Регистрация / Вход



МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?

Печать

Джайлс ФРЕЙЗЕР

 

фото РейтерНа самом деле, я серьезно недолюбливаю слова «религия» и «религиозный». Во-первых, никакой обобщенной религиозности просто не существует. Есть христиане и евреи, мусульмане и индуисты. «Религию» как таковую никто не исповедует. Во-вторых, именно потому, что слово «религия» характеризует ту внешнюю форму, в которой выражают себя все эти сильно отличающиеся друг от друга системы верований, оно не способно описать специфику каждой из них в отдельности. Особенно непросто обстоит дело с христианством, основатель которого относился к религии с подозрением и осуждением. «Иисус пришел отменить религию», — считает вашингтонский поэт и проповедник Джефферсон Бетке (Jefferson Bethke), стихотворение которого «Почему я ненавижу религию, но люблю Иисуса» («Why I Hate Religion, But Love Jesus») получило на YouTube 16 миллионов просмотров за две недели. Он прав: Новый завет, вероятно, — одна из самых антирелигиозных книг в истории. На ее фоне Ричард Докинз (Richard Dawkins) выглядит весьма скромно.

Иисус постоянно нападал на благочестие и на святыни и критиковал современных ему профессионалов от религии. Он поступал так не потому, что был настроен антиеврейски, как может показаться при поверхностном прочтении его слов, направленных против фарисеев, саддукеев и Храма, а потому что он сам был евреем, который вырос на вполне еврейской пророческой традиции, свирепо враждебной религиозности. Вот скажем, хороший пример из пророка Исайи:

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!»

Именно такая теология вдохновляла Иисуса. Более того, отчасти именно этот бескомпромиссный антирелигиозный настрой и привел его на крест.

Вам может показаться, что я некорректно обхожусь с термином «религия». Поэтому давайте возьмем классическое определение, данное французским социологом Эмилем Дюркгеймом, согласно которому религия — это то, что разделяет мир на сакральное и профанное. В этом контексте сюжеты, связанные с Иисусом – в том числе и сюжеты о его рождении, — также категорически антирелигиозны. Сама идея того, что Бог может обнаружиться не в духовно-стерильном пространстве священного храма, а в вонючем хлеву где-то в глуши, настолько враждебна религии, насколько это вообще возможно. Таким образом, для христианина быть немного религиозным – уже значит быть слишком религиозным. Религия – это ругательство. Поэтому ответом на наш вопрос будет «да».

Разумеется, при этом быть «слишком христианином» на мой взгляд, невозможно. Это совершенно другое дело. А если при мысли о «слишком христианах» вам вспоминаются христианские фундаменталисты, то я бы попросил вас учесть, что они, скорее, «недостаточно христиане». В сущности, именно нехватка веры заставляет их цепляться за фальшивую уверенность и буквализм. Обычно христианские фундаменталисты поклоняются книге. Им нравится безопасность готовых ответов. Однако это всего лишь очередная форма идолопоклонства – того самого, которое еврейские писания неоднократно запрещали. Поклоняться книге и поклоняться Богу – две абсолютно разные вещи. Чтобы пасть ниц перед младенцем, вывернув наизнанку стандартные отношения власти и подчинения, требуется смелость, а не интеллектуальное самоубийство. Это переворачивает мир, низвергает сильных (в том числе религиозных) и возносит слабых. Это означает поместить в центр своего мира что-то иное, чем ты сам. И нет, я не считаю, что этого может быть слишком много.


Оригинал: Can you be too religious?

Источник: ИноСМИ

Комментарии  

#9 На Загуменнов Борис » 29.12.2013 11:20В. Белов 30.12.2013 21:48
Конечно, В.В. Налимов прав. Дж. Кришнамурти в своё время приоткрыл мне врата в понимание соотношения ума и сознания, напр. его "Свобода от известного". Есть хорошие академические работы, например, востоковеда- синолога Е.А. Торчинова:
psylib.org.ua/books/torch01/index.htm
Е.А.Тоpчинов РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО
ПСИХОТЕХНИКА И ТPАНСПЕPСОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
СПб.: Центp "Петеpбypгское Востоковедение", 1998
psylib.org.ua/books/torch02/index.htm
Е.А.Тоpчинов ПУТИ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА:
ПОЗНАНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО. СПб.: "Азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2007
Ресурс памяти проф. Торчинова:
www.torchinov.com/
ПОЗНАНИЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОГО. Современное востоковедение и духовные традиции Востока.
Ваши переводы также читал... Интересно, что в культуре Китая напрочь отсутствовало понятие "религия"... Представляется, что потенциал, наработанный на Востоке, в т.ч. практики осознания (не в пример авраамическим культам с их догматами) будут оценены по достоинству, как достояние сообщества наций.

