Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 213 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



"ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС"

Печать

Александр ОСОВЦЕВ


...Две тысячи лет вместе


1

«Евреев, от обычных до великих, 

Люблю не дрессированных, а диких» 

Игорь Губерман


Понятно, что в заголовке присутствует некое преувеличение – две тысячи лет назад евреи появились на территории нынешней Украины, но об украинской нации или даже просто об украинцах тогда еще ничего не знали. Вместе с тем очевидно, что солженицынские двести лет вместе с евреями начались для России именно тогда, когда в состав империи были включены украинские земли, и даже из этого очевидного факта следует, что с украинцами евреи живут гораздо дольше, чем с русскими. Хотя, если учесть, что первые упоминания о евреях на украинских землях были связаны с Крымом, то, возможно, официальная «история России» попытается пересмотреть и этот вопрос.

Собственно, к чему я об этом вообще? Да просто в последнее время и в медиа, и в социальных сетях в связи с событиями в Украине по лишь отчасти понятным причинам начал муссироваться тот самый вопрос, которого, по мнению Ильфа и Петрова, в СССР не было уже в 30-ые годы прошлого века, а именно – еврейский. Причем в обсуждение включились как штатные пропагандисты режима, от которых всего можно ожидать (а уж того, что они решат сыпануть жменю антисемитизма в чан патриотической опары – легче всего), но и люди, обычно занимающие самостоятельную позицию. Поэтому когда вслед за Дугиным и Прохановым и иже с ними «проблему» участия евреев в украинской революции и украинском сопротивлении начинают обсуждать Прилепин и отчасти Познер, возникает желание высказаться.

Надо сказать, что Познер и Прилепин, будучи, мягко говоря, людьми очень разными во всем, и к этой теме подходят с разных сторон: Познер рассказал, об антисемитизме на Майдане, а Прилепин – о том, что среди поддерживающих путинскую «гибридную» агрессию против Украины есть заметные персонажи еврейского происхождения. Захар тем самым как бы отрицал тезис интервьюировавшего его журналиста крупнейшего российского государственного информационного агентства, спросившего, почему, мол, все евреи поддерживают в разгоревшемся конфликте Украину.

Надо отдать должное Прилепину – в ответ он перечислил нескольких медиа-персонажей, по его мнению, евреев, которые Украину вовсе не поддерживают, назвав того же Познера и еще несколько человек, включая почему-то Леонтьева (лично я не подозреваю последнего ни в чем этаком, хотя, впрочем, я такими вопросами специально никогда не интересуюсь).

Я мог бы добавить к названным Прилепиным еще некоторых, но, думаю, дело тут не в количестве. Поэтому попробую разобрать аргументы. Практически их прозвучало два – сиюминутный и исторический. Сиюминутный как раз сформулировал Познер – он отметил на самом Майдане и в речах его сторонников заметную компоненту антисемитизма. Это, безусловно, правда, я даже не собираюсь ни спорить, ни проверять. Просто потому, что в мире нельзя найти места, где среди нескольких десятков или сотен тысяч людей, собравшихся вместе по любому поводу (разве что кроме празднования Дня независимости Израиля, да и то до конца не уверен) не найдется определенного количества антисемитов. А на просторах бывшего СССР – еще и открытых антисемитов. Высказывания, возмутившие Познера на Майдане, я слышал когда-то в Москве, причем на публичных политических мероприятиях, проводившихся «Демократической Россией», «Демократическим выбором России» и «Союзом правых сил». Конечно, мне они не нравились, причем настолько, что я без колебаний пускал в ход кулаки. Но выходить из всех этих политических организаций не собирался, потому что их деятельность была направлена отнюдь не ущемление каких-либо наций, включая евреев, а на увеличение количества свободы в России для всех, включая евреев. Я полагаю, что это относится и к Майдану, и к украинской революции в целом. Вряд ли случайно ее назвали революцией достоинства, а ведь достоинство – вненациональная категория.

Собственно, Познеру абсолютно ни к чему было обращаться в не столь уж близкий к Останкино Киев, чтобы обнаружить воистину свихнувшихся на антисемитизме персонажей. Ему вообще не надо было для этого покидать Останкино, их там полно, в том числе в передачах таких «правильных евреев», как Соловьев. Так что сиюминутный выбор по принципу наличия или отсутствия антисемитизма не выглядит сколько-нибудь обоснованным.

