Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 349 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



АБХАЗИЯ В ТИСКАХ НЕКАНОНИЧНОСТИ

Печать

Борис КОЛЫМАГИН

 

Новый Афон, Абхазия, фото Ибрагим ЧкадуаПатриарх Кирилл, как и его предшественник Алексий II, любит путешествовать. Исколесил, наверное, полсвета. Но в богатую памятниками старины Абхазию путь ему заказан. Максимум, что может себе позволить, не нарушая канонического мира, предстоятель РПЦ МП — это послать своего спецпредставителя. Таким посланником и стал схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего. Однако его визит вызвал недовольство в Грузинской церкви.

Абхазия с давних времен считается канонической территорией Грузинского патриархата. И хотя в немногочисленных храмах страны (их всего около двадцати) поминают патриарха Кирилла, Москва не может установить в республике свою юрисдикцию.

Духовник патриарха поехал в Абхазию в канун празднования двадцатилетия независимости и как бы представлял церковный официоз в дни торжеств. Он совершал богослужения в древнем Георгиевском храме в Илорах, в монастырях в Драндах и в Каманах, а в сам день праздника (30 сентября) — в сухумском кафедральном соборе. Но не эти богослужения вызвали недовольство в Грузии. В конце концов, за последние два десятилетия немало топ-менеджеров РПЦ МП побывало в Абхазии и вреда российско-грузинским церковным связям эти частные визиты не принесли. Возмущение Синода Грузинской церкви вызвало участие духовника в освящении фундаментов новых храмов на российских военных базах в Абхазии. В частности, его участие в закладке храма новомученикам недалеко от столицы. Синод усмотрел здесь грубое нарушение церковных законов. И Чистому переулку в дальнейшем придется быть осмотрительнее, чтобы оставаться в добрых отношениях с грузинским православием. Это важно. Хотя бы потому, что многие церковные проблемы в той же Украине Москва решает с помощью Тбилиси.

Что касается Абхазии, то промосковский глава церкви, свящ. Виссарион Аплиаа, столкнулся с серьезными кадровыми проблемами. Он не может сам рукополагать пресвитеров или поручить это дело канонически правильно поставленному епископу — такого в Абхазии просто нет. Чтобы занять вакантные места, руководству приходится прибегать к тактике старообрядцев-беглопоповцев — принимать священников из других регионов без соблюдения установившихся церковных правил. Чтобы эти правила хоть как-то действовали, и нужен постоянный переговорный процесс.

Интересно, что сейчас в Абхазии действуют три мужских монастыря и два женских — в столице республики и в горном селе Отап. Эти последние не имеют официального статуса. Монахини, приехавшие откуда-то с Украины и из России, живут своей жизнью, но их иногда можно видеть в сухумском кафедральном соборе, с о. Виссарионом они на связи.

К кадровой проблеме подверстывается вопрос ремонта и реставрации храмов, многие из которых стоят со времен Византийской империи. Некоторые из них после ремонта находятся в относительно хорошем состоянии, хотя любители старины, наверное, придут в ужас от абхазской реставрации. Скажем, в Илоре полы храма VIII века выложены голубой плиткой, как в ванной комнате, стены заштукатурены, плинфы (широкий и плоский кирпич почти квадратной формы, характерный для византийской и древнерусской архитектуры. — «ЕЖ») не видно, все стены увешаны бумажными иконами, как это делается в южнорусских храмах. О вкусах, конечно, не спорят, но тем не менее. Другие храмы — в Лыхнах, в Мокве, в Бедия — требуют срочного ремонта. Найдет ли нужные средства Абхазская церковь?

Без помощи России вряд ли. А есть ли смысл российскому бизнесу вкладываться? На первый взгляд есть. Например, в Каманы, где покоились мощи св. Иоанна Златоуста (сохранился саркофаг), постоянно едут паломники. Дорога ужасная. Остановиться толком негде, и все равно едут. Рядом с монастырем руины дома. Его вполне можно было бы восстановить, превратить в гостиницу. Но кому она достанется, куда пойдет прибыль? Законы Абхазии не позволяют российскому бизнесу чувствовать себя в безопасности. Так стоит ли рисковать, тем более что Грузинский патриархат может понять намерения Московского патриархата совершенно превратно. И получится: ни денег, ни добрых связей.

