Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 329 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ЗАКОННОСТЬ ВО ВРЕМЕНА ПРОИЗВОЛА

Печать

Елена ВОЛКОВА

 

...21 ноября судья Максим Игнатович (Октябрьский суд г. Владимира) признал фильм «Приставное благочестие» экстремистским материалом. Заинтересованными лицами по делу проходили сначала главный редактор «Портала-Credo.Ru» Александр Солдатов (за распространение), затем добавили авторов Михаила Баранова с Анной Домбровской. Анну, правда, суд не нашел и сегодня исключил из участников дела.

В материалах дела не было ни одной судебной экспертизы, то есть ни одной, проведенной по заказу суда. Были три внесудебные - лингвистическая, лингво-психологическая и религиоведческая. Защита сегодня просила приобщить к делу три встречные экспертизы. Игнатович приобщил. И тут же завершил дело обвинительным приговором.

Фильм «Приставное благочестие» показали в зале суда, после чего представитель прокуратуры сказала, что в нем РПЦ МП сравнивается с фашизмом. Рассмотрим историю этого сравнения.

Дело, конечно, средневековое. Не только потому, что речь идет о церковной цензуре (фильм рассказывает о том, как РПЦ вместе с государством вслед за храмами отнимает у маленькой Суздальской церкви РПАЦ мощи святых), но еще и потому, что камнем преткновения стали «средневековые» слова патриарха Кирилла о варварстве славян, которые авторы фильма сравнили с речами Геббельса. «А кто такие были славяне? Это варвары. Барбары – люди, которые говорят непонятные вещи. Это люди второго сорта, это почти звери», - говорит патриарх,а следом в фильме появляется изображение министра пропагандыЙозефа Геббельса из «Семнадцати мгновений весны».

Это сравнение – что анекдот с трехлетней бородой. Авторы фильма его не придумали, а повторили скандальное клише, заполонившее интернет еще осенью 2010 г., когда многие бросились сравнивать слова патриарха с идеями Геббельса. Я погуглила это сравнение и получила более миллионов результатов. Авторы фильма взяли готовое, не проверив источник? Как эксперты обвинения, так и некоторые защитники фильма указывают на то, что слова патриарха в фильме вырваны из контекста. Об этом же твердили защитники патриарха в 2010-м, когда обвиняли многочисленных «вырывателей из контекста» в заведомо ложных измышлениях и злобных нападках на церковь, государство и лично… Но до судов дело тогда не дошло. А сейчас пригодилось.

Что значит «вырвать из контекста»? А то, что цитата, изъятая из связного высказывания, может кардинально исказить содержание источника. Само по себе вырывание слов из контекста не может быть экстремистским. Обвинение абсурдно.

Но интересно приглядеться к самому контексту. Не из всякого же контекста вырвешь дело об экстремизме.

Итак, в 2010 году патриарх Кирилл, посещая Дальний Восток, в интервью телеканалу «Россия» и сказал буквально и цельно следующее:

Ваше Святейшество, социальные проблемы очень сильно ударили по коренным народам Севера. Скажите, пожалуйста, каким образом Русская Православная Церковь выражает свою позицию к коренным народам Севера и к их защите?

Православная Церковь хранит в своей истории, в своем Предании замечательные имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие. Эта традиция настолько глубоко живет в нашей Церкви, что для нас все народы равны, среди них нет варваров. Потому что для кого-то и мы были некогда варварами, хотя на самом деле варварами никогда не были. Так вот, все народы равны и ко всем нужно обращаться, причем желательно с использованием их культуры, их языка».

Текст напомнил мне римского бога Януса, которого изображали с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны, в прошлое и будущее. Одно было лицом бородатого старца, другое — молодого безбородого человека.

Патриарх сначала отождествляет себя и церковь со средневековыми миссионерами, для которых естественно было делить народы на просвещенные и варварские, а потом заявляет, что все народы равны. Средневековая иерархия культур в его речи сталкивается с Конституцией и политкорректностью. Возникает эффект маятника, качающегося из средневековья в современность. Заявив, что все народы равны, патриарх затем вновь говорит о необходимости просвещать северные народы («с использованием их культуры, их языка»), но уже использует нейтральный глагол «обращаться», понимая, что зашел в тупик. Поэтому далее он перейдет к экономическим проблемам Севера, оставив тему миссионерства. «Но в путанных словах вопрос зажжен» (Ахматова).

Маститый историк указал мне, что «вырванные из контекста» слова патриарха есть аллюзия на «Повесть временных лет», и они справедливы по отношению к нашим предкам. Видимо, имеется в виду то место в летописи, где сказано, что «Древляне живяху звериньскимъ образом, живуще скотъски: убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девицы".

Я не специалист по истории и культуре древних славян, пусть об этом спорят эксперты. Я только не знаю, справедливы по сравнению с кем? Произнесенные сегодня, эти слова оказались в новом историческом контексте, который тоже важно учитывать оратору. Убиваху ли древние славяне столько друг друга, сколько мы в ХХ веке после девяти веков христианства? У нас, правда, есть брак, но от домашнего насилия женщины страдают в три раза чаще, чем от посторонних людей. А полицейские, например, до сих пор «умыкиваху девицы» в метро. Тот же, кто пытается их разоблачить, как это делал Герман Галдецкий, получает пулю в голову. Нам бы покаяться в лице предстоятеля в собственном варварстве, а не примеривать лавры Кирилла и Мефодия. Но вернемся к осужденному фильму.

 

Выводы:

Средневековая иерархия народов («Великая цепь бытия») в постнацистском контексте приобретает расистское звучание. Поэтому древние тексты с таким значением нужно цитировать, ссылаясь на источник. Патриарх первым «вырвал слова из контекста», в его случае – из средневекового контекста летописи, и тем спровоцировал их современную интерпретацию. В его речи, как и в современной культуре в целом, заложен конфликт между движением вспять (к СССР и далее – к «Повести временных лет», Лаодикийскому и Трулльскому соборам и пр.) и вперед – к равенству народов, религий и церквей, которое и защищает, как умеет, документальный фильм «Приставное благочестие».

Как умел. В соответствии с Конституцией.

А мы не смогли защитить ни фильм, ни его авторов, ни гонимую РПАЦ, ни Александра Солдатова, ни единственный свободный портал о религии.

 

Источник: "Открытая Россия"

 

Комментарий RP: пессимистичное завершение статьи историка вполне понятно, но, вероятно, не полностью соответствует реальному положению дел. Защитить от неправовых нападок документальный фильм, журналиста и СМИ с позиции права вполне удалось. Точнее, с точки зрения действующего законодательства, противозаконными являются и претензии государственных обвинителей, и решение суда. Что касается противозаконного произвола, примером которого стало и формально "судебное" решение, то его существование в современной России обеспечивается статусом "неправового" государства. 

Как известно, от произвола, опирающегося на потенциальное или применяемое насилие, "защитить" кого бы то ни было может лишь реальное восстановление законности и суд Истории...

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100