Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 250 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ДВЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Печать

Александр ЗЕЛИЧЕНКО

 

///От Солженицына к Ходорковскому, от Меня к Кураеву, от Ельцина к Навальному – вот путь, который мы прошли за четверть века. И этот путь не закончен. Далеко не закончен. Поэтому не нужно удивляться, если кому-то разговор, который я хочу начать, покажется малоуместным. Но...

Рост антиклерикализма у нас как будто парадоксально совмещается с ростом религиозности. Этому можно было бы радоваться, если бы мы видели рост пост-атеистической религиозности – попытку расширить атеистическую картину мира, открыть в ней новые смыслы, новые скрытые пружины...

Но наша религиозность иного сорта. Это вполне нормальная средневековая религиозность. Религиозность веры, что за выпитое вместо воды (или водки) в конце зимы молоко нас накажут вечными муками, религиозность многочасовых стояний на холоде с целью излечиться прикосновением к реликвии, религиозность веры в большого человека, сидящего на облаке с записной книжкой, в которую он записывает свидетельства для будущего суда, определяющего, пустить ли расставшуюся с телом душу в фруктовый сад, наполненный звуками арф, или, наоборот, определить ее на зловонную кухню вечно коптиться на вертеле.

Такая религиозность тоже помогает развитию души. Но только – самой примитивной души. С высоты нашего 21-го века – совсем примитивной. Спрос на подобную религиозность и показывает, куда мы пришли.

Возможна ли другая религиозность? Возможна. Хотя для общества, в том состоянии, в котором находится наше, быстро стать массовой эта другая религиозность, как бы это сказать помягче, шансов имеет немного.

К другой религиозности ведут две дороги. Первая дорога – психологическая. В ходе самопознания (расширения самосознания) человек открывает Бога внутри себя: переживает особые состояния – вдохновения, откровения, высочайшие эстетические переживания и т.д.. Так опытным путем человек открывает для себя иную, отличную от повседневной, несравнимо более высокую или, используя технический язык, более информационно насыщенную реальность.

Вторая дорога – философская.

Первый шаг на этом пути – увидеть в любой вещи мира, в любом процессе, в любом событии идею, которую эти вещь, или процесс, или событие реализуют.

Второй шаг – догадаться, что то, что аврамические религии (иудаизм, христианство, ислам) называют словом «Бог», – это ни что иное, как идея мира.

Третий шаг – заметить, что то, что в одном ракурсе мы видим как идею, в другом - можно увидеть как вещь, воплотившую эту идею, а в третьем – как существо, воплощающую эту идею и оживляющее эту вещь, то есть как «душу вещи».

 

Источник: Эхо Москвы 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100