осозновать глубинные истоки тех или иных исторических событий очень важно хорошо понимать тонкоматериальную организацию нашей реальности, знать ее картографию.

 

6. Спиритипический мир и космология

Среди так называемых контактах с НЛО есть тоже интересные спиритипические миры. Историю, которую я расскажу взята из книги Дьячкова В. П. Встреча с непознанным: Полеты на пикран возможны?!

Поздней осенью 1980 года сотруднику одного из костромских учреждений Ипату Федоровичу Маянцеву приснился удивительный сон, имевший не менее удивительное продолжение. 
Ипат Федорович оказался в очень большом, незнакомом городе, выглядевшем совершенно неадекватно земным представлениям. Все дома были ослепительно-белые, в основном двух- и трехэтажные, с закругленными краями. Такими же были окна и двери. Большая часть домов имела надстройки типа башенок, минаретов, колоколен. Улицы разделялись на ряд дорожек, движущихся, как эскалатор в метро. Полоса рядом с тротуаром двигалась медленно, ближе к осевой линии - быстрее. Виднелись транспортные средства - небольшие вагончики, сцепленные по семь-восемь штук, и они "летали" со скоростью 40-50 км/ч примерно на высоте одного метра от поверхности земли. 
Освещённость была достаточно сильной, но никакого светила не было видно. Цвет неба - зеленоватый. Облаков, туч, ветра не наблюдалось. Состояние организма было вполне комфортное, ощущалась приятная свежесть и легкость. Везде было много зелени, выделялись высокие, стройные деревья с большими желтыми цветами. С пригорка виднелась широкая река, но вода в ней казалась свинцовой, мертвой, без видимого движения.
На улицах было много людей. Внешне они выглядели обычными, но высокими - около 2,5 метра. Женщины и мужчины одеты практически одинаково - в длинные балахончики с плотно закрытой грудью. У некоторых женщин они были подпоясаны в талии. Мужчины имели прическу, напоминающую стрижку "под горшок" с небольшими бородками, женщины - длинные, зачесанные назад волосы, до плеч или несколько ниже. У части женщин волосы скреплялись цветными тесемками, бусами. Все без исключения были светлокожие и светловолосые. Среди взрослых попадались и дети, но младенцев и особенно пожилых людей не было. 
Люди двигались и стояли небольшими группами. Создавалось впечатление, что они о чем-то оживленно разговаривают и при этом сильно жестикулируют. 
Ипат Федорович у кого-то спросил (собеседник прямо не наблюдался): 
- Что это за город, куда я попал? Ему ответили как бы телепатически: 
- Вы на материке Гессахт планеты Пикран, а город столица Гессахта Лау-Гесс.
Через некоторое время, в конце декабря, Ипат Федорович увидел ещё один подобный сон с точно такими же реалиями, только город был поменьше и местные жители называли его Лау-Тенаус.
В январе 1981 года Ипат Федорович Маянцев опять увидел несколько снов, связанных с планетой Пикран. В первом же из них, когда он сидел за большим круглым столом, кто-то (четкой видимости не было) дал ему задание составить карту материка Гессахт. При этом было сказано, что Пикран принадлежит к созвездию Лебедя, он - четвертая планета звезды Люкк, расстояние до Земли от Пикрана - 3,5 парсека.
Тут надо заметить, что Ипат Федорович достаточно прилично ориентировался в астрономии. Правда, о звезде Люкк он слышал впервые, но о созвездии Лебедя и о том, что парсек - это единица измерения расстояний в астрономии, был осведомлен. Не поленился полистать Большую Советскую Энциклопедию, благо она у него есть дома. Оказалось, что парсек составляет 3,263 световых года. 
Затем в несколько приёмов во сне в сознании Ипата Федоровича фиксировались фрагменты карты Гессахта; он просыпался и начинал рисовать. Вначале ему показали контуры материка, омывающие Гессахт океаны. Моря, заливы, а также озера, реки, пустыни. Точное расположение и конфигурация объектов на карте сперва давались зрительно, далее корректировались словесно: южнее, севернее, больше, меньше, влево, вправо и так далее. 
