Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 192 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ В БЕЛАРУСИ

Печать

 

на конгрессе Свидетелей Иеговы, Минск, 2013Необъяснимая с точки зрения здравого смысла особая неприязнь российских правоохранительных органов и судебной системы к последователям Свидетелей Иеговы становится понятней, если ознакомиться с материалом об этом религиозном направлении в Беларуси. Статья с анализом выступления в печати белорусского антикультиста, мирянина Белорусской православной церкви (БПЦ) и сотрудника центра им. Иосифа Волоцкого хорошо иллюстрирует поразительную схожесть отношения к определенному вероисповеданию в этой стране с российским. Подсказкой для предположения о причине неприязни к инаковерующих христианам может послужить то, что БПЦ является сателлитом РПЦ МП, находясь в юрисдикции Московского патриархата в статусе его Белорусского экзархата. В соответствии с конфессиональной идеологией РПЦ МП экзархат до настоящего времени придерживается "промосковской" конфессиональной политики в отношении других религий и конфессий. Вероятнее всего эта политика и является источником проблем у сообщества Свидетелей Иеговы в Беларуси подобно тому, как происходит это в России, где антикультистское движение под эгидой "титульной конфессии" стимулирует произвол госслужащих к безбоязненному нарушению принципов Конституции и действующего законодательства РФ.


Сергей АФАНАСЬЕВ

Беседы с сектоведами имеют одну неприятную особенность – ваши слова не только могут быть использованы против вас, но еще и безжалостно искажены. Кроме того любые личные убеждения и частное мнение свидетеля Иеговы сектоведы с удовольствием припишут всем свидетелям Иеговы без исключения. Недавно я дискутировал с белорусским сектоведом Олегом Нагорным. Фрагмент этой переписке Нагорный использовал в статье“ Свидетели Иеговы и национальная безопасность Беларуси”. Естественно в статье было классическое обвинение, в том что “идеология свидетелей Иеговы содержит деструктивный потенциал в отношении национальной безопасности страны.” Олег Нагорный заявил, что такое мнение разделяют многие сектоведы, но в действительности именно Нагорный наиболее активно привлекает внимание властей к свидетелям Иеговы. Его действия понятны – он прихожанин БПЦ и сотрудник православного апологетического центра им. Иосифа Волоцкого(!).

В своей статье Нагорный пытался показать что свидетели Иеговы нарушают законы Беларуси, отказываясь от участия в патриотических церемониях и праздниках, и поставил под сомнение право свидетелей Иеговы на политический нейтралитет. Как обычно для сектоведов, аргументация сопровождалась искажениями фактов и официальной позиции свидетелей Иеговы.

Первая претензия Нагорного была тому, что свидетели Иеговы “публично заявляют о своей законопослушности и гражданственности”, но нарушают ст. 26 Закона РБ “О свободе совести и религиозных организациях” (распространение религиозных публикаций вне принадлежащих организации помещений возможно только с согласования местных властей), не промают участия в патриотических церемониях, выборах, отказе выражать уважение государственным символам и т. д. По мнению Нагорного, свидетели Иеговы поступают так, что бы не “осквернятся мирским”, но если они защищают свои гражданские права, то это не что иное как “участие в мирском и осквернение миром”. Действительно свидетели Иеговы считают, что мир лежит во власти Сатаны ( ), и писал об этом уважаемый христианами апостол Павел. Надеюсь Нагорный, помнит, что Павел, был римским гражданином, и когда возникла необходимость, отстаивал свои права и права христиан проповедовать свою веру перед судом императора. Была ли такая позиция двойственной, или лицемерной? Свидетели Иеговы, как и христиане 1 века, не уходят из мира, не изолируются от него физически в монастырях, поселениях и т. д, как делают это монахи, амиши, меннониты, виссарионовцы и многие другие. Они живут в мире, делают вклад в развитие общества, подчиняются его законам, но до определенного предела - пока закон государства, не противоречит их совести. Эта позиция не отличается, от декларируемого в “Основах социальной концепции Русской Православной Церкви”принципа: “Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения” Свидетели Иеговы действуют так же – они утверждают свои права законным способом, если это возможно. Если это не возможно, или правовые возможности исчерпаны они действительно займут позицию гражданского неповиновения, но методы его реализации будут пассивными и ненасильственными. Свидетели Иеговы не будут пикетировать государственные учреждения, не будут устраивать демонстрации и применять насилие. Но не смотря на все запреты, не смотря на угрозу свободе и даже жизни, они будут собираться вместе, будут говорить о своей вере каждому, кто захочет их слушать. Критикуя свидетелей Иеговы за такую позицию, православные показывают двойные стандарты – если свидетель Иеговы, нарушает закон, который противоречит его убеждениям и ограничивает его свободу совести, то он преступник, если так же поступает православный, то он исповедник. Стоит отметить что протест православных может быть далеко не мирным – участие православных священников в разгонах ЛГТБ-демонстраций в Молдове, Киеве и Грузии об этом говорят достаточно красноречиво.

