Программа строительства православных храмов, поддерживаемая правительством Москвы и России, преподносится как развитие “духовности”, но что же она несет на самом деле? Почему москвичи и россияне обеспокоены реализацией программы?
Отличается ли она от программ “Народный Гараж”, “Магазин Шаговой Доступности” и других, исполняемых все одними и теми же хозяевами мостковского стройкомплекса? Есть ли кризис в современной церковной архитектуре? Как отличаются новые храмы от старых? Кто финансирует их строительство? Как относятся к программе верующие и сторонники других конфессий, обычные жители и чиновники? Почему сокращаются природные, озелененные территории? Почему Всеволод Чаплин за анонимные пожертвования? Есть ли у церкви настоящая паства - или через строительство храмов только создается вид, что она есть?
В 2010м году выходит Распоряжение Правительства Москвы 2367 РП "Об обеспечении мероприятий по выбору земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города Москвы", в котором не только земля передавалась, но и архитектурные проекты, инженерные сети и даже квартиры на первых этажах близлежащих домов передавались Церкви (всё за счет московского бюджета). Ранее, в январе того же года, создается Некоммерческая организация - Фонд "Поддержки строительства храмов города Москвы".
Снятие мэра Лужкова вполне можно связать с его невниманием к этой программе. В программу были включены и храмы, строительство которых было начато раньше и финансировалось на пожертвования.
Комплектация объектов предполагает строительство не просто храма, но и дома причта (жильё священника), зала для песнопений, воскресной школы (конференц-зала), подземных гаражей и торговых объектов (для реализации, в основном, ювелирных изделий).
Не является ли программа хорошо продуманной и просчитанной аферой по привлечению денег из бюджета Москвы и РФ под благовидным предлогом строительства храмов? Эта программа выделяется своей беспринципностью и полным пренебрежением именно к религиозным чувствам, цинично эксплуатируя верующих, как "живой щит" для всего лишь добывания денег и создания торговой сети. Стоимость строительства постоянно растет, а собственно архитектурная и общественная ценность стремится к нулю. Захватываются площадки во дворах, скверах и парках.
Автор проекта - Михаил Баранов. Бывший монах РПЦ МП, строитель монастырей и храмов с тринадцатилетним стажем. Теперь он показывает свою “божию” организацию исключительно в пятидесятикратную оптику видеокамеры. Эта картина является обещанным продолжением фильма о губительных последствиях клерикализации - “Православие в Законе” (2014), подача материала в котором в корне отличается от комедийного высмеивания религии в видеоблогах.
Москва. Храм на Кетчерской улице зажат между домом, автострадой и Ж/Д полотном. Стоящие на платформе Новогиреево невооруженным глазом подмечают, что позолота на совершенно недавно установленных куполах отрывается отнюдь не ураганом. Что это? Досадная и устранимая мелочь, повод заработать на верующих - или это симптоматика прошлого в духе “догоним и перегоним”?
Каковы последствия “Программы 200”? Добро пожаловать на рядовую пятничную молитву возле строящейся Московской Соборной мечети, что возле СК Олимпийский. На вид управляемая ОМОНом многотысячная толпа верующих в Пророка послушно направляется к метро. Власти решают закрыть глаза на несанкционированную торговлю прямо с земли, на кружимые ворохи мусора и коллектив попрошаек. Сольются ли мечты других конфессий в стройный, но громкий ответный хор - и насколько этому будут рады местные жители?
Парк Ходынское Поле в Москве. Самочинно смонтированный помост для богослужений при любой погоде еженедельно принимает на себя горстку инициативной группы по постройке храма в честь Сергия Радонежского. Потенциальный настоятель отец Василий и его прихожане делятся на камеру православными методами победы в загадочных общественных слушаниях - прямому пути к убеждению выделения земли под огромный церковный комплекс.
Кадры из красного зала в ХХС. Январь 2014. Знакомые до боли лица чиновников мелькают в красочных презентациях успехов на отчетной конференции программы. О примерно сорока точках конфликтов с местными жителями, естественно, ни слова. “Вечные” чиновники правительства Москвы и церкви млеют от собственной значимости перед духовенством и телекамерами из Останкино.
Остальное - в фильме. Срок выхода на экран - июнь 2014.
Михаил Анатольевич БАРАНОВ - МХТИ им. Д.И. Менделеева, предприниматель в сфере инструментальной металлообработки. 1993-1996 Активный прихожанин Благовещенского храма в Петровском парке Москвы. 1997-2010 Насельник Михаило-Архангельского мужского в монастыря с. Козиха Новосибирской митрополии РПЦ МП. После обретения опыта "православия с человеческим лицом", добровольно покинул церковь, встав на путь разоблачения её внутренних механизмов управления адептами. В знак благодарности за крайне интересно прожитые годы, оставил себе данное патриархией имя в монашестве - "монах Григорий". С лета 2010 и по наше время: активист фонда "Здравомыслие", корреспондент "Портал-Credo.ru", соавтор уроков атеизма "Монах и Невзоров", автор нашумевшего фильма "Православие в Законе".
Источник: Храмострой