"Человечность в душе - как Лазарь в гробнице ..."
Вы являетесь священником одной из Украинских Церквей, а служите и живете в Москве. Как, с Вашей точки зрения, найти выход из нынешнего российско-украинского противостояния?
Священник Яков Кротов: Как? Постом и молитвой, чтобы не было войны.
Мне кажется, что нынешние события поставили два основных вопроса для верующего сознания. Это вопрос о месте национального начала в жизни человека и вопрос о месте насилия в жизни человека. Эти два вопроса одинаково стоят и для украинцев, и для русских.
И ответ, видимо, один: и национальному, и насилию в жизни человека не место. Во всяком случае, если говорить о национальном, как говорят в русском языке, — этническом. Украина тогда сильна и будет и тогда выстоит, когда все — и крымские татары, и русские, и украинцы — будут одной украинской нацией. И тогда, может быть, даже не понадобится насилие. Потому что перед лицом такого единства российская агрессия должна будет отступить.
В любом случае, сейчас мне очень тревожно, потому что я вижу, что у украинцев большой подъем для вооруженного отпора. Мне это кажется неблагоприятным для христианского сознания.
- А с точки зрения России?
- С точки зрения России все намного грустнее, потому что здесь люди настолько передали свою свободу воли в руки властей, что трудно вообще говорить о духовных проблемах. Духовные проблемы могут быть только у свободного человека. Люди, которые передали свою свободу подполковнику госбезопасности — эти люди уже расчеловечились, к сожалению. И реакции большинства моих соотечественников мне представляются сугубо механическими и, в этом смысле, печальными.
Особенно, конечно, удивляет единодушие - считанные единицы нашли в себе силы прямо сказать, что в Украине дело правое, а на стороне России дело неправое без всяких оговорок про необходимость быть вне политики, молиться за обе стороны. Все равно бывают неправые войны. Война России против Украины неправая. Грустно, но факт.
- Но как при этом оценить единодушие русскоязычного населения в Крыму и на востоке Украины, которое не очень отличается от российских настроений?
- Оценивать единодушие надо по-разному. Но в целом это имитация единодушия, причем по большей части пропагандой. Мы не знаем, какова на самом деле картина в Крыму, в Харькове и в Донецке.
Я в Харькове был две недели назад. И там единодушия никакого нет. Мы видим, что там два вече, которые друг другу противостоят. Причем одно вече по нравственному уровню, безусловно, уступает второму.
Точно так же и в Крыму. Возможно, не было принуждения — танки только стояли рядом с участками для голосования. Но этого достаточно, чтобы исказить картину.
Проблема Крыма — это не проблема русских или украинцев, это проблема крымских татар. И это проблема очень простая и ясная — народ, которому нужно компенсировать несправедливую попытку его уничтожения, депортации. Это совместный долг и русских, и украинцев.
Наконец, просто надо понимать, что открылась бездна беззакония, говоря словами Писания, потому что если каждый сам будет определять за себя, какой закон ему нравится, а какой нет, если каждый сам будет судьей своих интересов, то это уже царство Антихриста. И вот решать, что референдум в Крыму можно, а референдум в Татарстане нельзя, и решать, что в ООН обращаться не надо — мы сами судьи, — это царство беззакония.
- Крымских татар всего лишь 13 % от общего населения Крыма...
- Если в мой дом, где я прописан, где мы живем вдвоем с любимой женщиной, войдут десять хулиганов с улицы, взломав дверь, и поселятся тут, то все равно это будет наш дом по закону и по совести. Русские в Крыму поселены, в основном, после войны. В 45-м году их было пополам с татарами.
И это полезно помнить, иначе окажется, что закона нет, а есть только право силы и право давности. Отбери кошелек и долго-долго его держи, а лучше убей владельца кошелька. И вот это право силы, которое, на самом деле, антиправо, к сожалению, сегодня в России принимается за единственное право и проецируется на весь мир, что весь мир так живет — все только лицемерят.
Это богоборчество. Это значит сказать, что святости нет, что Бог — дурак, когда обращается к людям с призывом соблюдать заповеди, что все будут только лицемерить. Живем грехом, во грехе и во имя греха — практический и повседневный сатанизм.
- Какой Вы видите реальный выход из создавшейся ситуации?
- Реальный выход — молитва, преображение себя и преображение других. Ну и, конечно, пост. Я очень желаю, чтобы пост в этом году не заканчивался с Пасхой, а продолжался. Именно для того, чтобы понимать, какая трагедия произошла. И что кроме Бога никто не может совершить чудо.
- То есть Вы надеетесь на чудо?
- Да, я в него верю.
- А в данной конкретной ситуации?
- Я имею в виду чудо преображения человеческих сердец. Потому что, несмотря на иррациональную, животную реакцию русских, которые, наконец-то, удовлетворили свою похоть господствовать, я уверен, что и у моих соотечественников есть человечность, есть разум.
Они завалены, они страшно подавлены животными инстинктами, желанием безопасности и покоя и инфантилизмом. Но они есть,и как Лазаря из пещеры Господь должен их вызвать: "Выходи!"
Беседовал Владимир Оивин
Источник: Портал-Credo