Сектоведы, весьма своеобразно трактуют законы, находя запреты там где их нет, и Нагорный не исключение. Обвиняя свидетелей Иеговы в нарушении порядка распространения религиозных печатных изданий он ссылается на статью 26 закона РБ “О свободе совести и религиозных организациях”: “Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными  и распорядительными органами.” Если обратить внимание на букву закона, то очевидно, что данная статья регламентирует деятельность религиозной организации, то есть юридического лица, по распространению материалов религиозного содержания. Свидетели Иеговы получают литературу, для личного,пользования в Залах Царства. Закон РБ делает различие между правами физических и юридических лиц. В статье 5 говориться : “Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии сними” . Проповедь свидетелей Иеговы ни что иное, как реализация права выражать и распространять свои убеждения. Рассказ о своих убеждениях – это главная цель проповеди, распространение литературы – вещь второстепенная. По этому если в процессе беседы, свидетель Иеговы даст собеседнику принадлежащий ему экземпляра публикации, он этим закон не нарушит. Но сектовед пытается применить норму касающуюся юридических лиц, к реализации прав и свобод отдельных граждан. Ограничивать свободу проповеди, государство может только в том случае, если она нарушает права других граждан. На мой вопрос чем Нагорному мешают стенды, тот заявил: “Как минимум, несогласованные стенды СИ нарушают право на жизнь в демократическом правовом государстве, разрушающе воздействуют на формирование правового сознания (эта тема и без того болезненна в нашей стране). А еще - право гражданского большинства защищать себя от пропаганды антипатриотичной, антидемократичной, сомнительной с позиции здоровья сограждан и национальной безопасности идеологии.” Проповедь свидетелей Иеговы действительно может разрушать советские стереотипы, по которым религиозные люди могут исповедовать свою религию только в определенных местах, у себя дома и за закрытыми дверями. Но какое отношение имеют эти представления к современному пониманию прав человека? Как было показано выше, распространение религиозных убеждений частными лицами соответствует законодательству Беларуси. Внятных доказательств того, что стенды кому-то мешают Нагорный не привел. Да они могут вызывать недовольство у людей с другими убеждениями, которые категорически не согласны со свидетелями Иеговы. Но это их проблемы. Тут не нужно даже специальной защиты – если кому-то не хочется говорить на какую-то тему – достаточно сказать “Нет”, если не нравится содержание каких-то печатных изданий – можно просто прекратить их читать, не нравится чей-то стенд – просто не смотрите в ту сторону. И все никаких проблем, и не нужно никаких специальных законов. В этом вся суть гражданского общества – которое само регулирует себя основываясь на принципах толерантности и взаимоуважения без чрезмерного вмешательства государства.

Не смог Нагорный и избежать перл про убеждения свидетелей Иеговы. В этом он даже превзошел своих российских коллег. По мнению Нагорного: “ Вера в Троицу, Божественность Христа, <…> — все это некогда роднило свидетелей Иеговы с традиционным христианством.” Свидетели Иеговы никогда не верили в троицу и никогда не считали Христа Богом. Как известно на убеждения Рассела повлияли адвентисты, которые в 19 веке были унитариями. Дольно странная ошибка для сектоведа, говорящая об общем уровне его компетентности.

