Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 134 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ДВА КОНТЕКСТА

Печать

Виктория КРИШМАРЕЛ

 

...Религиозное образование в государственных школах: европейский и украинский контекст

 

Сейчас происходит смена концепций и программ по предметам средней школы в связи с переходом на профильное обучение. Поэтому в этот период возможно изменение ситуации и с преподаванием религиозного компонента в школе. Поэтому необходимо обратить внимание на европейский опыт решения этих вопросов, так и на уже имеющиеся тенденции в Украине за годы независимости.

Несмотря на отделение церкви от школы и светский характер государственных учебных заведений (Закон Украины «Об образовании», ст. 8), достаточно часто встает вопрос об объеме и темы изложения религиоведческих в своей сути знаний. Причем на сегодня этот вопрос является актуальным как для Украины, так и для других европейских государств, где также в последнее время активизируются вопросы и общественные реакции (вплоть до исков и решений судов) относительно объема и формы религии в государственных учебных заведениях (особенно в школах). Ситуация значительно изменилась в течение последних десяти лет, и в основном через судебные решения. Также возможности обучения религии в государственных школах было уделено внимание Комитета по правам человека ООН. В частности, в комментариях (1993) № 22 (48) ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) было установлено, что преподавание религии и этики разрешено, если оно происходит нейтрально и объективно. Логическим следствием является то, что обучение одной религии неприемлемо, если родителям или опекунам не предлагается альтернативы.

Конечно, такое внимание активизировала теоретические исследования. Например, вопросам преподавания религиоведческих или духовно-этических по своему направлению курсов посвящены работы И. Галицкой, П. Козырева1И. Метлика, Есть. Шестуна. Хотя часто важнее становится правовой аспект таких курсов, поэтому внимания заслуживают исследования Е. Аскерова, Г. Друзенко, Г. Пидипригоры, И. Понкіна, Л. Филипович2. Если же обращаться к теоретическому измерения методологического обоснования, одними из наиболее весомых является разработки Г. Голдмана, М. Гримміта, Д. Джарвиса, Г. Лоукс, Н. Смарта, Д. Халла.

Однако для Украины на сегодня более насущной является проблема выбора модели отношение между религией и школьным образованием. С одной стороны, является законодательный базис, который регулирует эти отношения (Конституция, Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», Закон Украины «Об образовании», Закон Украины «Об общем среднем образовании» и др.), но с другой стороны - мнение общественности (сформирована как заинтересованными организациями, так и собственными представлениями граждан), которая стремится изменить существующую ситуацию. Поэтому возникают приказы и подзаконные акты, которые трансформируют положение в сфере места религии в школьном образовательном процессе от частичной внимания в інваріативній части обязательных курсов (упоминания в литературе, країнознавстві, истории) до выделения курсов духовно-нравственного направления.

С 1992 года в Украине начали преподавать в некоторых школах (преимущественно Западного региона) курс по выбору «Основы христианской этики» (возможны разные вариации названия с сохранением сущности). Например, есть опыт апробации курсов «Христианская этика», «Христианская культура», «Этика: духовные основы», «Основы Православной культуры Крыма», «Основы мусульманской культуры Крыма» в школах Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Ровенской и других областей. В целом это охватило практически четверть общеобразовательных учреждений. Этот курс был введен, скорее, как следствие общественного желание. Соответственно, ни утвержденных (а сначала даже и четко разработанных) программ, ни учебников не было. Постепенно практика введения подобных курсов распространилась практически на всю территорию Украины, но нормативно оставалась не закрепленной. Такая ситуация, в первую очередь, была связана с конституционно и законодательно закрепленным в Украине отделением церкви от государства и школы. Поэтому при обучении курсам духовно-нравственного направления вставал вопрос не только о методическом обеспечении, но и о специалистах, которые их будут читать, поскольку достаточно широко распространена практика приглашения священнослужителей или монахинь не является оправданной для светской школы. Однако, через интерес общественности, изменения мировоззренческих ориентиров государства и реформирования системы образования вопрос о включении курсов духовно-нравственного направления в школьную программу вставал все более остро. 8 июля 2005 г. было подписано поручение Президента Украины № 1 - 1\657, для выполнения которого была создана комиссия для разработки содержания новых учебных курсов. Результатом деятельности философов, педагогов, учителей и представителей разных конфессий стала разработка концептуальных основ изучения в общеобразовательных учебных заведениях предметов духовно-морального направления.

В соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Украины типовых учебных планов для 12-летней школы и соответствующих писем МОН Украины предусмотрено изучение в 5-6-х классах общеобразовательных учебных заведений, начиная с 1 сентября 2005 г., по выбору родителей учащихся предмета «Этика», или (а также) предметов духовно-морального направления в объеме часов, предусмотренных для изучения в 5-6-х классах предмета «Этики».

Курс «Основы христианской этики» направлен на внедрение в систему образования традиционных для Украины христианских ценностей: истины, благочестия, добра, любви, красоты, достоинства, долга, совести, чести. Этот курс не связан с религиозными обрядами, материалом изучения в курсе служат лучшие образцы христианской культуры и философии Украины и мира. Курс «Основы религиозной этики» является дисциплиной образовательно-воспитательного, мировоззренческого и религиозно-культурного направления, базирующегося на нравственных основах мировых религий и выстраивается как фундамент жизненных ценностей современного человека и направляется на формирование толерантности, способности к сосуществованию и взаимодействию молодого поколения в поликультурной и поликонфессиональной среде, уважения к свободе совести, личных религиозных убеждений.

Согласно Закону Украины о «среднем образовании» предметы духовно-морального направления могут преподаваться учителями общеобразовательных учебных заведений, которые прошли соответствующую педагогическую подготовку в высших учебных заведениях.

Согласно Концептуальных основ, которые были утверждены 29 июня 2006 г. протоколом № 8/1-2 Коллегии Министерства образования и науки Украины, особенностью программы курса «Основы христианской этики» является акцентирование в изучении предмета на традиционных для Украины христианских духовных, нравственных и культурных ценностях, углубленное изучение Библии как одной из фундаментальных основ христианского мировоззрения. Вместе с тем, должно быть предусмотрено информирование учащихся об основах духовности, нравственности и культуры других мировых религий. Особенностью программы курса «Основы религиозной этики» является акцентирование в изучении предмета на определенных (христианских, мусульманских, иудейских и т.д.) духовных, нравственных и культурных ценностях, углубленное изучение первоисточников соответствующих религий. Вместе с тем, должно быть предусмотрено информирование учащихся о христианские духовные, моральные и культурные ценности.

Первым шагом на пути методологического внедрения является разграничение терминов и наработки методического базиса3. Именно поэтому международное сообщество активизирует общественные союзы, направленные на решение этих вопросов. Например, Education about religions and beliefs (http://www.aocerb.org), the Religious Education Association, an Association of Professors, Practitioners, and Researchers in Religious Education (http://www.religiouseducation.net), Teaching about religion in support of civic pluralism (http://www.worldvieweducation.org) и т.д. Поэтому можно утверждать, что развитие религиозного образования происходит не в отдельных странах, а в Европе в целом.

На сегодня распространенным пониманием есть достаточно простая модель, предложенная П. Шрейнером4. Он предлагает разграничивать «образование в религии», «образование о религию» и «образование отрелигии». К первой группе относится погружения учащихся в определенную религиозную традицию, что в большинстве стран происходит вне стен государственных школ. Вторая группа предусматривает релігієзнавче освещение тем, которые являются важными для ориентации человека в багатоманітному мире важных для личности религиозных взглядов. Третья же группа предлагает различные подходы для решения важных вопросов с точки зрения основных религиозных и этических систем для выработки собственного пути и понимание. Однако, на самом деле это является лишь умозрительным логическим обобщением, на самом деле все эти системы существуют в смешанном виде.

