Побывав на юбилее признаваемой властями мусульманской организации ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман) и ее председателя муфтия Талгата Таджуддина в Уфе, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), а заодно и Центра географии религий небезызвестный Роман Силантьев, не удержался от очередного громкого заявления.
Впрочем, "пророчество" прорежимного "исламоведа" о том, что после освящения упомянутого юбилея присутствием В.Путина, российскую умму ожидают чудесные перемены, можно считать в своем роде знаковым. По словам функционера, если "И до демонстрации высшим руководством страны особого отношения к ЦДУМ наблюдался массовый отток общин в эту организацию из Совета муфтиев России", то теперь "можно прогнозировать его значительное ускорение".
Последовательная неприязнь Силантьева к Совету муфтиев России (СМР) – второй из наиболее крупных исламских религиозных структур на территории РФ, - объясняется довольно просто. СМР далеко не всегда проявляет лояльность ко всем без исключения административным инициативам номенклатурных чиновников и государственных ведомств, воздерживаясь или прямо заявляя о своем несогласии, если речь идет о дискриминации прав людей на свободу вероисповедания. Так, например, отказ председателя СМР шейха Равиля Гайнутдина участвовать в праздновании 225-летия ЦДУМ был объяснен неприятием Советом муфтиев ряда действий ЦДУМ, в том числе связанных с судебным решением в отношении издания перевода Корана.
Напомним, что в сентябре Октябрьский районный суд Новороссийска удовлетворил иск транспортной прокуратуры города и признал книгу "Смысловой перевод священного Корана на русский язык" азербайджанского ученого Эльмира Кулиева "экстремистской".
В объяснении отказа от участия в уфимских торжествах, глава СМР сообщает: "Невозможно найти разумное объяснение произошедшим за последние недели событиям, когда глава ЦДУМ Талгат Таджуддин оказался в числе группки во главе с представителем РПЦ Романом Силантьевым, инициировавшей запрет на перевод Священного Корана и ряда другой мусульманской литературы. Именно с их подачи состоялся суд в Новороссийске, и изданию Священного Корана был вынесен приговор об уничтожении", - говорится об этом в пресс-релизе СМР.
Разумеется, Таджуддин и Силантьев немедленно отказались от своей причастности к инициированию нелепого с точки зрения права и этики судебного процесса. Однако, по собственное признание Силантьева корреспондентам Газеты.ру, делает их опровержения достаточно сомнительными: «В этом году я был одним из подписантов письма в МВД, которое также подписали верховный муфтий России Талгат Таджуддин и муфтий Фарид Салман Хайдаров, на предмет упорядочивания процедуры запрета мусульманской литературы. Мы приложили к этому письму список литературы, который надо проверять на экстремизм. В частности, и переводы Корана. Однако при этом там было уточнено, что не все переводы Корана являются адекватными, есть переводы откровенно ваххабитские. И вот один из таких переводов Эльмира Кулиева сейчас запретили», - цитирует слова Силантьева СМИ.
Знаковость "пророчеств" подобных специалистов, конечно, может рассматриваться разве, что в ироническом ключе. Однако, для широкой общественности не секрет, что российская умма в целом подчеркнуто ориентирована на независимость от административных структур и склоняется к дистанцированию от властей, а не к соблазнам приближенности к чиновничеству.
ReligioPolis