Когда карта была практически готова, Ипат Федорович нанес на нее тем же порядком 105 городов с числом жителей более ста тысяч человек. Ему сообщили, что есть и другие, небольшие населенные пункты. Был назван и масштаб карты: в 1 сантиметре - 125 километров. Уточнили: на материке нет железных дорог. Кроме того, Маянцев не получил сведений о наличии на Гессахте гор, впадин, лесных массивов. 
В последнем сновидении ему приказали: карту спрятать, хранить и никому не показывать. Однако случилось так, что запрет был нарушен. К этому были более чем веские основания, но о них - позже. 
Итак, перед нами карта Гессахта! С учетом обусловленного масштаба протяженность суши с запада на восток составляет 4625 километров, с севера на юг - 2250 километров. На материке шесть больших озер. Из десяти рек несколько имеют в длину более двух тысяч километров. На южных окраинах две большие пустыни. На западе Гессахт омывается Гессалинийским глассом, на юге - Пурайским цау, на северо-востоке - Элистраймским цау, на севере - Гыханским цухом. Маянцеву пояснили: "гласс" - океан, "цау" - море, "цух" - залив. На крайнем северо-востоке через залив показана часть другого материка - Элистрайма. 
В названиях десяти городов имеется приставка "лау", тринадцать городов содержат цифровые индексы - к примеру, Сиф-1, Ус-2 и другие. Наибольшее число городов - сорок - имеют от 200 до 500 тысяч жителей, двенадцать городов - от 900 тысяч до одного миллиона. Свыше одного миллиона жителей имеет только столица Лау-Гесс. Как сообщили Маянцеву, население этого города составляет 24.855.000 человек!
...Прошло десять лет. Ипат Федорович не видел больше снов, связанных с полётами на Пикран, и почти забыл о карте, далеко и надежно спрятанной от посторонних глаз. 
(Он живет один.) И вот в мае 1990 года его давний знакомый и друг Михаил Иванович, участник войны, в прошлом учитель химии, а ныне пенсионер, увидел сон, который, как и все необычное, заслуживающее внимания, записал в дневник. 
Ему приснилось, что он находится в большом незнакомом городе. Там много зелени, дома невысокие, блестяще-белые, с закругленными краями и с башенками. Люди очень высокие - выше двух с половиной метров. И женщины и мужчины одеты в длинные, просторные балахончики. Со взрослыми было много детей, но не совсем маленьких. Солнца он не видел, но освещённость была хорошая, ощущалось легкое дуновение свежего ветерка. 
По воздуху, на высоте 30-40 метров летали аппараты вроде наших трамваев, по три-пять штук вместе. Через большие окна были видны пассажиры (окна не застеклены). Михаил Иванович посетил какие-то производственные помещения, там шла сборка аппаратов, напоминающих дирижабли. Рабочие были в тёмных спецовках.
Удивляясь увиденному, Михаил Иванович спросил: 
- Где же это я оказался? Ему ответили: 
- Это город Лау-Тенаус! 
Как и в снах Маянцева, собеседника в конкретном образе рядом не было, ответ поступил как бы телепатически. 
Спустя несколько месяцев, в ноябре 1990 года Михаил Иванович увидел похожий сон. Город был значительно меньше, но все остальные детали совпадали. Особенно запомнилась очень высокая башня - её вершина была окутана паром или светлым дымом. Из шпиля во все стороны шли яркие лучи, а затем вылетел огненно-белый шар. Стоявшие рядом люди несколько испуганно, но почтительно заговорили: "Башня начала работать!" - и стали быстро, но без паники уходить с этого места. 
Михаил Иванович опять спросил: 
- Что это за город? 
- Михаил Иванович! Да ведь вы тут уже бывали - это город Гых-4! 
Прямо о том не говорили, но он понял, что это вроде бы не на Земле, хотя планету и не называли.