Второй довод апеллирует к исторической ретроспективе, мол, украинцы и украинские вожди всегда были антисемитами, и, начиная с Хмельницкого, через Бандеру и вплоть до его последователя Яроша евреи их всех должны помнить, ненавидеть и не прощать. Про антисемитизм Хмельницкого спорить трудно, а то и невозможно. Но, во-первых, Хмельницкий не только этим отличился. Он вообще, мягко говоря, фигура неоднозначная, а грубо выражаясь – дитя своего времени, то есть в современных терминах негодяй, проливший реки крови. Что думали о нем поляки, причем в ХХ веке, можно прочитать у Г. Сенкевича. Что думают о нем украинцы, понять сложнее, но что-то я сомневаюсь, что все они или даже большинство сейчас считают Переяславскую Раду однозначно позитивным событием в истории Украины. Но главное – если начинать считать еврейские общины с XVI века, то мы должны ненавидеть и не прощать всех, включая русских. А все, думаю, тоже – всех или как минимум тех, с кем хоть как-то соприкасались.

Что касается века ХХ и приобретшего столь широкую известность в сегодняшней России Степана Бандеры, то лично он никаким антисемитом не был. Он был украинским националистом, точно так же, как Пилсудский был националистом польским, Маннергейм – финским, Франко – испанским, а де Голль – французским. Не был он и сторонником гитлеровцев, большую часть времени их войны против СССР, с 1941 по почти до конца 1944 года, Бандера был в концлагере, а бандеровцы боролись с немецкими войсками. Те, в свою очередь, помимо прочего, распространили миллионы листовок, в которых называли бандеровцев «жидобольшевистской агентурой».

Был ли Бандера готов к компромиссу с рейхом? Был, конечно. Но только при соблюдении важнейшего для него условия – признания независимого украинского государства. То есть Бандера был не более удобным партнером Гитлера, чем Сталин до 22 июня 1941 года, а, скорее, менее. Был ли он филосемитом, готовым жертвовать безоглядно всем ради спасения евреев? Не был. Дерево в Роще Праведников Народов Мира в Яд-Вашеме, Музее Холокоста в Иерусалиме, посажено только одному лидеру нации – датскому королю Христиану Х. Все остальные готовы были помогать евреям очень и очень ограниченно, и ни Холокост, ни антисемитизм не были для них сколько-нибудь существенной проблемой. И Бандера был в их числе. Да, бойцы ОУН-УПА участвовали во львовском погроме июня 1941 года. В аналогичных акциях участвовали русские, белорусы, литовцы, латыши, эстонцы, поляки, словаки, венгры и многие другие. Да, бойцы ОУН-УПА сначала, когда могли и хотели, спасали евреев от гитлеровцев в оккупированной Украине. Так же, как тысячи известных и неизвестных Праведников Народов Мира десятков национальностей. И да, Степан Бандера таким образом был борцом за свободу украинского народа и украинскую государственность, вождем для своих соратников, и именно в этой борьбе он проявил себя как выдающийся человек, и ни в каком ином вопросе, включая еврейский. Замечу, чтобы завершить этот пассаж, что ни к нему лично, ни к его организации ни Нюрнбергский трибунал, ни последовавшие за ним в рамках процесса денацификации суды не имели претензий, и он жил на свободе в Западной Германии до своей смерти, последовавшей в результате убийства его агентом советских спецслужб.

Таким образом, мне представляется вполне доказанным, что ни сиюминутный, ни исторический доводы в пользу какого-то особо значимого компонента антисемитизма Майдана в частности и украинского национального движения в целом и в его исторической ретроспективе не имеют под собой никакого реального обоснования. Отчего же возникли все эти разговоры?

Понятно, что есть некий субъективный аспект – Познер слышал антисемитские разговоры на Майдане, Ярмольник действительно сталкивался в детстве и юности с антисемитами во Львове, и т.п. И пуризм Познера можно понять, и эмоции Ярмольника тоже. Хотя, повторюсь, Познеру тогда нельзя работать в Останкино, а Ярмольнику я могу сказать, что с антисемитами я примерно в те же годы и примерно в том же возрасте не раз сталкивался в Ленинграде, даже в том Басковом переулке, во дворе, где вырос Путин.