Проблемы россиян не ограничиваются паломничеством. Верующие туристы нуждаются в духовном обслуживании, тем более что они составляют значительную часть паствы. Интересная деталь. Во время богослужения в Драндах о. Виссарион, указывая на стоящих в храме людей, сказал духовнику патриарха: «Вся церковь Абхазии глядит на Россию». Но большинство верующих были не абхазы, а именно туристы, специально приехавшие на богослужение.

Верующих абхазов немного, и они разделены. Уже несколько лет существует так называемая Священная митрополия Абхазии. Центр ее находится в Ново-Афонском монастыре, и возглавляет ее архимандрит Дорофей (Дбар), ориентирующийся на Константинопольский патриархат. Промосковским церковным и светским властям Абхазии Дбар, конечно, не нужен. О. Виссарион объявил Дбара раскольником. Но убрать его силой невозможно: слишком много верующих абхазов на его стороне.

Русская православная церковь в процессе разруливания абхазских проблем оказалась в трудной ситуации. Она несет на себе крест вселенскости и при этом всегда оказывается крайней. Грузины недовольны тем, что российское православие полностью не устранилось из жизни частично признанной республики. Светские лидеры Абхазии недовольны тем, что им не дают канонического епископа. Раскольники ставят в вину Чистому переулку то, что он лезет в кадровые дела. Российские туристы высказывают удивление, что РПЦ не участвует в обустройстве святых мест. Куда ни повернись — все плохо. А делать что-то надо. Хотя бы для того, чтобы не потерять православную Абхазию. Ведь эта страна в духовном смысле очень неопределенна. Есть такие абхазы, которые активно практикуют ислам. Есть и те, кто идет в иеговисты, другие новые религиозные движения.

Было бы хорошо, если бы патриарх Кирилл все-таки договорился с грузинским каталикосом-патриархом Илией о временном управлении абхазской паствой. В каком формате — всегда можно обговорить, сдвинуть границы в ту или иную сторону. Но пойдет ли на это Грузинская церковь?

Фото Ибрагима Чкадуа


Источник: Ежедневный журнал

 

Комментарий RP: драматичность ситуации, в которой оказались православные Абхазии, не вызывает никаких сомнений. Настойчивое желание России сохранить и усилить свое политическое влияние в регионе при помощи клерикальной структуры РПЦ МП сталкивается с не менее упорным сопротивлением значительной части абхазских православных сохранить свою независимость от политизированного патриархата. В этом отношении, оговорка промосковского священника Виссариона о том, что "вся церковь Абхазии глядит на Россию", представляется принципиально некорректной, а предпринимаемые им меры по разъединению собственных единоверцев по признаку "раскола", выдает в нем скорее политического агента.

Вероятно, и замечание автора о том, что Абхазия "очень неопределенна в духовном смысле", стоит воспринимать более, как констататирование факта, что регион исторически никогда не был моноконфессиональным. Хорошо известно, что и в настоящее время в Абхазии присутствует как христианство (православие, протестантизм, католицизм – всего ок.50% населения), так и ислам (ок.20% населения). Кроме того, значительно развит религиозный синкретизм в форме так называемой "абхазской религии", включающей в себя элементы религий Востока. Последнюю, в частности, практикуют, в основном, православные христиане, формально составляющие в Абхазии религиозное большинство (ок.43%). То есть, если говорить о религиозной составляющей общественного сознания населения региона, то "в духовном смысле" она весьма значительна. Тогда, как понятие "каноничности" в православии - то есть, формы административного управления (подчинение РПЦ МП либо самоуправляемость), - никак не влияющее на вероисповедание, является лишь фактором политического влияния.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100