Спиритипический мир, который обрисовал И. Ф. Маянцев, очень характерен, для многих так называемых контактеров. Они также во сне посещают другие миры, якобы находящихся на других планетах. Изучение этих спиритипических миров может также вызывать интерес в области исследования трансоанализа.

 

7. Мифологическая модель мира

Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Что скрывается за понятием "модель мира"? Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых, его структуру, в-третьих, его перспективы.

Мир как "космос" представляет собой упорядоченную структуру, сформировавшуюся "у истоков времён". Эта структура включает богов, при-роду, человека и мир культуры. Отраженная в мифологическом сознании, подобная структура космоса находит свое выражение в космогонических, антропогенных и культурогенных мифах. Правда, если, к примеру, греческая мифология очень богата подобными аспектами, о чем свидетельствует хотя бы "Теогония" Гесиода), то мифология римлян содержит лишь косвенные свидетельства о том, как происходит космогонический процесс.

В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Что же касается антропогонии, то существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном). Не случаен традиционный для римлян культ дуба. Его значение подчёркивали многие исследователи. Дж. Фрэзер указывал на мис-тическую связь дуба с Юпитером, с царями Альба-Лонги, Рима. В этих полу-легендарных личностях воплотился дух дуба. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев - Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.

Всё это не случайно, поскольку дерево обладало сакральной сущностью. Во всех мифологиях оно рассматривалось как "ось мира", связывавшая три уровня его модели. Со временем воплощением "мирового центра" становятся храмы, посвящённые римским божествам, а ещё позже эту роль приобретает сам город Рим. Не случайно Рим основан на семи холмах. Холм, или гора-это также "мировая ось", мистический характер которой выражен сакральным числом "семь".

Как и в других мифологических системах, мир римской мифологии имеет "трёхъярусное" устройство. Он включает земной мир (центром которого был сам Рим), мир небесный и подземное царство (или царство мертвых).

Важное место в системе мифа принадлежит его центру. Таким местом был римский храм, возводившийся на месте пересечения божественного (верхнего), наземного (человеческого) и подземного миров. Центром или "осью" мира был сам город Рим. Когда готовились к его строительству, про-водили вокруг будущего города борозду (лат. mundus). Такая борозда также считалась местом соединения трёх миров. Об этом пишет Варрон: "Когда mundus открыт, значит, печальным божествам из преисподней ворота откры-ты".

Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей. Иерархия богов венчалась царём - Юпитером. Наиболее почитаемые боги именовались "отцами", имели своих "слуг" и "весталок", обслуживавших их очаг.

Боги делились на небесных, богов людей и подземного мира. При этом одни и те же боги, (например, Юпитер, Диана, Меркурий) могли действовать во всех трёх мирах.

Миры богов, людей и мёртвых были разграничены. Существовали понятия, выражавшие особые права богов (fas), отличные от прав людей (ius) и властителей царства мёртвых. Так, маны, его обитатели, впускались в мир живых людей лишь три раза в году.

Вместе с тем, между этими тремя мирами существовала устойчивая связь. Так, люди не начинали не одного важного дела, не узнав, как к этому отнесутся боги. С этим была связана сложная наука предсказаний, которой занимались авгуры и гаруспики, читавшие волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, ударам молнии. Мистическое значение придавалось всевозможным необычным событиям, например, рождению у людей или животных уродцев, появлению в городе волков, на небе комет, на статуях богов влаги и т.п. Большую роль в определении воли богов играли связанные с культом аполлона Сивиллины книги.

По преданию, царь Тарквиний Гордый купил за большие деньги у пророчицы Сивиллы тексты, содержавшие стихотворные туманные изречения. Эти тексты были переданы на хранение специальной жреческой коллегии. Непосвящённые не имели к ним доступа. В случае особых знамений жрецы по специальному постановлению сената обращались к этим текстом, ища в них указаний, как надлежит действовать.

Боги не только обитали на небе, но присутствовали среди людей. Считалось, что богов противника с помощью специальной формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. Таким путём Римский пантеон пополнился за счёт богов соседних италийских племен, с которыми римляне постоянно воевали.

Очень древний пласт римской мифологии был связан с сакрализацией природы, поскольку считалось, что боги незримо присутствуют в её явлениях, либо сами растения и животные таинственно связаны с миром богов. Здесь нашли своё "убежище" архаические фетишистские, тотемистические и анимистические представления.

Почитание деревьев и рощ играло значительную роль в римской мифологии. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались жертвоприношения. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула.

Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались следующие: смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принёс свою первую добычу - оружие и доспехи убитого им царя. С лесом связаны Фавн и Сильван - древнейшие персонажи римской мифологии.

С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий. Характерными в этом отношении являются образы Фонса и Ютурны.

Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах - орле, дятле и волке. Волку был посвящён ритуал луперкалий, о котором речь пойдёт позже.

Первоначально луперкалии представляли собой "волчьи праздники". Волкам в Риме приписывались чудесные свойства, магическая сила. Римляне верили в возможность взаимного превращения людей и волков.

К древнейшей основе восходят мифы и легенды о "культурных героях". В римской мифологии это, как правило, цари. Сами культурные герои появляются на свет в результате "сакральных браков". Так по легенде от брака бога Марса и весталки Реи Сильвии родился Ромул - основатель Рима. Подобным образом родился Сервий Тулий и другие персонажи.