Мне не совсем понятно, что имел ввиду Нагорный под “гражданственностью”, возможно имелась ввиду активная, демонстративная позиция во время патриотических церемоний и праздников и церемоний. Поскольку свидетели Иеговы не отдают честь флагу, не исполняют государственный гимн, не возлагают цветы на могилы, Нагорный обвиняет их в “в отказе выказывания уважения к государственным символам и национальным героям”, и пытается доказать, что такие действия свидетелей Иеговы незаконны. Он ссылается на статьи 2 и 13 Закона РБ “О государственных символах Республики Беларусь”. В статье 2 сказано: “Граждане Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважительно относиться к Государственному флагу Республики Беларусь, Государственному гербу Республики Беларусь и Государственному гимну Республики Беларусь.” В статье 13: “При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).” С тем что гражданин обязан уважать государственную символику свидетели Иеговы полностью согласны. Но что такое уважение? В словаре Зорина“уважение” определено как “позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением”. Если перенести это определение на неодушевленные предметы – уважение к ним сводится к неприменению им вреда и признанию их ценности. Уважение в первую очередь – это внутренняя установка, убеждение человека, а не какие-то демонстративные действия. Законы многих государств предписывают уважать государственные символы, но не регламентируют как это уважение должно выражаться гражданином. Уголовная ответственность есть только за надругательство или вандализм по отношению к государственным символам. Свидетели Иеговы прекрасно понимают что государственная символика является ценностью для большинства их сограждан, и хотя считают почитание гос. символов идолопоклонством, относятся уважительно к символам и участникам церемоний, не высказываясь о них пренебрежительно. Закон Беларуси требует стоять во время исполнения гимна. Для большинства свидетелей Иеговы это требование вполне выполнимо и не противоречит их совести, но петь гимн свидетели Иеговы не будут, да и закон этого не требует.

Неизвестно откуда, Нагорный взял,что в Беларуси запрещен бойкот выборов. Никаких ссылок на законодательство для этого утверждения он не привел. В статье 5 “Избирательного кодекса” написано: “Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.” Нагорный, очевидно, не знает некоторых тонкостей отношения свидетелей Иеговы к выборам. Дело в том идти на выборы или нет – дело личной совести свидетеля Иеговы. Если закон требует обязательно являться в избирательные участки, или население негативно относится к тем, кто не идет на выборы, свидетели Иеговы подчиняются закону и приходят в избирательные участки – как они поступают с бюллетенями, дело их личной совести.

В своей статье Нагорный заявил, что “Больше того, рядовые свидетели Иеговы искренне убеждены, что патриотизм это не обязанность гражданина, а… только право!” и в подтверждение своих слов привел мое высказывание: “нет, потому что это право, а не обязаность гражданина и вопрос его личной совести. Некоторые уважаемые писатели, например Толстой вообще считали патриотизм - безнравственным чувством.” На самом деле речь шла не о патриотизме, как таковом, а о патриотических мероприятиях.

