Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 189 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ТРАДИЦИЯХ АГИТПРОПА

Печать

 

...Среди соболезнований семьям погибших в результате террористических актов в Волгограде, 30 декабря прозвучали комментарии одного из известных активистов созданной под эгидой РПЦ МП националистической общественной организации "Всемирный русский народный собор" (ВРНС).

Директор Правозащитного центра ВРНС, позиционирующий себя специалистом по исламу Роман Силантьев убежден, что серия из трех террористических актов в Волгограде делает крайне злободневным вопросы о защите граждан России от террористов и особых мерах по противодействию террористической угрозе. По словам Силантьева, процитированным агентством Интерфакс-религия и прозвучавшим практически одновременно с аналогичным заявлением Путина, "Третий за два месяца теракт в Волгограде стал серьезнейшим вызовом нашему обществу. Оборонительные меры против терроризма, несмотря на профессионализм спецслужб и героизм простых правоохранителей, не способны обеспечить достаточную защиту".

Однако, очередное напоминание функционера о естественной для государства необходимости заботиться о безопасности своих граждан, было несколько подпорчено дальнейшим развитием мысли "исламоведа", который предложил для того перейти "в глобальное наступление, изменив законодательство таким образом, чтобы ваххабиты всех сортов оказались вне закона и в невыносимых условиях для проживания на территории нашей страны". В данном случае, даже ограничение тем, что "нужно активно привлекать специалистов по уничтожению ваххабитов из Чечни и Дагестана, Сирии и Египта, активно заимствовать удачные законодательные решения и тактики из-за рубежа", - не умаляло откровенности вольной или невольной диффамации, допущенной "правозащитником из ВРНС".

Это тот случай, когда отсутствие традиции аудитории вслушиваться в предлагаемые ее вниманию перлы могло сыграть отрадную роль при условии пренебрежения выступающими обязанностью обдумывать свои заявления.

Огульное порочение малограмотными пропагандистами одного из полноценных направлений мировой религии ислам, не воспринимается в России неуместным и недопустимым лишь в силу широко распространенного невежества в вопросах истории религии в целом, и ислама - в частности. Судя по призыву Силантьева преследовать "ваххабитов всех сортов", эта проблема актуальна не только для обывателей, не претендующих на статус специалистов по исламу. Поэтому для восполнения пробела в знаниях о "ваххабизме", а также к сведению любого внимательного читателя RP, кроме отсылки к актуальной статье С.Хазина "Ханский огонь", целесообразно процитировать научную статью на эту тему, вошедшую в "Энциклопедию "Религии":

 