В римской мифологии существовала иерархия культов божеств, отражавшая иерархию современного общественного устройства. Своих богов имели отдельные сословия (Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), профессии (Меркурий у торговцев, Минерва у худож-ников, писателей, учителей). С богами был неразрывно связан любой коллек-тив. Каждый член фамилии должен был участвовать в её культе, переходя в другую фамилию (например, в результате брака) он принимал новый культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим встал во главе Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Лациариса.

В самом Риме центром культа стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

Многие исследователи усматривают своеобразное "распределение функций" у римских богов. При этом доминируют три функции: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Такую точку зрения высказал француз-ский исследователь Ж. Дюмезиль в книге "Верховные боги индоевропейцев" на основании сравнительного анализа индоевропейских мифологических систем. Религиозно-жреческая функция связывается им с Ромулом, военная - с Лукумоном, тогда как хозяйственная - с Титом Тацием. Остальные боги так или иначе примыкают к одному из названых персонажей и разделяют их функции. Мысль Ж. Дюмезиля заключается в том, что сама социальная иерархия получила свою проекцию на мир богов. Социальное устройство Древнего Рима, состоявшего первоначально из трёх триб - Рамнов.

Пространственная "модель мира" скандинавской эддической мифологической системы включает "горизонтальную" и "вертикальную" проекции (переход от одной к другой предполагает некоторые трансформации).

Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Етунхейм), населённой великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану, где живёт чудовище Ермунганд (его второе имя - змей Мидгарда - указывает на то, что змей был первоначально элементом позитивной системы - опорой земли). Это противопоставление раскрывается как оппозиция центра и периферии, внутреннего и внешнего (особенно Мидгард и Утгард), "своего" и "чужого", "культуры" и "природы". Кроме того, страна великанов маркирована как находящаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизирован (как и во многих других мифологиях, в частности у финнов и народов Сибири), на севере так-же локализуется царство мёртвых - Хель (которое, впрочем, отчётливей и ярче выступает в вертикальной космической проекции). К обеим проекциям относится мотив четырёх карликов-цвергов, носящих имена четырёх стран света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), поддерживающих небо по углам.

Основу вертикальной космической проекции составляет Мировое Древо - ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный "рай" для павших воинов - Вальхалла, а главное - с подземным миром, где нахо-дится царство мёртвых - Хель ("низ" и "север", как сказано, отождествля-ются) и разнообразные водные источники. Можно даже сказать, что Хель является тем центром, в точке которого совпадают горизонтальная и вертикальная картины мира.

Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство мёртвых для избранных (Вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соответственно - небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн - две категории богинь судьбы. В первой песни "Старшей Эдды" "Прорицание вёльвы" вёльва (провидица) вспоминает "девять миров" (девять - условное постоянное число в скандинавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней (так что можно даже предположить, что речь идёт о множестве мифических дерев), но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инеистым великанам (хримтурсам) и Хель. В более поздней редакции "Младшей Эдды" чёткость вертикальной проекции смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великанами - ётунами, живущими на краю земли.

В вертикальной схеме с различными уровнями "древесной" космической модели сопоставлена "зооморфная" серия. Орёл на верхушке, змей Нидхёгг у корней, четыре оленя (возможно, ранее соотносимые с частями света), поедающие листья ясеня Иггдрасиля, - на среднем уровне. Нидхёгг в известном смысле эквивалентен Ермунганду (в горизонтальной проекции), так же как подземные источники и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на Вальхалле, ствол дерева и источники у корней объединены в вертикальной схеме циркулированием священного мёда, как источника жизненного обновления и магических сил. Белка, снующая по дереву, является своеобразным посредником между "верхом" и "низом".

Кроме Иггдрасиля вертикальная проекция знает также радужный мост Биврёст, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом Мирового Древа.

 

Литература

Е. А. Файдыш Мистический космос: Путеводитель по тонкоматериальным мирам и параллельным пространствам. М.: Международный институт ноосферы, 2002.

В. П. Дьячков. Встреча с непознанным: Полеты на планету Пикран возможны?! М.: "Рипол -Классик" 2005

http://www.abhidharma.ru/A/Tantra/Kalachakra.htm 

http://i-givu.ru/chelovek/shamanstvo/45-shamanizm.html

 

Автор: Алексей Владиславович ТУЛИН (УИТ) -  доктор философии (Ph. D.), руководитель Института трансоанализа, основатель нового направления в трансперсональной психологии.

 

Источник: Алексей Уит. «Психология подсознательного», М, 2011

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100