Александр ШУМИЛИН
Градус антиамериканизма в политико-пропагандистских кругах России не только не спадает, но и наоборот возрастает. Это видно и по доносящимся из «Валдая» сигналам. Причем не только в связи с Украиной, но и в отношении, казалось бы, касающейся всех террористической угрозы со стороны «Исламского государства». Мотив один и тот же: «США создают и вскармливают террористические группировки для обеспечения своих интересов в обстановке хаоса».
Все чаще создается впечатление, что говорящие подобное телевизионные головы и сами начинают в это верить. Если это так, то тем трагичнее для России, для реализации ее подлинных национальных интересов, которые несомненно надежнее обеспечиваются тесным взаимодействием со странами, противостоящими террористам на Ближнем Востоке, Соединенными Штатами – возможно, в первую очередь. Не говоря уже о том, что распространение лжи в той же мере, в какой достигает целей внутри нашей страны, добавляет негатива ее имиджу в мире. А это не проходит бесследно. Правда же такова, что США не только боролись с предшественницей ИГИЛ в Ираке, известной как «Аль-Каида в Междуречье» в 2006-07 гг, но и смогли привлечь на свою сторону немалую часть суннитского населения этой страны, выступившую против дикарей-террористов на своей земле. Тогда эта группировка была побеждена, но возродилась позднее уже на территории Сирии. Как и почему - отдельная история.
Действительность же такова, что, если российская пропаганда пытается наварить на этом тезисе свой краткосрочный бенифит, то практически все страны Ближнего Востока, а также и Соединенные Штаты, в процессе противодействия «Исламскому государству» выходят за пределы пропаганды, создавая новые реалии. Каждая страна, разумеется, в своих собственных интересах
Вашингтон, например, ссылаясь на угрозу ИГИЛ, смог сколотить впечатляющую коалицию в регионе и за его пределами, преодолев серьезные разногласия с арабскими монархиями, и тем самым вернув себе статус важного игрока на Ближнем Востоке. Саудовцы и прочие арабские монархии охотно вступили в коалицию в расчете на то, что после разгрома террористической группировки, этот альянс надавит и на Башара Асада. Таков, судя по всему, и расчет руководства Турции, все больше вовлекающейся в борьбу с ИГИЛ в рамках коалиции. Иран, остающийся вне «американо-суннисткой коалиции», тем не менее активно взаимодействует с ней – хоть и не всегда открыто. И это работает на снижение градуса суннитско-шиитского противостояния, равно как и градуса противостояния Ирана с Западом. И это при том, что Тегеран явно не готов принести в жертву режим Асада на последующих этапах. Так вопрос пока и не стоит. Свой бенифит извлекает из данной ситуации и руководство Египта: указывая на террористическую угрозу ИГИЛ, наносит все новые удары по собственным доморощенным «Братьям-мусульманам» - к радости или огорчению разношерстных участников коалиции (саудовцы радуются, турки негодуют).
Как видим, в контексте борьбы против террористической угрозы «Исламского государства» все без исключения страны региона пытаются извлечь максимум выгоды для себя. Даже правительство Асада, приветствуя удары по ИГИЛ на территории Сирии, судя по всему, направляет сигналы о своей готовности как-то вписаться в новый расклад в регионе. А потому утверждать, что все это есть «провокация США с целью создания и использования хаоса» -- близоруко и вредоносно. Ну, услышав подобное, немалая часть телезрителей у нас взбодрится на мгновение, а дальше? Не подключившись к развернувшейся борьбе с «Исламским государством», Россия, скорее всего, проиграет в долгосрочной перспективе. Ибо в этой борьбе создаются новые реальности Ближнего Востока
Автор: Александр Иванович ШУМИЛИН – востоковед, кандидат исторических наук, руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов (внешнеполитическое направление) Института США и Канады РАН (ИСКРАН).
Источник: MidEast
Комментарии