Законы Беларуси не предписывают обязательного участия в патриотических церемониях, государственных праздников и т. д. Это действительно право, а не обязанность гражданина. Поскольку Нагорный связал патриотические церемонии с нравственностью, я упомянул мнение о патриотизме Льва Толстого, который подробно рассмотрел несовместимость христианства и патриотизма. Подобные взгляды есть и у некоторых православных священников и богословов, так называемых, “уранополитов”. Разделяют такие убеждения и многие протестантские пасторы. Вопрос о патриотизме и его совместимости с христианством, заслуживает рассмотрения в отдельной статье. Очевидно, что мы с Нагорным по разному понимаем термин “патриотизм”. Есть много определений патриотизма, и нет возможности и надобности рассматривать их здесь. Если понимать патриотизм как любовь к родине, культуре, народу, языку, то эти чувства присущи и свидетелям Иеговы. Вот что писалось по этому поводу в журнале “Пробудись!” за 22 февраля 1998 года: “Гордиться своей семьей, культурой, языком и родиной — вполне нормально. <….> И еще важно помнить вот о чем: хотя людям твоей национальности и культуры, безусловно, есть чем гордиться, то же можно сказать и о людях других народов. И хотя в какой-то мере чувствовать гордость за свою культуру и достижения предков — это разумно, не гораздо ли приятнее гордиться тем, чего ты добился своим трудом?” Свидетели Иеговы уважают и ценят свою культуру стран в которых живут и народов к которым принадлежат. Они уважают культурные и религиозные традиции, но уважение не означает следование этим традициям. В любом случае, свидетели Иеговы не препятствуют другим жить в соответствии со своими убеждениями и следовать тем традициям, которые они считают нужным следовать. В личной жизни свидетели Иеговы определяют каким традициям следовать на основании своей совести и известных им библейским принципам. Очевидно, что они будут отвергать обычаи явно связанные с другими религиозными верованиями, но культурные традиции будут сохранятся. В этом легко убедиться если обратить внимание что на международные конгрессы свидетели Иеговы приезжают в национальных костюмах. Литература свидетелей Иеговы издается на сотнях языках, и есть языки, на которых единственной доступной печатной литературой являются издания свидетелей Иеговы. Следует так же отметить, что собрания свидетелей Иеговы в разных странах формируются по языковому признаку и представители национальных меншин получают возможность проводить религиозные встречи и получать литературу на своем родном языке. Свидетели Иеговы часто печатают статьи о культурных достояниях, природных достопримечательностях разных стран, что так же свидетельствует о любви и уважении. Конечно это вносить существенный вклад в сохранение и развитие этих языков. Понятия духовного наследия, национальных ценностей и того как их нужно беречь, довольно размыты и часто политически окрашены да и в демократическом обществе не может быть одинакового понимания ценностей. Но, очевидно, Нагорный имеет ввиду другой патриотизм – активную поддержку государства, и активное участие в общественной и политической деятельности. Для свидетелей Иеговы это не приемлемо, так как свидетели Иеговы соблюдают нейтралитет в политических вопросах. Перед тем как критиковать такую позицию свидетелей Иеговы, нагорному стоило бы ее раз вспомнить историю христианства. Были ли первые христиане патриотами еврейского государства, или Римской империи? Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня»

Нагорный не стесняется использовать в своей статье бездоказательные слухи. Вот, например он пишет: “По свидетельству очевидцев, присутствовавших на последнем Национальном Конгрессе Свидетелей Иеговы Беларуси,там велась антипатриотическая проповедь и проповедь иждивенчества (мол, вы должны уделять больше времени проповеди, а родные вас прокормят).” Во-первых региональном, а не национальном конгрессе. Ошибка в названии, говорит о том что Нагорный слабо представляет о чем собственно пишет. Примеров антипатриотичной проповеди Нагорный так же не приводит. А вот утверждение, что свидетели Иеговы проповедуют иждивенчество откровенная ложь. Каждый свидетель Иеговы, не имеет значения возвещатель, вспомогательный или полновременный пионер обязан сам обеспечивать свои материальные потребности и материальные потребности своей семьи.

Не найдя достаточных подтверждений для своих обвинений, Нагорный решил обратиться к “Концепции национальной безопасности Республики Беларусь”. Но сам по себе этот документ является внутренним документом государства, определяющим его политику и в правовом государстве не может содержать положений противоречащих Конституции – основному закону страны. Если взгляды и деятельность какой-то группы не совпадают с интересами государства, это не еще не говорит, об опасности этой группы для общества. В демократическом обществе существуют разные взгляды и мнения, к которым государство Нужно сказать, что к протоколированию нарушений меня побуждает только невосприимчивость сограждан к конструктивному диалогу. Ранее мы уже производили фотофиксацию подобного нарушения в районе станции метро «Пушкинская»:должно относится уважительно. Только в тоталитарных странах, соображения государственной безопасности стоят выше Конституции. Как на угрозу на свидетелей Иеговы смотрят только в тоталитарных государствах. Только в тоталитарных государствах общественная, политическая и патриотическая деятельность – это обязанность гражданина. Только в тоталитарном государстве врагов ищут среди религиозных, или национальных меньшинств. Неужели Нагорный хочет видеть свою страну именно такой?

