Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 365 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ВИНОВНИКИ ЕГО ДУХОВНОЙ СМЕРТИ

Печать

Александр ЗЕЛИЧЕНКО

 

...«Московские новости», май 93-го года. В углу портрет автора – юноша с большим крестом на груди и ликом, пронзительно напоминающим киногероев молодого Евгения Стеблова, помните в «Я шагаю по Москве» или в «Вас вызывает Таймыр». Фамилия юноши-священника тоже вполне киношная.
Главная мысль немного сбивчивого текста – об опасности сращивания церкви с государством и использования административных рычагов для укрепления в обществе позиций православия.

Этого юношу очень любило другое значительное духовное лицо. Оно (лицо) и разместило газетную вырезку в своем блоге. Разместило в виде духовного некролога: вот, дескать, сами почитайте, каким высокодуховным был юноша и что с ним стало сегодня. Умер. Духовно умер. И кто за эту смерть должен ответить?

Духовная судьба юноши, а равно и духовная судьба оплакивающего его духовного лица, интересны и поучительны. О них стоит поговорить. Особенно – сегодня, в большой религиозный (пусть и с банно-пляжным ароматом) праздник.

Те, кто следят за выступлениями похожего на Стеблова юноши, ставшего за 20 лет крупным церковным начальником, скорее всего, поторопятся согласиться с диагнозом его старого друга: признаки духовной жизни ни в его словах, ни в его глазах не просматриваются. Мы не слышим ни слов любви, ни слов правды, ни признаков внутренней работы: сомнений, вопросов, стремления найти эту самую правду...

Только вот можно ли эту безжизненность назвать смертью? Люди, хоть сколько-нибудь знакомые с духовной жизнью, ответят не задумываясь: конечно, нет – человек не может умереть духовно, это просто невозможно в силу природы духа.

Нет, это не смерть, конечно. Но, все равно, это большая беда. Имя этой беды – духовный паралич, или если хотите – духовная кома. Развитие останавливается, духовная жизнь замирает, духовный рост прекращается.

Это самое большое несчастье, которое может случиться с человеком. Часто болезнь длится годы. Нередко – десятилетия. Бывает и так, что только смерть оказывается способной пробудить духовную летаргию. Впрочем, это уже из области, малопонятной для части моих читателей. Вернусь к моему герою.

Оплакивающий его друг уверен, что в далеком 93-м году автор заметки в «Московских Новостях» был еще духовно жив и здоров и что духовный паралич разбил его позднее. Не будучи знакомым лично с однофамильцем гения кино, я ничего не могу сказать о точной дате его впадения в духовную кому. Но все ее признаки уже присутствуют в заметке 20-летней давности. Судите сами.

Необходимость отказа от агрессивной клерикализации автор аргументирует двояко. Первый аргумент – страх ущерба для корпоративных интересов церкви в долгосрочной перспективе в следствие появления ответной, антиклерикальной агрессивности. Второй – слабость государства, отсутствие сильного партнера, способного осуществлять насильственную клерикализацию.

Нужно сказать, что за двадцать лет не столько Чаплин поменял свои воззрения, сколько поменялась ситуация. Во-первых, появился сильный партнер: государство Путина – это не государство Ельцина, да еще и образца первой половины 93-го года. А во-вторых, исчезла причина опасаться всплеска антиклерикализма, так как церковная политика уже привела к этому всплеску. Рубикон уже давно перейден, и бояться больше нечего. Так что начальник отдела по связям патриархии с обществом и сегодня предан своей логике 20-летней давности.

Но главное свидетельство наступающего или уже наступившего духовного паралича в старой заметке иное. Мы видим преданность неофита недавно обретенной идее без тени сомнения в правильности своего понимания христианства. Автор не сомневается, что доподлинно знает Волю Бога. Автор уверен, что вера (то есть система представлений) христианина должна быть неподвижна, то есть безжизненна. И все это – даже в таких очевидных случаях, когда его представления очевидно, мягко говоря, небесспорны, как, например, в случае интерпретации раскола 17-го века. В общем – ни тени сомнений. Твердая уверенность «Я знаю». Уверенность, которая убивает и любовь, и правдоискательство. А значит – и останавливает духовную жизнь.

Такая уверенность-самоуверенность характерна обычно для духовных детей – тех, кто делает первые самостоятельные шаги в духовной жизни. И здесь я подхожу к самому главному.

То, что произошло 20 лет назад с симпатичным 25-летним священником, утратившим в последующие десятилетия свою симпатичность, произошло не только с ним. То же самое произошло с его бывшим другом, с которым сегодня они посорились. И то же самое происходит с миллионами людей, приходящими в церковь. Стремясь к твердой вере, они делают свою веру безжизненной, убивают ее. «Я всё нашел, я всё знаю, мне больше ничего искать не надо». Это конец духовной работы, остановка духовной жизни. Тот самый духовный паралич, который Кураев расценил как смерть. Это не смерть. Но это – огромное зло, которое церковь несет своим чадам. И которое чада охотно принимают, деля тем самым ответственность за свое духовное бездействие с матерью-церковью.

Вот это и есть ответ на вопрос Андрея Кураева «Кто ответит за духовное убийство замечательного юноши?».

 

Источник: Civitas

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100