Словесный спарринг известных медиадеятелей РПЦ – протоиерея Всеволода Чаплина и протодиакона Андрея Кураева – в минувший уик-энд достиг апогея. Схватка происходит из-за серии гомосексуальных разоблачений церковной иерархии в блоге Кураева. Оба священнослужителя и ранее вступали в заочный спор, но никогда он еще не был столь бескомпромиссным. Чаплин выступил с беспрецедентным по жесткости осуждением коллеги в эфире телеканала «Союз». Он назвал разоблачения местью Кураева за его увольнение из Московской духовной академии, а также шантажом Церкви.
Глава синодального отдела считает мнение Кураева «противоположным соборному самоощущению Церкви». По сути, он выдвинул бывшему профессору Духовной академии обвинение в неверии. По мнению Чаплина, действия Кураева – не просто заблуждение, у них есть цель – «поставить Церковь под контроль» и «оспорить власть иерархии». Чаплин предположил для Кураева два варианта дальнейших действий: покаяние или уход из Церкви. Он поставил одного из известнейших миссионеров РПЦ в один ряд с «раскольниками», которые до сих пор доставляют неприятности Московскому Патриархату.
Это очень жесткий вариант развития событий. Миссионеру-блогеру грозит даже не запрещение в служении или лишение сана. В предостережениях Чаплина можно услышать намек на отлучение от Церкви.
Видимо, Кураев вариант покаяния не выберет. Он прокомментировал в своем блоге чаплинское заявление, и тоже в предельно жестком ключе. Свою первую запись он назвал «каминг-аут Патриархии». Учитывая, что причиной скандала и его увольнения из академии стали гомосексуальные разоблачения, этот заголовок звучит двусмысленно.
Следующая запись в блоге еще более провокационна. Кураев высказывает мысль, что РПЦ движется в сторону «папской непогрешимости», и видит в словах Чаплина попытку внедрить мысль, что устами Патриарха Московского и всея Руси глаголет глас Божий. Кроме того, протодиакон выложил копию публикации от 1993 года, в которой 25-летний Всеволод Чаплин ратовал за свободомыслие в Церкви и предостерегал РПЦ от сращивания с властью. «Кто изменился: я или Церковь?» – задает вопрос Кураев.
С этого момента публикации протодиакона Андрея Кураева выходят за рамки «голубой» темы и принимают характер политических разоблачений. Он вспоминает различные эпизоды из деятельности Патриарха Алексия II, когда был его пресс-секретарем. На поверхность выходит тема борьбы кланов внутри РПЦ, о которой пока только рассуждали на неформальных форумах комментаторы истории кураевского скандала. Надо сказать, что тема исторического компромата была задана в телеколонке протоиерея Всеволода Чаплина.
Все это могло бы стать предметом выяснения отношений внутри РПЦ. Однако участники спора используют возможности средств массовой информации и соцсети. Значит, свидетелями раздоров в РПЦ становится самая широкая аудитория. Отсюда могут следовать разные выводы. Например, самодостаточна ли Церковь для того, чтобы самой справиться со своими проблемами. Или Церковь так активно вмешивалась в социальную и политическую жизнь, что теперь без арбитража всего общества изжить противоречия не удается.
Ставится вопрос о сущности самой религиозной организации. Раз происходят такие конфликты, да еще в такой нелицеприятной форме, значит, Церковь вовсе не сакральное явление, а обычный по своей природе социальный организм, к которому следует относиться со стандартными мерками и требованиями.
Наконец, есть повод задуматься о природе церковного мнения, его источниках и представительности. Ведь позиция РПЦ оказывает все большее влияние на общественную и политическую жизнь, следовательно, касается интересов самых широких слоев населения, причем не только православных верующих. Тем не менее все вынуждены следить за борьбой внутри Церкви и проецировать ее результат на общественно-политическую жизнь страны.
Источник: Независимая газета
Комментарии