ВАХХАБИТЫ - сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине 18 в. Духовным лидером В.  считается шейх Мухаммад ибн Абд аль - Ваххаб ат - Тамими. В основе его религиозного призыва (даава) лежало основополагающее для ислама представление о строгом единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. По мнению Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, так же, как и многих его предшественников, большинство мусульман со временем отошло от этого важнейшего принципа, поклоняясь могилам святых, практикуя магию и колдовство, а также  вводя прочие предосудительные новшества (бидаа). В виду этого необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бидаа как в убеждениях, так и в практической деятельности. В области догматики шейх Мухаммад Ибн Абд аль - Ваххаб следовал, в основном, выводам ханбалитских законоведов Ибн Таймии и Ибн аль – Каййима. Фактически, его проповедь представляла собой развитие ханбалитских  принципов (см. Ханбалиты), причем он никоим образом не отрицал авторитет великих имамов-основоположников других суннитских религиозно-правовых школ. Многие авторитетные современники и потомки характеризовали Мухаммада Ибн Абд аль - Ваххаба как талантливого ученого и искреннего мусульманина. Что касается его политических взглядов и целей, то,  вопреки  распространенному мнению, ни он сам, ни его последователи не создали никакой особой доктрины мусульманского государства (имамат), целиком и полностью оставаясь в том, что касалось политических вопросов, в русле традиционного суннизма. Призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, которому лично были глубоко чужды политические амбиции, был направлен лишь на исправление вероубеждений единоверцев и возврат их на путь ислама в его первоначальной чистоте. В своих сочинениях, главным среди которых стал труд под названием «Китаб ат-Таухид»  (Книга Единобожия) шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб освещает все существовавшие, по его мнению,  в то время отклонения от истинного ислама, а также вопросы, вызывавшие споры в богословских кругах, и дает им трактовку с точки зрения Корана, Сунны и мнений крупнейших мусульманских богословов-законоведов прежних веков. В общественно - политической сфере последователи шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, в полном соответствии с духом и буквой Корана и Сунны, проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступали с призывами строгого соблюдения норм Шариата и морально - этических принципов ислама в целом, осуждая роскошь и стяжательство. Религиозный призыв (даава) Мухаммада Ибн Абд аль - Ваххаба встретил поддержку среди шейхов ряда аравийских племен и правителей мелких княжеств (эмиратов),  в том числе представителей рода Ааль Сауд (Саудиды) - правителей эмирата ад – Дирийя в центральной Аравии (область Неджд).  С середины 40 - х годов 18 в. призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль Ваххаба к борьбе за чистоту ислама стал знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью,  а позднее стал важным фактором формирования  официальной религиозно-правовой идеологии первого государства Саудидов  со столицей в Дирийе, в состав которого к концу 18 века вошло большинство областей Центральной и Восточной Аравии.  К началу 19 в., уже после смерти вероучителя, его доктрина завоевала прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получила распространение в некоторых областях Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африки. Во втором десятилетии 19 в. Дирийский эмират пал под ударами войск правителя Египта Мухаммада Али, действовавшего по приказу османского султана, а его столица была полностью разрушена в 1818. Однако в дальнейшем представители династии Саудидов сумели восстановить свою власть в области Неджд и воссоздать свой эмират, теперь уже  со столицей в Эр-Рияде, ставший в 20 веке ядром для нового объединения аравийских земель в правление талантливого эмира (впоследствии – короля) Абд аль-Азиза ибн Абдуррахмана (Ибн Сауда) и создания под его руководством Королевства Саудовская Аравия. Что же касается потомков шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (род Ааль аш-Шейх), то они сохранили свой религиозный и политический авторитет вплоть до наших дней, занимая в государстве Саудидов важные религиозные должности. Глубокое уважение к памяти шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, чей призыв сыграл огромную роль в объединении аравийских земель, сохраняется в Саудовской Аравии по сей день, что, впрочем, никоим образом не дает права говорить о сохранении самого феномена ваххабитского движения в наши дни. Следует отметить, что сам термин «В.» никогда не использовался сторонниками и последователями шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в качестве самоназвания (в полном соответствии с принципами исламского вероучения они говорили о себе лишь как о мусульманах или единобожниках (аль-муваххидун). Ошибочным также является представление о В. как о некоей секте или особой религиозной общине, поскольку сторонники указанного движения оставались в русле традиционного суннизма ханбалитского толка, никоим образом не отрицая основные положения остальных суннитских мазхабов, будь то догматические нормы или культовые предписания. Таким образом, утверждение о том, что ваххабизм является господствующей идеологической доктриной в Саудовской Аравии, является в корне ошибочным и ненаучным, так же как и утверждение о том, что Саудовская Аравия способствует культивации и распространению какой-то особой формы ислама. В последнее десятилетие термин «В.», кроме того, стал расхожим политическим ярлыком для обозначения некоторых политизированных групп мусульман на Северном Кавказе и в республиках Центральной Азии, не признающих авторитет связанных с государством мусульманских Духовных управлений и осуждающих традиционную суфийскую обрядовую практику.  Применение термина «В.» к участникам данных радикальных групп со стороны их идейных противников, с одной стороны,  создает иллюзию  прямой взаимосвязи между ними и аравийскими ваххабитами 18-19  веков, а с другой – лишь препятствует установлению истинного характера воззрений и деятельности указанных групп (участники которых, к тому же, никогда сами себя не называют ваххабитами). В целом, название «В.», никогда не являвшееся самоназванием, может считаться лишь условно применимым в качестве научного термина и само по себе ни в коем случае не должно ассоциироваться с такими понятиями как «экстремизм», «терроризм» и т.п.

 

Автор: Дмитрий (Демир) Рустемович ЖАНТИЕВ - доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук.

 

Таким образом, становится гораздо понятней, что использование наименования "ваххабизм" в качестве жупела, предназначенного для камуфлирования политических спекуляций нечистоплотных игроков в геополитику, может быть рассчитано не только на поддержание ксенофобии с религиозной мотивацией, но и представлять собой прямое оскорбление одной из мировых религий. Тогда, как реальным противопоставлением террористической угрозе как в России, так и в других регионах мира, может являться лишь истинная, а не показная заинтересованность государств в благополучии своих обществ.

 

ReligioPolis 

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100