Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 314 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"ЭКСТРЕМИЗМ" СТОЯНИЯ В ВЕРЕ

Печать

Александр СОЛДАТОВ

 

...Очередной провинциальный суд внесочередной оппозиционный материалв Федеральный список экстремистских материалов. На сей раз решение принято 21 ноября в Октябрьском районном суде Владимира, а жертвой стал фильм "Приставное благочестие", ссылка на который была размещена почти два года назад интернет-изданием "Портал-Credo.Ru".

В России действуют сотни православных общин, не желающих по разным причинам признавать над собой главенства Московской патриархии. Вся мощь государственной системы работает на сохранение видимого "единства" Московской патриархии, но даже в этих крайне неблагоприятных условиях из нее удается вырываться отдельным общинам и клирикам.

Одна из самых ярких и известных общин такого рода существует с 1990 года в Суздале. Она появилась, когда по всей России начался отток общин из Московской патриархии в Зарубежную церковь. Харизматичного суздальского настоятеля архимандрита (впоследствии митрополита) Валентина (Русанцова) поддержали все его прихожане, и ослабевшая к тому моменту власть признала, что храм, в котором они молятся, отныне не будет подчиняться Московской патриархии. Затем эти власти передали "альтернативной" общине еще 11 храмов в Суздале, многие из которых находились в полуразрушенном состоянии. Спустя десятилетие, когда храмы были восстановлены, уже при путинском режиме, укрепившаяся власть отобрала их у "неправильных" верующих назад. Сейчас часть этих отобранных храмов вновь превращается в руины. С видеодоказательств этого и начинается фильм "Приставное благочестие".

К 1990 году суздальская община владела мощами местных святых - преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Они были переданы ей двумя годами ранее из музея. Естественно, при изгнании из храмов в 2009 году, когда суды, между прочим, постановили "обязать религиозные организации освободить здания от всего имущества", мощи были перенесены в домовый храм при Синодальном доме Российской православной автономной церкви (РПАЦ - так называется централизованная религиозная организация, объединяющая общины в разных регионах России, но имеющая центр в Суздале), где в тесноте и вынуждена теперь молиться непокорная община. В 2012-м, после смерти митрополита Валентина (Русанцова), которого власти немного побаивались, немедленно началась кампания по изъятию мощей преподобных Евфимия и Евфросинии, старт которой, как говорят, дала личная просьба патриарха Кирилла "на высшем уровне".

Мощи, впрочем, отбирала у неподконтрольных православных не сама Московская патриархия. Она скрылась за спиной государственного ведомства - Росимущества, которое внезапно решило, что кости умерших людей (а именно так трактуется предмет спора с точки зрения светского закона) принадлежат исключительно Российской Федерации. Удовлетворяя требования Росимущества, один из судов напишет впоследствии, что мощи вообще всех святых принадлежат государству и "подлежат передаче Российской Федерации". Но, разумеется, никакой массовой кампании изъятия мощей, подобной той, что была в 1919-1920 гг., после этого не началось - Российская Федерация по-прежнему интересуется только мощами Евфимия и Евфросинии.

Осенью 2012-го в тесный Синодальный дом в Суздале потянулись судебные приставы в форме, подключилась государственная пропагандистская машина, карманная партия ЛДПР провела пикет под лозунгом "Верните святые мощи!" Этой фантасмагории и посвящено "Приставное благочестие". Помимо собственно фиксации нелепых потуг приставов, то пытающихся говорить проповедь, то прямо призывающих к применению силы, фильм насыщен актуальными политическими событиями того времени (отзвуки белоленточного движения, дела Pussy Riot) и личным опытом автора - Михаила Баранова, незадолго до этого покинувшего "тоталитарный" монастырь Московской патриархии в Новосибирской области.

После появления фильма процесс изъятия мощей внезапно остановился и, насколько нам известно, они до сих пор находятся у верующих РПАЦ. Зато решили давить создателей фильма, и основным виноватым тут оказался "Портал-Credo.Ru" в лице Вашего покорного слуги. Примечательно, что делом сразу же занялось УФСБ по Владимирской области - вероятно, оттуда в октябре минувшего года произошла "утечка" в местные официальные газеты "Владимирские ведомости" и "Суздальская новь", где появилась зловещая статья "Госдеп в рясе". Согласно версии авторов статьи, мощи защищают не верующие, а враждебные России силы, которые на деньги Госдепа создают в Суздале очаг социальной напряженности на конфессиональной почве. Верующие же якобы играют лишь роль декорации. Лично мне в этой статье было отведено пять абзацев - и это был сигнал... Дело лежало под спудом еще около года, и наконец осенью 2014-го поступило во владимирский суд. Его рассмотрение там началось через 9 дней после визита во Владимир патриарха Кирилла.

Скорее всего дело об экстремизме, выросшее из дела о мощах и замешанное на госдеповской фобии, изначально является местной владимирской инициативой. Но почти двухлетняя подготовка, предшествовавшая вынесению решения по делу, говорит, вероятно, о том, что все нужные согласования были получены. "Портал-Credo.Ru" - профессиональное, но при этом внеконфессиональное и независимое издание о религии - хотят заглушить или по крайней мере приглушить. Видимо, расчет делается на то, что главный редактор решительно пересмотрит свою редакционную политику и перестанет заниматься "очернительством" и "пропагандой раскола". Но нельзя исключать и более радикальных расчетов.

 

Источник:  Грани

 

Комментарий RP: ситуация с показательным актом агрессии в отношении сообщества российских православных  красноречива в разных смыслах. Во-первых, это говорит о том, что уважения к вероисповедному выбору в стране не существует и оно заменено уважением к нужной конфессии. Во вторых о том, что защита интересов такой конфессии не регулируется законом. В третьих, что разницы между преследуемыми властями новыми религиозными движениями и сообществами трехсотлетнего православия в России нет.

Вследствие этого есть основания счесть замечание автора статьи об исключительно местных, «владимирских» заслугах по созданию антиправового прецедента излишне деликатным. Оказание давления на в данном случае верующих соответствует общей внутренней политике власти, направленной на дискриминацию свободы вероисповедания с перспективой введения тоталитарной клерикально-патриотической идеологии в стране.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100