Псковский городской суд отклонил иск журналиста Олега Дементьева о защите чести, достоинства и деловой репутации, поданный им против митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Николая Саввина) и информационной службы Псковской епархии. Напомним, что Дементьев требовал от церковных властей опубликовать опровержение о предании его анафеме и компенсировать моральный вред в сумме 1,5 миллиона рублей. Принятое псковским судом решение он намерен оспорить в более высокой инстанции.
Анафеме Дементьев был предан ровно год назад, 14 июля 2009 года, решением епархиального совета Псковской епархии. 17 августа 2009 года сообщение об этом было размещено на сайте епархии. В нем, в частности, говорилось, что Олег Дементьев "отлучается от православного церковного общения и предается анафеме – проклятию" "в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)".
В сообщении уточнялось, что поводом для принятия епархиальными властями такого решения стали статьи господина Дементьева, опубликованные в январе 2008 года в газетах "Псковский рубеж" и "Правда". В них он утверждал, что настоятельница монастыря матушка Елисавета заставляет послушниц заниматься проституцией, ведет незаконное строительство, с помощью угроз и давления понуждает жителей окрестных деревень совершать кабальные сделки по продаже монастырю своих домов и земельных участков, а также незаконно использует труд иностранных рабочих, не выплачивая им при этом заработной платы.
Стоит добавить, эти статьи ранее уже стали поводом для обращения монастыря и его настоятельницы с иском против журналиста. Псковский городской суд счел, что своими публикациями Дементьев нанес ущерб чести, достоинству, и деловой репутации истцов. 14 апреля 2009 он был признан виновным, за моральный ущерб с журналиста взыскали 20 тысяч рублей (монастырь и его настоятельница требовали взыскать с него 2 миллиона рублей). Псковский областной суд оставил это решение без изменений. Верховный суд также отклонил жалобу Дементьева.
Анафема, по его мнению, стала реакцией на письмо, которое Олег Дементьев 13 июля 2009 года отправил в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и губернатора Псковской области Андрея Турчака. В нем он настаивал на своей правоте и приводил новые факты о злоупотреблениях, происходящих в монастыре.
Первоначально господин Дементьев заявлял, что, не будучи воцерковленным человеком, не придает анафеме какого-либо значения. Однако в конце ноября 2009 года обратился в Псковский городской суд с иском против церковных властей, в котором требовал признать "клеветой" и "порочащими честь, достоинство и деловую репутацию" сообщения представителей Псковской епархии "об анафеме-проклятии" в его адрес.
В качестве компенсации за нанесенный ему моральный ущерб журналист потребовал по 500 тысяч рублей с псковского епархиального управления, митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, а также с информационной службы псковской епархии.
Последнее заседание по данному делу состоялось в марте 2010 года. После этого в процессе был объявлен перерыв, за время которого текст сообщения о наложении на Дементьева анафемы, опубликованный на сайте епархии, должен был подвергнут лингвистической экспертизе. По ее итогам судья Виктор Масленников 15 июля 2010 года вынес решение отклонить иск журналиста.
Корреспонденту <Ъ> господин Дементьев заявил, что "не строил никаких иллюзий, что меня примут с распростертыми объятиями, и что городской суд меня защитит". По его мнению, "они не вникли в то, что анафема вынесена в отношении невоцерковленного человека, который не верит в бога". Журналист заявил, что намерен обжаловать решение городского суда в вышестоящей инстанции.
Источник: Коммерсант
Комментарий RP: История с иском светского журналиста к руководителю православной религиозной организации (Псковской епархии РПЦ МП) гр. Н.А. Саввину (митрополиту Евсевию), несомненно, войдет в анналы истории российской судебной практики по многим причинам.
Во-первых, до сих пор не было прецедентов, когда светский специалист обратился за судебной защитой от кампании по его дискредитации, организованной религиозной организацией за его профессиональную деятельность. Во-вторых, дело представляется показательным и по причине фактического уклонения светской судебной власти от рассмотрения дела по существу в условиях церковно-чиновничьей коррумпированности, усилившейся на волне клерикализации светских общественных и государственных институтов.
Изначально нерелигиозный журналист, член КПСС и ветеран отечественных СМИ Олег Дементьев вынужден был обратиться к судебной защите в связи с усилением его травли, организованной со стороны церковных персон, замешанных во вскрытых им нарушениях. Активное возбуждение неприязни в среде верующих достигло своего пика после объявления о наложении на него "церковного проклятия" (анафемы), что в соответствии с церковными представлениями подразумевало в том числе и запрет на какое-либо общение с журналистом для тех, кто считает себя православными. На предмет возможных последствий возбуждения таким образом религиозной организацией устойчивой неприязни, было осуществлено исследование, выводы которого – "Экспертное заключение специалиста о влиянии церковной анафемы на общественное сознание" суд рассматривать отказался.
Таким образом, гражданин Дементьев, будучи лишенным в светском государстве декларированной законом защиты своих прав в суде от произвола клерикалов, вынужден искать справедливости в вышестоящих судебных инстанциях Российской Федерации с перспективой обращения в ЕСПЧ.
Комментарии
http://www.religare.ru/2_77644.html
Такой вот клюквой преподносится клерикальным изданием обращение гражданина в суд. Не к гр. Саввину-митрополиту, а именно в Российский суд, от которого он ожидал решения, обязывающего церковную организацию опубликовать ее признание в том, что она не имела канонического права предавать его анафеме - раз, и совершила опорочение его в глазах своих адептов - два. Но если даже Чаплинское требование принять особой закон (!) чтобы защищать "особо" его коллег, будто других граждан можно защищать спустя рукава ни у кого возмущения не вызывает, то что ожидать от послушного режиму суда?