Но есть и гораздо более существенная объективная основа того, что российская государственная пропаганда постоянно повторяет обвинения в антисемитизме в адрес нынешней Украины. Эта основа состоит, на мой взгляд, из двух основных составляющих. Первая – это традиционная ложь, привычное навешивание привычных ярлыков, формирующее у привычно зомбированного населения привычный образ привычного врага. В Киеве у власти фашисты, следовательно, они, помимо всего прочего, еще и антисемиты, такова очень незамысловатая логика путинского агитпропа. В принципе, на фоне распятого мальчика, массовых казней мирных людей и прочих «зверств киевской хунты», «бендеровцев» и «правосеков» их антисемитизм – неинтересная и мелкая деталь. Но если детей, слава богу, не распнет ни одна из воюющих сторон, то вот с антисемитизмом ситуация несколько иная. Пока, может быть, еще не в виде легко читаемой картинки, но в виде тенденции – почти наверняка. Тенденция ведь всегда как минимум не менее важна, чем текущее состояние, это вам любой медик скажет. И если текущее состояние России и Украины в «еврейском вопросе» примерно сопоставимы, то тенденции развития, вероятно, можно назвать весьма различными, а то и противоположными. И именно эта разница тенденций развития, точнее, попытка скрыть ее от других, а, возможно, и от самих себя, и есть вторая, куда более важная составляющая упомянутой объективной основы. Можно утверждать, что в результате этой российской тенденции ложь текущая перерастает в ложь всеобъемлющую, ту, которую Гитлер называл «грандиозной».

 

2


Украинская тенденция развития со всеми сложностями и противоречиями, как и украинская повестка дня вообще, задана Майданом, и не стоит забывать, что он называется Евромайдан, то есть Майдан стоял за европейские ценности, за вхождение или как минимум за сближение с Европой, что очевидным образом означает принятие и приятие базовых европейских ценностей и правил игры. Более того, президентом в результате произошедших в Украине событий был избран Петр Порошенко, который, между прочим, еще в 2011 году публично доказывал необходимость просить от имени украинского государства, вслед за Германией, Польшей, Литвой и пр., прощения у еврейского народа за совершенные против него преступления. Речь шла об украинских евреях, перед еврейским народом в целом когда-то извинился еще первый президент Украины Леонид Кравчук во время своего первого визита в Израиль.

Я лично, кстати говоря, вовсе не сторонник такого рода извинений в наше время. Аденауэр — да, он просил прощения у людей, лично переживших Холокост, от имени новой Германии, только что появившейся на том месте, где была Германия же, этот Холокост устроившая. Я вполне самоидентифицированный еврей, но не понимаю, кто и за что должен извиняться передо мной сейчас. При этом само желание сделать это характеризует людей с самой лучшей стороны. Он хочет извиниться — я готов в ответ поблагодарить и сказать, что не вижу за ним никакой вины. Мне представляется, что это взаимно цивилизованная, вежливая и разумная позиция.

Также следует заметить, что сама тема еврейской активности в украинской революции возникла в значительной степени в связи с активной позицией двух людей — в первую очередь Коломойского, а также Зисельса. Повышенное внимание их деятельность привлекла в том числе и потому, что Игорь Коломойский не только олигарх, ставший губернатором, и еврей, но при этом он еще является одним из признанных лидеров украинской и европейской еврейской общины. Иосиф Зисельс выступал на Майдане и в других местах не просто как диссидент советских времен и общественный деятель, но от имени украинской еврейской общины. Наверное, не всех евреев, но столь же наверняка — большинства общины.

Так вот в России ничего этого нет. Нет никакой сколько-нибудь самостоятельной и независимой еврейской общины, нет независимых от власти общинных лидеров. Российская еврейская община интерпретируется властью как исключительно религиозная структура, а главным евреем России Кремль назначил итало-американского хасида Берла Лазара. Это само по себе такой же анекдот, как если бы представителем современной русской общины в США Белый дом избрал, например, приехавшего из России священника-старообрядца. Но в этом есть и очевидная логика. Сколько-то независимая еврейская община в России прошла тот же путь, что и независимая пресса, независимые партии, независимый от Кремля бизнес и многое другое. В Украине все это есть, соответственно есть и еврейская община, и не только еврейская. А в России — нет. Поэтому Коломойский и Зисельс кого-то представляют, пусть не всех евреев Украины, но большинство общины, а Лазар и, например, Ротенберг и Кобзон — самих себя и своих хозяев в Кремле и АП.