Свои мотивы по преследованию и клевете в адрес свидетелей Иеговы Нагорный обьясняет так: “Нужно сказать, что к протоколированию нарушений меня побуждает только невосприимчивость сограждан к конструктивному диалогу. Ранее мы уже производили фотофиксацию подобного нарушения в районе станции метро «Пушкинская»”. Так же Нагорный призывает граждан фотографировать или снимать на камеру проповедническую деятельность свидетелей Иеговы. Наверное , Нагороному, не известно, что протоколировать правонарушение имеет правоохранительные органы, а фотографировать, или снимать граждан без их согласия, это нарушение их прав. Оставлю в стороне, вопрос о возможности конструктивного диалога с Нагорным, он вообще риторический. Все заявления об активной гражданской позиции, защите интересов Беларуси православными сектоведами  - ложь. Они защищают интересы своей церкви, и заинтересованы в создании государства, где РПЦ будет иметь особые права и привилегии. Нагорный, действует так как призывал в этом году глава БПЦ, митрополит Минским и Слуцкий Павел: “Государственные чиновники должны на эту секту обратить особое внимание, потому что под видом якобы "проповеди" они выполняют политический заказ. Ведь они не просто ходят по квартирам, а ведут записи. Их можно назвать "легальными шпионами". У них есть книжки, куда они составляют отчеты, в какой квартире кто проживает. Поэтому я всем своим духовным чадам говорю: "Сдавайте этих людей в милицию". Это люди, которые исподволь занимаются антигосударственной подрывной деятельностью”. Подобные обвинения выдвигают против свидетелей Иеговы давно. За годы своей истории свидетели Иеговы успешно противостояли тоталитарным режимам. Против них работало КГБ, гестапо, “Штази”, Секуритате и другие спецслужбы. Велось даже негласное наблюдение “Штази” за центром свидетелей Иеговы в Бруклине. Огромное количество дел против свидетелей Иеговы хранится в архивах бывших стран ОВД, в большинстве из них эти документы доступны исследователям. До сих пор не найдено ни одного документа подтверждающего связь свидетелей Иеговы со спецслужбами, передачу ими разведданных и т. д. Но обвинения свидетелей Иеговы в шпионаже, угрозе национальным интересам до сих пор звучат. Кому они выгодны? По сути эти обвинения ни, что иное как проекция – РПЦ обвиняет своих оппонентов в том, в чем виновна сама, а также пытается показать что она оплот национальной безопасности и нравственности, отвлекая таким образом внимание спецслужб. История РПЦ показывает, что именно она, а не религиозные меньшинства, активно использовалась государством для защиты своих интересов и порабощения людей. С XVIII века православные священники были обязаны доносить о преступлениях против государства, о которых они узнали на исповеди. В СССР священнослужители тесно сотрудничали с КГБ, а те кто работал во Всемирном совете церквей, или имел право выезда за границу использовались для разведывательной деятельности, и продвижения политики СССР. В наше время, некоторые священники УПЦ МП активно вели подрывную деятельность против украинского государства – вели пропаганду сепаратизма, участвовали в незаконных воруженных формированиях, оказывали моральную поддержку террористам. Так что, уверения, что РПЦ и связанные с ней структуры оплот патриотизма и безопасности  не более чем миф. Это подтверждает и позиция РПЦ по отношению к другим культурам, языкам и народам. Церковь была категорически против перевода Библии на языки порабощенных Россией народов, в частности на украинский. До сих пор службы в РПЦ проводятся на непонятном церковнославянском языке, а не на национальных языках. Глава БПЦ, митрополит Павел, почему-то был назначен из России. Главой национального экзархата, является человек, который даже не знает языка страны в которой живет. Вот такой патриотизм у РПЦ. На деле РПЦ будет поддерживать любую власть, если та согласится поддерживать ее монополию, и не будет притеснять ее экономические интересы. Все те кто выступают за гражданское общество, права человека и свободу совести, все те кто мыслит не в ключе российских имперских амбиций будут для РПЦ врагами. И в такой позиции РПЦ, кроется угроза не только для национальной безопасности Беларуси, но и для всего мира.

 

Источник: блог Сергея Афанасьева

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100