С другой стороны, такую терминологию можно уточнить на основе разработок Д. Джарвисом. Он предлагает выделять три типа «религиозного образования»5:

  1. Наставление - в смысле преподавания основ религиозных взглядов определенной течения ученикам, которые являются последователями этого течения, а курс читается священнослужителями. В государственных школах, которые должны соответствовать свободе вероисповедания, такие курсы, которые есть катехизацией по своей сути, могут быть только курсами по выбору;
  2. Религиоведение - речь идет о преподавании истории религии или научного обзора религиозных течения, что обычно обеспечивается учителями школ;
  3. Нравственное воспитание - это изложение сравнительного обзора этических норм и воспитания характера, что обеспечивается обычно в курсах по выбору, которые преподаются учителями школ.

Соответственно, модели преподавания религиозного компонента в государственных школах также можно представить, исходя из этой классификации. Наставление в одной религиозной течения возможно только в государствах с практически одинаковым вероисповеданием всех жителей (например, Греция, Иордания, Италия, Польша). Конечно, учитывая нормы свободы совести, в школах предлагается или альтернативный курс этики, или же этот курс по выбору. Следующей группой являются государства, где наставления происходит в одной из нескольких религий (по выбору). Обычно, это выбор между конфессиями христианства, христианством и исламом или же светской этикой. Например, такая система образования функционирует в Австрии, Германии и Испании. В общем, такая схема не является очень распространенной. Третьей группой являются государства, где обеспечивается преподавание религиоведения и этики. Это, например, Великобритания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Финляндия. В основном это светское изложение учителями школ с акцентом внимания на христианстве и этических ценностях. Наконец, четвертой группой являются государства с исключением религиозного компонента из государственного школьного образования (Албания, Бельгия, Дания, Чехия, Швейцария, Франция). Отдельно стоит выделить группу постсоветских стран, где на законодательном уровне на сегодня прописано отделение религии от школы, но идут активные процессы по внедрению таких курсов (Россия, Украина).

Возможной также является классификация по другим критерием, где за основу берется сама возможность присутствия религиозного образования в системе школьного образования6. Так, первую группу составляют государства, где прямо предусматривается преподавание религии в школьной программе; вторая группа - где разрешается такое преподавания; третья - разрешение касается только частных школ; четвертая - где полностью запрещено изложение религиозного компонента в школах, не зависимо от формы собственности.

Но стоит также обратить внимание на классификацию, которая делает акцент именно на общественное понимание места религиозного образования в системе школьного образования. И здесь также чувствуется трехчленная модель: «воспоминание и тоска по к-коммунистическим периодом»7 - имеется в виду глубокая роль религии в жизни социума и насильственное вытеснение ее во времена коммунистического режима, что провоцирует идеализацию предыдущего периода и желание вернуться к нему (например, в Венгрии); «опыт противостояния между личной и государственной идеологией в образовании» - речь идет о различных путях воспитания, которые предлагаются в государственной школе и в семье, что неизбежно приводит к недоверию одной из этих идеологических систем и провоцирует конфликтное существование (например, СССР); «французская или американская модель», которая акцентирует вопрос на определении места религии в школе и объема религии в школе - от государственных курсов к факультативов, от разрешения на молитву к запрету религиозной символики, является наиболее неопределенной на сегодня моделью.

Таким образом, мы видим различные пути понимания и реализации религиозного образования в школьных системах. Но, чтобы это не выглядело чисто умозрительными теориями, стоит остановиться на внедрении этих путей на примерах конкретных, показательных в этом контексте стран. Основываясь на исследованиях Д. МакНейла8, П. Шрейнера9 попробуем выделить характерные этапы и особенности религиозного образования в европейских государствах, которые являются наиболее показательными на сегодня.

