Председатель синодального Информационного отдела Московского патриархата (СИНФО) Владимир Легойда в ходе пребывания на Среднем Урале выразил убеждение, что в обществе до сих пор отсутствует понимание роли РПЦ, сообщает уральское агентство "Актуально.ру".
По словам Владимира Легойды, в последнее время интерес к церковной и религиозной тематике значительно вырос - за пять лет количество информационных сообщений увеличилось в пять-шесть раз.
"Наш отдел в том числе занимается и подобным мониторингом", - пояснил представитель РПЦ. Правда, по его словам, качество информации не соответствует количеству. Отсюда, как подчеркнул глава СИНФО, непонимание в обществе роли РПЦ.
"Мне часто задают вопрос: а что делает Церковь? Спрашивая это, человек автоматически ставит Церковь в один ряд с государственными институтами, не понимая ее роли. А Церковь занимается людьми, которые в свою очередь меняют мир. Вот ее предназначение", - цитирует представителя РПЦ агентство "Актуально.ру".
Отчасти, по мнению Легойды, в этом виноваты представители средств массовой информации, которые любят сообщать о скандальных происшествиях с участием представителей РПЦ – в частности, авариях на автомобилях далеко не среднего класса.
"В топ новостей зачастую попадают сообщения, далекие от духовной жизни. Из-за этого у людей складывается мнение, что священники целыми днями только и делают, что катаются на дорогущих "мерседесах", - отметил Легойда.
При этом он не считает, что священники далеки от своей паствы. "Это люди, которые выслушивают самое сокровенное – исповедь, поэтому ближе их к людям никого нет", - уверен представитель Церкви.
Он также напомнил, что в последнее время увеличивается количество епархий. Делается это в том числе и для того, чтобы и священники, и правящие архиереи были ближе к прихожанам, могли с ними чаще общаться. "Это не значит, что проблем внутри Русской православной церкви нет. Конечно, есть к чему стремиться", - сказал председатель Информационного отдела Церкви.
Отчасти непонимание между РПЦ и обществом происходит из-за того, что стороны ведут диалог на разных языках. "Церковь с ее историческим, интеллектуальным, духовным багажом не вмещается в формат современных СМИ", - констатировал Владимир Легойда.
Источник: NEWSRU.com
Комментарий RP: Выступления клерикальных функционеров в последнее время становятся все более прозрачными. При этом речь идет не о ряде каких-то локальных явлений, а, похоже, о тотальном, сложившемся у всех на виду.
Так, например, и замечание Легойды о такой причине непонимания «между РПЦ и обществом», что «стороны ведут диалог на разных языках», не может быть корректным в самом посыле. Общественность наблюдает иное: стороны не ведут «диалог» - место имеет лишь громкий «монолог» церковной структуры. Который содержит не только морализаторство, требования, указания и прочее, но, зачастую, и манифестацию определенных общественно неприемлемых явлений. Среди них можно отметить не только пренебрежение светскими моралью и правом, но и собственными религиозно-доктринальными нормами.
Риторический тезис о «невмещаемости» формат СМИ «Церкви с ее историческим, интеллектуальным, духовным багажом» в определенном смысле верен: СМИ не интересует содержание «багажа» той же РПЦ – это предмет научных исследований и художественного творчества. Но, если говорить о конкретных проявлениях клерикальной активности всей организации и ее отдельных персоналий в общественно-политическом пространстве России и зарубежья, то все это хорошо «вмещают» СМИ, что, вероятно, и вызывает чьи-то неудовольствия.
Например, проговариваясь об общественном восприятии религиозной корпорации, как подобия госструктуры, представитель РПЦ МП не скрывает далее, что в «топ новостей зачастую попадают сообщения, далекие от духовной жизни». Но, каким образом в данном контексте может употребляться широкое понятие «духовная жизнь»?
Применительно к крупнейшей религиозной структуре в стране, люди, абсолютное большинство которых либо не религиозны, либо их можно считать таковыми лишь условно, интересуются тем, что они видят. Их интересует и сама структура и ее роль в жизни общества и страны: состояние, сферы деятельности, цели, методы и перспективы и др. При этом, такой интерес в самом деле растет, что подтверждает, по словам Легойды, и организованный его службой мониторинг.
Что же касается сферы «духовной жизни» - то есть, личностного преломления человеком своего мировосприятия, - то это не из жанра «новостей» и, тем более, актуальных. Размышления о духовной стороне культуры в целом и религиозных культур – в частности, заведомо не интересуют широкую аудиторию. Такого рода материалы предназначены не для «информационно-новостного», а духовного обмена опытом в совершенно иных форматах.
В результате нельзя не заметить, насколько формальной оказывается оговорка церковного чиновника, что «Церковь занимается людьми, которые в свою очередь меняют мир. Вот ее предназначение».