И вот здесь возникают уже важные следствия. Да, евреи есть на обеих сторонах, и на обеих их не единицы. Каждый делает свой индивидуальный выбор, так часто бывает. Так было во многих войнах, особенно в европейских после эмансипации, достаточно вспомнить Первую мировую. Евреи были лояльными гражданами, а то и убежденными патриотами своих стран и воевали каждый за свою страну. Так было и во многих гражданских войнах, когда евреи, как и другие граждане страны, воевали каждый за свою сторону, за свою идею. Так происходит и сейчас. Коломойский, Гройсман, Зисельс, Шендерович, Рыклин, Пархоменко против Дворковича, Ротенберга, Иоффе, Кобзона, Ярмольника. Так же как Турчинов, Климкин и Филатов против Путина, Медведева и Лаврова, а Порошенко, Делетей и Ярош против Тимченко, Ковальчука и Шевченко, Аваков против Кургиняна, и так далее, и тому подобное. Но все же, как говорится в старом анекдоте, есть нюанс.

Как я уже заметил, я могу понять личные, особенно не корыстные мотивы. Тот же Кобзон во многом тоже творец так называемого русского мира. И не он один. Помните — музыка Яна Френкеля, стихи Инны Гофф, исполняет Иосиф Кобзон, «Русское поле»? Путин рассказывал, что он решил пойти в КГБ, посмотрев фильм Владимира Басова по роману Вадима Кожевникова «Щит и меч». А в фильме — музыка Вениамина Баснера, стихи Михаила Матусовского, исполняет Марк Бернес, «Песня о Родине». Так что «русский мир» отнюдь не моноэтничен в своих основах. Но основы основами, а тенденция, как уже говорилось, тенденцией. У этой тенденции есть несколько персонификаций и одна основная составляющая. Одна из персонификаций, кстати, по некоторым данным, имеет еврейские корни. Её фамилия — Безлер. А прозвище — Бес. Ну, так вышло, что наиболее известный еврей, не просто поддерживающий «русский мир», но воюющий за него, оказался Бесом. Может, случайность, а может, и симптом…

Симптом тенденции, которую трудно не заметить и которая не может не настораживать. Да, в большинстве европейских конфликтов последних 150-ти лет евреи были на обеих сторонах. Даже во время Второй мировой войны был Мильх, про которого Геринг сказал: «В моем министерстве я решаю, кто еврей, а кто нет», были «ценные евреи» — немного, не более сотни, но были. Были юденраты, была еврейская полиция в гетто. Не мне судить, все ли они были подлецами и предателями или большинство просто пыталось уцелеть. Но независимо от этого будущее еврейского народа определили войны антигитлеровской коалиции, в том числе сотни тысяч евреев, и бойцы гетто. Замечу, что и они были лояльными гражданами своих стран даже в самых трагических обстоятельствах. Не случайно руководитель боевой организации варшавского гетто Мордыхай Анелевич свое воззвание о начале восстания закончил словами «Да здравствует еврейский народ, да здравствует Польша!».

Но есть разница между «Да здравствует Польша!» в листовке Анелевича и ежедневным «Хайль Гитлер!» Мильха. А тенденция движения Путина в стоону траектории Гитлера отмечалась уже не раз, включая и само название основного пропагандистского клише — «русский мир». Не российский, а именно русский, с явной этнической коннотацией. Сейчас в его формировании участвуют и евреи, и армяне, и украинцы, и многие другие. Но направления развития этого проекта таковы, что если развитие пойдет успешно, то им напомнят, что они не вполне русские или совсем не русские. И не факт, что для каждого найдется свой Геринг. Такие проекты всегда «фанатичны» по своей природе. Мне всегда казалось, что черным предзнаменованием Холокоста была судьба Отто Вейнингера — талантливого еврейского мыслителя, одного из первых теоретиков, разрабатывавших учение о «высшей арийской расе», вслед за французом Гобино и англичанином Чемберленом. Так вот Вейнингер, не сумев, по его мнению, изжить в себе еврейское начало и стать подлинным германцем, покончил с собой. Сумасшедший? Наверное. Но как позже выяснилось, не он один сошел в Вене с ума на почве величия арийской расы.

Однако посмотрите внимательнее. А Проханов разве нормальный? А Дугин не сумасшедший? А Киселев, подражая им, разве не прикидывается психопатом? А ведь они теперь определяют мейнстрим российского информационного пространства. При этом Проханов и Дугин — патентованные антисемиты, а Киселев, если понадобится, мгновенно им станет. Или прикинется, что для него то же самое.

Еще более важным обстоятельством является то, что общексенофобскую направленность эволюции России индукционно подпитывала и постоянно наращивала посредством усиления пропаганды совокупная активность двух главных акторов общественно-политического процесса — Путина и его сторонников, то есть большинства населения. Ксенофобия в буквальном смысле слова — ненависть к чужим, не к таким, как ты сам. Да, население в значительной своей части страдает этнической ксенофобией, испытывая различной силы антипатию к «жидам», «чуркам», «хачикам», «чухне», а теперь еще и к «укропам». Периодически их стимулируют ненавидеть то «грызунов», то «эстов», то «лахов», то еще кого-то в зависимости от сиюминутной потребности.

Ксенофобия Путина, конечно, более сложная. го неприятие того, что резко отличается от него самого, лучше всего, конечно, выявила история тюремной одиссеи Ходорковского, хотя можно привести и другие примеры, особенно с задающими неприятные вопросы иностранными журналистами, когда Путин не мог скрыть свои эмоции. Этот маховик ненависти «Путин – пропаганда – население» раскручивается все быстрее, и до поры до времени бесы чувствует себя в нем уютно. Пока он не начинает крутиться настолько быстро, что скорость его вращения делается для них чрезмерной, и тогда звучит напоминание об их чужеродности.

В 1938-м Фрейду предлагали статус «ценного еврея», а когда он отказался, гестапо позволило ему уехать в Англию. В 1940-м нобелевскому лауреату Бергсону после аналогичного отказа уехать не пришлось, и он умер, простудившись в очереди на регистрацию в качестве «просто еврея». Оба они никогда Гитлера не поддерживали. Но за эти два года ситуация изменилась, и изменения привели к тому, что в лагеря смерти, а потом в газовые камеры и печи крематориев отправились многие, кто считал себя не просто немцами, а заслуженными перед Германией людьми, героями предыдущей войны. Их было многие десятки, а может быть, и сотни тысяч. И тысячи, а может быть, и десятки тысяч из них поддерживали Гитлера и способствовали его приходу к власти. Они были не только жертвами, но и творцами собственной трагедии. Они были творцами не только собственной, но и неизмеримо более масштабной трагедии.

Всегда есть разница между теми, кто поддерживает агрессию, и теми, кто борется за свободу. Одни роют могилы другим — и тем самым себе, другие борются на нашу и вашу свободу, потому что это тюремные камеры бывают разными, а свобода — всегда одна на всех, у кого она есть. Старая мудрость гласит, что чем больше свободы, тем лучше для евреев. Но даже Медведев знает, что не только для евреев.

Одинаково плохим для всех признаком является то, что первое должностное лицо страны никогда ни перед кем не извиняется. Отнюдь не только перед еврейским народом — Путин не отвечает за «черную сотню». Он не извиняется и за то, за что вполне отвечает. Он не извиняется никогда, ни перед кем, даже перед вдовами моряков «Курска», которых в дни их страшного горя обозвал «проститутками по 10 долларов».

Этот процесс «неизвинения» вполне логично приводит к нарастанию ксенофобного хамства, когда доцент МГИМО Четверикова, отправившись из аудитории престижного вуза на Селигер, учит там подрастающую смену «путинской гвардии»: «Сионизм — это движение за установление всемирного господства еврейских банкиров. Они финансируют язычников с целью разложения православия. А в католицизме христианского уже ничего не осталось, он иудаизировался».

Рискнет ли пригласить ее в свою передачу Соловьев? Не знаю. А Киселев даже не поморщится.

А вы говорите, Майдан...


На фото: Россия. Москва. 19 февраля. Главный раввин России Берл Лазар, президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг, президент РФ Владимир Путин и президент федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода (слева направо) во время посещения Еврейского музея и Центра толерантности. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Дружинин


Источник: Ежедневный журнал

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100