Последовательная поддержка со стороны РПЦ МП практически любых популистских проектов власти, доходит до смешного. Церковь готова "культово поддержать" намеченную для проведения в Сочи олимпиаду, участников и гостей которой намеревается "окормлять".
Так, ТК Вести сообщил о планах по изданию Московским патриархатом в 2014 году брошюр на европейских языках, в которых кроме церковных данных о разных религиях будет излагаться вероучение и социальная концепция данной конфессии, для распространения чего среди участников и гостей предполагаемых игр будут задействованы волонтеры.
До того сообщалось о предполагаемом открытии в Сочи в соответствии с требованиями МОК трех центров мировых религий, где должны быть молитвенные помещения для индуистов, иудеев, буддистов, христиан и мусульман.
О том, что Московский патриархат намерен принимать активное участие в пастырском окормлении участников зимних игр 2014 года, клерикальная структура заявляла еще летом 2013 года. Это имело место на особом заседании рабочей группы под председательством главы РПЦ МП патриарха Кирилла в июне. В мероприятии приняли участие руководители синодальных отделов, церковных вузов и ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Халеева. Тогда обсуждались и пастырское служение в период проведения игр, и распространение печатной продукции среди участников и гостей соревнований, и организация работы "православных религиоведов" в олимпийских деревнях.
Однако, церковная активность в поддержке светского культурного проекта, не предполагающего иного религиозного участия кроме, как обеспечения возможности приезжающим на игры последователям разных религий удовлетворить свои религиозные нужды, не была поддержана частью самих православных. Так, православный священнослужитель и публицист, протодьякон Андрей Кураев выступил в своем "блоге ЖЖ" с беспокойством на предмет языческой природы Олимпийских мероприятий, когда даже факел, зажженный под гимны Зевсу и Аполлону, будучи принесенным в Москву начал тухнуть ("седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами с восстановленной иконой Спаса Смоленского"). Таким образом, отметил Кураев, "вопрос, беспокоивший меня и многих православных, благополучно разрешился".
О неприятии православием идеи пронесения по обширным территориям России олимпийского огня Кураев заявлял и ранее, обращая внимание на недопустимость встречи языческой эстафеты в одном из городов Золотого кольца колокольным звоном. "На церемонии в Олимпии..., - замечал священнослужитель, - как раз много говорилось о духе: мол, с этим огнем, дарованным богами, дух Олимпиады войдет в каждое русское сердце и в каждый дом. Но если учесть, в какое время мы живем, мне кажется, есть смысл нажать на тормоза и приостановить навязчивую языческую ритуализацию олимпийского движения. Нас (Церковь) постоянно обвиняют в том, что мы куда-то лезем. Но вот теперь у нас есть возможность спросить: а что вы со своей молитвой языческим богам лезете к нам?".
Несложно заметить, что в религиозно-доктринальном плане Кураев высказывает совершенно корректные суждения о неприятии для христианства языческих ценностей. Следовательно, и немыслимости использования имени Христа или церкви для освящения таких ценностей. Но тогда протодьякон, скорее всего, не предполагал, что церковь по своему обыкновению "влезать", присоединится и к "языческим игрищам".
С позиции светской культуры, одинаково включающей в себя все многообразие религиозных традиций человечества, к проявлениям естественной конфессиональной неприязни верующих к другим религиям можно относиться по-разному, но не уважать их нелья. При этом, напоминание Кураевым о том, что изначально идея о введении в Олимпийские церемонии символику олимпийского огня принадлежала перед Берлинской Олимпиадой 19136 года Геббельсу, особого значения для религиозной парадоксальности участия христианской церкви в языческих проектах не имеет.
Однако, судя по всему и для РПЦ МП не имеет никакого значения ни мнение далеко не самых "темных" из представителей российского православия, ни абсолютная неуместность клерикальной пропаганды в рамках светского международного мероприятия, если вопрос стоит о поддержке очередного проекта ее куратора.
ReligioPolis
Комментарии