24 октября 2014 года был опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. №316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”». Изменения коснулись двух пунктов основного закона России, регламентирующего, помимо прочего, жизнь религиозных объединений: пункта 2 статьи 16, посвященного проведению богослужений и других религиозных обрядов и церемоний – и пункта 5 той же статьи, уточняющего порядок проведения обрядов и церемоний.
Изменения выделены шрифтом:
Ст. 16, п. 2, было:
«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях».
Ст. 16, п. 2, стало:
«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в жилых помещениях».
Ст. 16, п. 5, было:
«5. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».
Ст. 16, п. 5, стало:
«В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».
Инна Загребина, председатель Правления Гильдии экспертов по религии и праву, адвокат и главный редактор практического журнала «Юридическое религиоведение», полагает, что вследствие этих изменений с момента принятия нового закона больше невозможно будет привлечь к ответственности религиозное объединение по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении) в случае если богослужения и другие религиозные обряды и церемонии проводились в уточненных законом местах.
Принимая поправки к Закону о свободе совести, - говорит Роман Лункин, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН и президент Гильдии экспертов по религии и праву, - российские законодатели унифицируют подход к любым публичным акциям, чем бы они не являлись – обычным светским митингом или же религиозным собранием, общественным богослужением. Отныне на все богослужения и любые иные молитвенные собрания необходимо получать разрешение так же, как на светские акции.
Однако сохраняется право религиозных объединений на проведение богослужений в культовых зданиях, иных приспособленных для этого помещениях и т.д. Впрочем, в реальности эти поправки мало, что изменят в жизни религиозных движений, поскольку какие-то массовые акции проводили в основном мусульмане и православные. Крестные ходы и моления на крупные праздники у мечетей и так проводятся в согласовании с властями, охраняются полицией, то есть с проведением такого рода акций проблем не было.
Что касается других религиозных движений или групп, то они, как правило, арендуют помещения, а публичные акции религиозного характера религиозные меньшинства давно не проводят. Власти не дают разрешения на такого рода мероприятия. Например, протестантские церкви обычно устраивают социальные и культурные акции, концерты и другие представления, которые формально являются светскими акциями, считает Р. Лункин.
Источник: Религиозная жизнь
Комментарий RP: Очевидная унификация подхода к массовым мероприятиям религиозных организаций в общем пространстве в новой редакции закона, представляется разумной. Но, исходя из практики законоприменения в России, нетрудно предположить, что основным следствием поправок останется лишь формальность присутствия в законе конструктивных признаков. Как справедливо замечает Р. Лункин, «Крестные ходы и моления на крупные праздники у мечетей и так проводятся в согласовании с властями, охраняются полицией» и т.д. Что же касается большинства других, не упоминаемых в законе или комментариях религиозных организаций, то при попытках к осуществлению ими прав на оговоренную в новой редакции практику, нетрудно предполагать те же коррумпированные злоупотребления, что происходили и в период действия предыдущей редакции закона.
Власть и государственные органы, как известно, проявляют принципиальную лояльность к нарушениям законодательства своими функционерами, действия которых можно «оправдать» личными и корпоративными симпатиями и антипатиями к отдельным религиям и религиозным организациям.