Руководитель миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максим Степаненко вызвал громкий скандал, обозначив на своем официальном сайте словом «б...ди» матерей-одиночек. Подробности скандала широко освещали СМИ (см. «НГ» от 13.12.13). Однако этот казус заставляет задуматься над тем, почему подобные заявления, которые миссионер делал как минимум на протяжении полугода, все это время оставались без каких-либо последствий. Притом что начиная с 2009 года в Русской Православной Церкви постоянно звучат заявления о выстраивании эффективной системы управления.
Как сообщил уже по следам разразившегося скандала томский главмиссионер, «в первый день из Москвы звонили чуть не каждый час и вразумляли, и вразумляли». «Мне (не мой архиерей, замечу!) из СИНФО велели замолчать» – так Степаненко излагает причины удаления оригинала своей скандальной статьи, делая акцент на вмешательстве в ситуацию сотрудников Синодального информационного отдела (СИНФО) РПЦ. Задачей отдела, как сказано на официальном сайте Московского Патриархата, «является формирование единой информационной политики Русской Православной Церкви, координация работы информационных подразделений епархий и синодальных учреждений». Однако это взаимодействие, судя по случаю с томским миссионером, далеко не идеально.
Структура управления РПЦ схожа с устройством государственных ведомств – существуют региональные управления, пресс-службы которых подчинены местному руководству, и центральное управление со своей пресс-службой. Но есть еще аспект сугубо церковного свойства – по канонам, восходящим ко временам раннего христианства, каждый епископ – фактически хозяин своей епархии, а Патриарх de jure – лишь «первый среди равных». Соответственно епархиальные информационные отделы не подчинены СИНФО, отсюда и формулировка о том, что он может лишь «координировать» работу на местах. Собственно СИНФО занимается общецерковными медиаресурсами, мероприятиями и взаимодействием со светскими СМИ от имени Церкви. Как пояснил «НГР» руководитель Информационно-аналитического управления СИНФО Вахтанг Кипшидзе, из последней функции de facto вытекает еще одна – реакция на медиаскандалы, которые приобрели общероссийский масштаб. «Если степень распространения информации является уже весьма заметной, то на это обращаем уже внимание мы в СИНФО», – пояснил корреспонденту «НГР» Кипшидзе. Поэтому-то представители Синодального отдела и звонили напрямую в Томск Степаненко.
Для наблюдателей со стороны это вообще выглядело как личная переписка в соцсетях. Сначала известные медиаперсоны распространили у себя в аккаунтах Facebook ссылки на нецензурную публикацию сайта Томской епархии, потом началось бурное обсуждение в комментариях, с обращениями к председателю СИНФО Владимиру Легойде. Как известно, эта соцсеть автоматически дает возможность упоминаемому лицу обратить внимание на комментарий. Легойда тут же отреагировал на сигналы, сообщив, что на сайте идет работа по удалению скандальной публикации. Потом некоторое время еще шла работа по расчистке побочных публикаций. Как оказалось, матерщина обильно уснащала многие публикации Степаненко. Большую работу по выявлению миссионерской крамолы на указанном сайте выполнили журналисты, оперативно сообщая об обнаруженных миссионерских художествах.
В Московском Патриархате объясняют, что мониторинг подобных случаев и недопущение громких скандалов ограничены рамками ведомственных компетенций разных уровней. Входит ли в сферу компетенций епархиального информационного отдела интернет-сайт местного миссионерского отдела или это целиком ответственность миссионеров? «Горизонтально, конечно, сайт миссионерского отдела связан с информационным подразделением епархии, и последнее должно иметь представление о том, какая информационная работа идет на уровне епархии», – соглашается Кипшидзе. «Но, – замечает он, – я не могу судить, есть ли за информационным подразделением какие-то контрольные функции, так как не знаю местной специфики».
Дело в том, что в каждой епархии мониторинг ее информационного присутствия в Сети строится по-разному. «Есть архиереи, которые являются опытными интернет-пользователями, они сами читают все, что происходит, по крайней мере на епархиальных сайтах, – рассказывает Кипшидзе. – Есть архиереи, которые поручают это своим личным секретарям. Где-то этим занимается информационный отдел.
Единообразной методологии в этом вопросе в какой-то закрепленной бюрократической форме не существует». Конечно, сам СИНФО из Москвы также мониторит Интернет. Однако, по словам Кипшидзе, все это делается в ручном режиме и всего несколькими его коллегами по отделу. В РПЦ к осени с.г. насчитывалось уже 257 епархий, из которых 160 – на территории России. У каждой у них – по несколько официальных интернет-ресурсов, не считая страниц в блогах и соцсетях, которые нередко ведут архиереи, сотрудники епархиальных управлений и просто активные местные клирики и верующие. Отслеживание всех публикаций, как сказал «НГР» представитель СИНФО, является непосильной задачей и обеспечение оперативной реакции центра возможно только на самые заметные из них.
В идеале, считает Кипшидзе, мониторинг и недопущение конфликтных медиаситуаций вокруг Церкви должны происходить на местах, на уровне епархий, а роль СИНФО – обеспечить обучение для сотрудников местных информационных и иных отделов. Для этого регулярно организуются тренинги, а раз в два года проводятся общероссийские фестивали «Вера и слово». Однако пока сложно сделать вывод о том, что это помогает обеспечить эффективную работу всех звеньев «церковной вертикали». Кстати, Вахтанг Кипшидзе упомянул, что на подобных обучающих мероприятиях регулярно бывал руководитель информотдела Томской епархии. Однако он не предотвратил серию похабных «проповедей» Максима Степаненко.
В октябре 2012 года на открытии V юбилейного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» председатель СИНФО Владимир Легойда указывал: «Большой разрыв в уровне профессиональной подготовки в епархиях даже в рамках одного федерального округа, даже в соседних епархиях бывает разный уровень подготовки пресс-служб». За прошедшее время эта проблема так и не решена. Среди причин Легойда тогда же указал на то, что епархиальные пресс-службы игнорируют призванные помочь им рассылки СИНФО, либо же, наоборот, находятся в ожидании циркуляров «сверху», а без таковых не работают. Проводившиеся семинары, мастер-классы и тренинги, по его словам, зачастую воспринимались на местах лишь как бесполезная «блажь московского начальства», и те, кто посылался на тренинги, лишь «активно имитировали там бурную деятельность».
По поводу судьбы виновника нынешнего скандала пресс-служба Томской епархии молчит, ограничившись лишь выпущенным 12 декабря сообщением о том, что «вопрос о служебном соответствии Степаненко занимаемой должности будет рассмотрен в ближайшее время».
Источник: НГ-религии