Начать стоит с Франции, в которой принцип отделения государства и религии было законодательно закреплено еще в 1905 г. Эти отношения названы «секуляризмом» (laїcité), хотя перевод не является полностью адекватным. Особенностью ситуации во Франции есть большое количество частных католических школ (около 20 % от общего количества), что является вполне понятным для страны с преимущественно католическим вероисповеданием (78,8 %). Но это привело к проблемам с идентификацией во втором-третьем поколениях. Поэтому с середины 80-х гг. религиоведческий компонент введен в обучение как часть общеобразовательных курсов. Однако, с 1980-х гг. начинаются общественные обсуждения вопроса освещения информации о религии в государственных школах. Уже в 1989 г. учебные планы по истории и географии были изменены для освещения религиозных аспектов, а с 1996 г. было введено изучение аспектов ислама таким же путем. Особенно актуальным это становится на фоне активизации эмиграции мусульман из Северной Африки в 70-80-х гг. В 2001 г. министр образования пригласил отчет и рекомендации по освещению вопросов религии в государственных школах. В общем, рекомендации отразили уже выбранный путь - не выделение отдельного предмета, а освещение в контексте истории и философии. Также стоит обратить внимание на рекомендацию по переподготовке учителей. Такой институт религиоведения для подготовки кадров, программ, соответствия курсов было основано в 2002 г. Таким образом, с традиционной политики секулярной антирелігійності, которая исторически сложилась во Франции, был сделан акцент на секулярність как свободу совести.

В Швейцарии эти вопросы решаются совершенно другим путем. Государство является разделенной на 26 кантонов, которые являются разными по своим этническим и религиозным составом. Особенно поликультурной выглядит эта ситуация в крупных городах. Именно поэтому разработано для внедрения специальный курс «Религия и культура», где эти феномены являются нераздельными и взаимозаменяемыми. Основной целью является наработка компетенций в общих вопросах религий и традиций. Исходя из этого, религиозное образование как наставление является неприемлемой в государственных школа, однако полностью поддерживается религиоведческий изложение, в котором делается акцент на исторически-дескриптивний, социально-политический и мировоззренческий.

Совершенно другую систему демонстрирует Великобритания. После Второй мировой войны в образование на законодательном уровне ввели религиозный компонент для обеспечения воспитания национальной самоидентификации на базе коллективной памяти. Однако основой выступало христианство как религия большинства населения. Конечно, довольно быстро ситуация изменилась (в том числе и через изменения в соотношении этно-религиозных групп населения). На сегодня основой является мультикультурный подход. Основные изменения были внесены Актом об образовательной реформе 1988 г.: учебная программа должна согласовываться с тем, что религиозной традиции в Великобритании является преимущественно христианство, в то же время, должна учитываться изучения и практики других распространенных в Великобритании религиозных течений. Таким образом, можно говорить о том, что много лет было основой применения феноменологического подхода для соотнесения между шестью религиями мира. На сегодня же более важными предстают целые религиоведческого характера (на основе изучения и собственного осмысления незаангажированной информации о различные религиозные течения). Причем учебные планы должны согласовываться с местной властью и ратифікуватися Постоянным консультативным советом по религиозного образования (SACRE), которая состоит из представителей различных религиозных течений, учителей и представителей общественности.

В Германии же до середины 80-х гг. ситуация была двойной10: в Германской Демократической Республике христианская идеология через связь с нацисткою системой была заменена мировоззрением на основе марксизма; в Федеративной Республике Германии же основной акцент был сделан на свободу вероисповедания (что исходит из традиционных для Пруссии отношений между церковью и государством), хотя с 50-х все больший вес приобретает светский компонент христианства в образовании с приоритетом тех или иных течений в зависимости от Земель. В большинстве случаев это касается различия между католиками и протестантами, которые имеют свои классы. С 2003 г. такие же права имеют и иудеи. Однако в целом образование должно базироваться на стандартах гуманитарных наук. Именно поэтому дети, которые не относят себя к доминирующей в Земле течения или являются неверующими, должны посещать занятия по этике или философии, при чем с 14 лет могут сами выбирать, какие курсы они хотят посещать. При этом сами религиозные течения несут ответственность за подготовку соответствующих учителей, а религиозные школы финансируются государством в объеме 90 % расходов. Конечно, это возможно лишь с учетом совместные учебные планы. На сегодня наиболее дискутируемым является вопрос обучения также в исламской традиции11. Однако, несмотря на численность мусульман, около 3 млн., их включение в крупных религиозных организаций, с которыми могла бы сотрудничать государство, является незначительным. Хотя для государства более выгодным с точки зрения национальной безопасности является включение изложения ислама в учебные программы, чем непонятные иноязычные организации с тенденцией к фундаментализму. Самым ярким примером является Северная Рейн-Вестфалия, где в 150 школах является изучение ислама. Важнейшим является именно преодоление языкового барьера, что приводит к включению в сознание населения, что немец может быть мусульманином - понятным и «своим».

Обобщая вышеизложенные модели и тенденции, можно выделить основные характеристики, которые являются необходимыми для бесконфликтного существования религиозного образования в государственных школах. Собственно, основы этого были заложены разработками Института открытого общества Юго-Восточной Европы в труде «Религия и школьное обучение в открытом обществе» (2004). Предполагается выполнение следующих положений:

  • религии как церковной институции не должно быть в государственных школах;
  • религиозное образование должно быть внеконфессиональной или же предоставлять возможность выбора альтернативных курсов;
  • изучение основных религиозных течений в государстве должно стать путем для взаимопонимания и самоидентификации;
  • обучение религиозным аспектам должны осуществлять исключительно педагогические работники;
  • религиозное образование должно присутствовать в школе для решения морального кризиса современной молодежи.

Конечно, предложенный обзор позволяет увидеть лишь правовые основы регулирования отношений государства, религии и школы. Однако, воплощение может быть разнообразным. Например, приобретать форму запрета демонстрации религиозной принадлежности в государственных школах по постановлению суда. Но это не означает исключения религиозного образования из учебных программ. Наоборот, как видим, наблюдается тенденция к развитию этих аспектов. Понятно, что следующим шагом должно стать упорядочение методологических подходов, которым посвящено немало теоретических разработок. Поэтому необходимы дальнейшие разработки в этой теме.


--------------------------------------------------------------------- 

1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allydota.ru/item/items10018.html 

2 Религиозное и светское образование в Украине: проблема сосуществования. Материалы Международной молодежной летней школы. - К., 2006. - 80 с. 

3 См.: Hjelm T. To Study or not to study religion and Society. The Institutionalization, Fragmentation and Marginalization of Sociology of Religion in Finland. [Electronic resource]. http:// asj.sagepub.com/content/51/2/91. full.pdf; 

Apple W. M. г. и пола, religion, and the struggle over knowledge in school [Electronic resource]. http://epx.sagepub.com/content/17/3/385. full.pdf; 

Козырев Ф. 2.2. Феноменологическое религиозное образование и "обучение у религии" // Ф. Козырев. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2006. - 412 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://allydota.ru/item/items10018.html. 

4 Schreiner P. Religious Education in Europe. [Electronic resource]. http://resources.eun.org/etwinning/europa2.pdf. 

5 Джарвис Д. Религия и религиоведение в государственных средних школах: современные подходы / Журнал «Религия и право», 2003, № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mhs548.ru/2/10/page6.php

6 Куприянов Ф. Проблемы государственного контроля за обеспечением свободы совести в сфере образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kupriyanov.org/rus/sales_department/page106.html.

7 Schreiner P. Religious Education in Europe. [Electronic resource]. http://resources.eun.org/etwinning/europa2.pdf.

8 [Electronic resource]. http://scp.sagepub.com/content/47/3/343.

9 Schreiner P. Religious Education in Europe. [Electronic resource]. http://resources.eun.org/etwinning/europa2.pdf.

10 Подробнее см.: Зайцева О. Религиозное воспитание учащийся в современной школе Германии: Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ольга Рафаилевна Зайцева. - Волгоград, 2005. - 153 с.;

Dinter A., Schreiner P. Science and Religion in Schools: A German and World Wide Perspective. [Electronic resource]. http://www.metanexus.net/magazine/tabid/68/id/10334/Default.aspx.

11 Pommereau, de I. Why German public schools now teach Islam / Correspondent. - January 20, 2010. - [Electronic resource]. http://www.csmonitor.com/World/Europe/2010/0120/Why-German-public-schools-now-teach-Islam


Впервые опубликовано: Религиоведческие очерки. - 2011. - № 2. - С. 98-106


Источник: Религия в Украине

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100