Знаменитая ЖЗЛ – серия "Жизнь замечательных людей", которая давно признана отличительным знаком российской научно-исторической публицистики, пополнилась трудом об очередной знаковой персоне. Таковой, как сообщает о презентации издания информагентство "Благовест-инфо", стала книга о известном евангельском персонаже - апостоле Андрее Первозванном.
Авторами труда выступили историк Андрей Виноградов и филолог Александр Грищенко, написавшие свой роман на основаниях не менее загадочных, чем обстоятельства жизни апостола. Но, вероятно, лишь в таком нетрадиционном для серии жанре и можно было подавать читателю мифологический сюжет о герое, когда какие-либо достоверные сведения о его жизни отсутствуют вообще. Авторы, собственно, и не скрывают этого обстоятельства. Роман начинается фразой "Об апостоле Андрее мы знаем очень мало и вместе с тем - очень много. Очень мало потому, что все более или менее достоверные сведения о брате Петра (неизвестно даже, старшем или младшем) сводятся к скудным упоминаниям его в Евангелиях и к появлению в начале "Деяний апостолов". Далее авторы замечают, что "Для создания сколь-либо историчной - даже не исторической! - реконструкции биографии апостола Андрея абсолютно недостаточно данных. Гармонизировать между собой заведомо недостоверные версии жизнеописания апостола, создавая из них беллетризованную биографию, не только бессмысленно, но и опасно". А затем признаются, что "…стремились показать, как рождались, переписывались, видоизменялись и передавались сказания об апостоле, пытаясь быть одновременно агиографами, исследователями и писателями".
Подобные литературно-теоретические исследования, разумеется, всегда останутся интересными. Поэтому, возникает лишь один законный вопрос: причем здесь ЖЗЛ? Но ответ на него, похоже, авторы дать не смогли бы, так как это – вопрос сегодняшней идеологии, продавливающей всевозможную связанную с религией атрибутику во все щели. Отчетливая нелепость появления имени принадлежащего сфере церковной мифологии почитаемого религиозного персонажа в ряду имен известных деятелей науки, искусства, философии и политики, чьи достижения и заслуги вошли в опыт общечеловеческой культуры, подобных идеологов, не смущает. Поэтому, данный роман о мифе, в контексте серии "Жизнь замечательных людей", вполне допустимо воспринимать новым жанром "конфессиональной фантастики" - тем более, что авторы сообщают о вставлении в книгу наряду с другими и апокрифа собственного сочинения. Впрочем, на фоне осуществляемых сегодня, например, "неправового законотворчества" или "клерикальной профанации науки", появление фантастического романа в серии ЖЗЛ может считаться вполне логичным.
Что же касается остального, то немалое количество разного рода легенд, образующих миф оь апостоле-путешественнике, предоставляло авторам широкие возможности для написания захватывающего романа, коими они справедливо воспользовались. Персонажи его, как вымышленные, так и по словам автором "по возможности историчные", представлены широким рядом имен, "накопанных" в архивах и библиотеках Греции, Авона, Италии, России и других стран. Упоминания об Андрее в сравнительно древних текстах, оговорки о нем в мемуарах, источниковедческих исследованиях и дневниках, книжные миниатюры, "андреевские сюжеты" в прикладном искусстве, народных преданиях и сказках – все это представляет богатейшую базу для выстраивания различных гипотез, касающихся жизни героя романа. Анализ существующей мифологии позволяет достаточно свободно интерпретировать нужные версии в нужном направлении. Так, например, и организованное культовое турне частицы "креста Андрея Превозванного" по России летом 2013 года находит свое место в комментариях авторов романа в ряду "знаков и знамений", которыми сопровождалась их работа.
В репортаже о презентации издания в культурном центре "Покровские ворота" на вопрос "Как такой роман соотносится с православным Преданием?", авторы отвечают: "Мы не пытались поколебать чью-либо веру. Мы предлагаем читателю огромный набор текстов... Важно понимать, что апостол Андрей - это не только историческая фигура, но огромное явление христианской культуры. Мы хотели наиболее полно донести сведения о нем до верующих и неверующих". То есть, для авторов книга стала результатом увлекательного исследования немалого количества материалов, благодаря которому какой-либо новой версии мифа об апостоле не сформировано, что и не предполагалось.
Поэтому, вопросы о том, кем был Андрей, что могло происходить с ним после событий, описанных в Новом Завете, путешествовал ли он по Грузии, доходил ли до Киева, Новгорода и Валаама и был ли основателем кафедры в Царьграде остаются освещенными лишь в существующих по этому поводу вариантах конфессиональной мифологии. Той самой, которую освещает роман, по понятному недоразумению изданный в знаменитой серии ЖЗЛ.
ReligioPolis
Комментарии