Не существует препятствий к тому, чтобы люди могли высказаться на референдуме по вопросу о возвращении Волгограду прежнего имени Сталинград. Как сообщает Интерфакс, об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Мне лично больше нравится название Царицын, но я не вижу причин, почему не позволить людям высказаться на эту тему", - сказал священник.
По словам Чаплина, "слово Сталинград уже живет жизнью, независимой от имени Сталина, ассоциируется с победой в известной битве, с некоторой частью нашей истории". Споры же о Сталине, конечно, будут продолжаться, в том числе среди православных христиан, отметил священник, назвав очевидным, что Сталин был гонителем Церкви и что осуществлявшиеся при нем репрессии "в значительной своей части были несправедливыми".
В то же время, добавил Чаплин, если спросить священнослужителей, монашествующих и активных мирян, то среди них будет немало тех, кто видит и положительные моменты в деятельности Сталина. "Общаясь со многими людьми, я хорошо это знаю, - заметил священник. - Не будем забывать и того, что в последние годы его жизни наши патриарх и Синод высказывались о нем с уважением".
Представитель РПЦ указал и на еще один аспект в этой проблеме: тему Сталина и его гонений против Церкви, считает он, "пытаются использовать для того, чтобы жестко продавить ультралиберальную позицию в вопросе, может ли христианин применять силу к внешним и внутренним врагам своего Отечества".
"Если мы не будем пытаться переписать Писание и Предание, то ответ очевиден: может. Более того - подчас должен. И сводить такую защиту Отечества только к имени Сталина более чем некорректно. И защищать страну наверняка придется еще не раз", - сказал священник.
Он напомнил, что внешних и внутренних врагов уничтожали святые правители, святые воины, благочестивые православные цари и военачальники. "Так что, увы, желающие устроить в Церкви пацифистскую революцию, переводя богословскую дискуссию в интернет-окрики типа "Ты что, за Сталина?!", глубоко неправы", - отметил Чаплин.
Провести в Волгограде референдум о переименовании города в Сталинград предложил Владимир Путин в пятницу на торжествах в Нормандии. "В соответствии с нашим законом, это дело субъекта федерации и муниципалитета", - сказал Путин, отвечая на вопрос российского ветерана. "В данном случае жители должны провести референдум, определиться. Как жители скажут, так и сделаем", - сказал президент.
Ветераны выразили готовность поехать в Волгоград, чтобы помочь с проведением голосования. "Пожалуйста", - согласился Путин. Он напомнил, что "в Париже есть площадь Сталинград". По словам Путина, это название помнят и в других городах Европы.
Источник: Ежедневный журнал
Комментарий RP: в восприятии инициативы по поводу возврата Волгограду имени одного из знаковых диктаторов 20-го века, строго говоря, возможны две кардинально противоположные позиции, в диапазоне между которыми вполне могут распределяться мнения порядочных людей. Первая – это восприятие аморальным возврата к самой идее увековечения имени "террориста, дорвавшегося до власти", что оправдывается мифом особой роли И.Джугашвили в итогах 2-ой Мировой войны, хотя именно его заслугой является немало деструктивных деяний, вызвавших эту мировую катастрофу. Вторая – восприятие переименования города, как на событие, призванное напоминать об одной из переломных фаз в самоотверженной борьбе соотечественников, защищавших свою страну. Тем не менее, даже в комментариях церковного функционера присутствует серьезное свидетельство того, что до второго типа восприятия использования имени диктатора и душегуба, современное российское общество не доросло.
Это, например, попытка Чаплина оправдать сталинские репрессии, в определенной мере подпадающие под категорию геноцида – в данном случае, истребления народа по мировоззренческому признаку, либо степени лояльности к господствующей тоталитарной идеологии. Таким образом, нетрудно заметить, что акция по переименованию Волгограда в Сталинград, несет в себе элементы идейного символа, входящего в инструментарий реванша тоталитаризма в современной России. Что же касается обычной для клерикала софистики с употреблением к месту и не к месту церковных терминов и понятий, то при откровенно политическом характере деклараций они не несут никакого полезного смысла, будучи рассчитаны лишь на наиболее косных обывателей.
Комментарии