Мне известны несколько школ: Сюи Минтана, Мантека Цзя, У Лю Пай...
Здесь сошлюсь на отечественную, достойную, на мой взгляд, внимания, кто не ограничивается интеллектуальным погружением в тему, что само по себе интересно, конечно. У Чань Чжун: Мастер вышел из школы Чжун Юань (Сюи Минтана):
Ресурс школы:
dzendo.org/index.php?load=stat&cat=23
ЖЖ:
wu-chan-zhong.livejournal.com/ Путь Волхва
Цитировать
#8 На Полесов » 28.12.2013 21:52В. Белов 29.12.2013 17:50
Согласен, ув. г- н Полесов... Как наставлял Г. Сковорода: Слово истины, брошенное в толпу, может умножить зло... Для рыбы, привыкшей обитать на поверхности, вода на глубине может оказаться опасной: так и уверовавшим умам сложно унять производимый на поверхности ума шум, маскирующий более основательные уровни сознания, с их библиотеками не только коллективного бессознательного, но и всего мироустройства, как процесса... Собственно, о комиссарах рел. культов написано в Еванг. Фомы: Фарисеи и книжники взяли ключи от знания. Они сами не вошли и другим войти не позволили...
Цитировать
#7 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?Загуменнов Борис 29.12.2013 11:20
В последние лет сто-сто пятьдесят не раз возникали мысли и проекты новых духовных учений. Налимов отмечает, что все известные религии укоренены в прошлом. Действительно, например картина мира, Космоса в религиях крайне примитивна. И главный "предмет" религий - человек - тоже, видимо, в последнее время изменился.
Но новое духовное учение не может возникнуть просто "из головы". А лишь на основе собственного непосредственного опыта жизни Высшим.
Таким опытом была жизнь Дж.Кришнамурти.
Цитировать
#6 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?Загуменнов Борис 29.12.2013 09:08
Заметка Фрейзера - поверхностна и крайне субъективна. Конечно, сущность основных религиозно-философских учений (буддизм, индуизм, хрво и др.)- изменение сознания, человека в целом, включая и его нравственность - иначе к чему "все это". Проблема в том, что такого преобразования во все времена достигали лишь очень немногие, и потому положительное влияние религии было, как правило, не очень значительным, оно смешивалось с политикой, материальными интересами и тд.
А что до определений религии, то одно из лучших - у Фромма.
Цитировать
#5 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?Полесов 28.12.2013 21:52
Не сказал бы, ув. Белов:) Хотя, совершенно согласен с Вами насчет узости контекста, в котором он использует понятия "религия". Но, как раз в этой узости и дело: в восприятии религии, как лишь культовой ее составляющей заключается стереотип... массового восприятия религии:) То есть, если говорить проще, то исходя из именно такого представления о ней и следует обращаться к основной массе обывателей, когда речь идет о восприятии различных явлений, связанных с религией. Всего лишь!
К сожалению, большинству людей в религии (реальной) не сведущих, либо имеющих о феномене уже упомянутое вульгарное представление, язык Померанца просто не понятен. Им нужен язык "менеджера", "популяризатора", а не мыслителя, причастного к религиозному опыту. Да и речь идет в таких диалогах не столько о религии и ее ценности, сколько о связанных с нею реальных рисках манипулирования ее суррогатом. Ведь, сегодня мы с этим и имеем дело (и угрозы) в России, не так ли?
Цитировать
#4 На Полесов » 27.12.2013 22:15В. Белов 28.12.2013 19:56
Не думаю, что стоит тратить время на сочинения ФРЕЙЗЕРа. Он сводит религию к религиозным культам- производным от религии как таковой. Наследие Григория Померанца- носителя современного религиозного сознания- по- моему более продуктивно для постижения религии, включая (и прежде всего) религиозное ядро, общее для всех рел. традиций. Григорий Соломонович заметил, что между глубинами религий более общего, чем каждой из религий к её собственной периферии- т.е.,- как понимаю,- религиозным культам как проекциям коллективного эго их адептов- устроителей и воинств верующих, сознание которых заключено в умственных моделях и надмевающих умы адептов ментальных идолах.
По- моему, трезвый взгляд (в сборнике "Что такое просветление") на архетип Христа :
psylib.org.ua/books/white01/txt10.htm
ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В наше время в разных странах, вкл. Россию,- есть носители духовного опыта вне привязки к рел. культам. Достойный внимания пример- Экхарт Толле:
Привожу три текста (есть и аудио):
1.Сила момента Сейчас
2.Новая Земля
3. О чём говорит тишина (у православных кротость= тишина ума, мир сердечный...)
Цитировать
#3 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?Полесов 27.12.2013 22:15
Очень ясная, по-моему, реплика этого Фрейзера. Ничего другого им написанного не читал, но поискать стоит, очень стоит. Такое впечатление, что для него не помеха весь этот туман и абракадабра, в которые окутана Иисусова идея за двадцать веков манипуляций с ближневосточной религиозностью
Цитировать
#2 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?Зеленецкий Юрий Георгиевич 27.12.2013 19:42
Ну, эрэфияне вымрут, так и не поняв завет Петра Великого: "Всякая добродетель без разума - пуста".
Цитировать
#1 RE: МОЖНО ЛИ БЫТЬ СТОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫМ?вятич 27.12.2013 17:45
Дорогой Джайлс ФРЕЙЗЕР, как иговорится, читайте матчасть т.е Библию внимательнее и увидите что осуждал Иисус.
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал