Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 224 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ

Печать

 

Протестантские школы являются общепризнанным флагманом христианской теологии двух последних веков. Тем не менее, богословское образование на постсоветском пространстве переживает сегодня кризис, продолжающий усугубляться, что заметно отражается на их состоянии. Что говорить, в таком случае, об аналогичном образовании в рамках других конфессий в России, некоторые из которых, к тому же, жаждут признания богословия наукой? Однако, статья специалиста в этой области заслуживает серьезного интереса более в религиоведческом плане.

 

Олег ТУРЛАК

...

Богословское образование на постсоветском пространстве: кризис углубляется?

 

Мыслящие христиане, наблюдающие за развитием событий в евангельском мире в СНГ и Балтии, вот уже не один год задают вопрос о том, что же происходит с богословским образованием на постсоветском пространстве? Амбициозные проекты 1990-х, под которые западными христианами выделялись значительные средства, кажется, терпят неудачу один за другим.


Московская богословская семинария: здание есть, а где студенты?

Московская богословская семинария ЕХБ была основана в октябре 1993-го, можно сказать, под грохот танковых выстрелов по российскому “Белому дому”. После более, чем десяти лет успешной деятельности, в 2006-2007 гг. в вузе разразился кризис. Оказалось, что, несмотря на прекрасное здание, квалифицированный отечественный и иностранный преподавательский состав, отличную библиотеку и привилегированное местонахождение в российской столице, в семинарии, к удивлению многих, существовал недобор студентов. Казалось бы, у учебного заведения с довольно энергичным и амбициозным ректором Александром Козынко, солидной материальной базой и крепким партнерством с Северной баптистской семинарией (США), должно было быть вполне светлое будущее, однако по причинам, которые не до конца понятны, ушел со своего поста ректор, покинули вуз руководители программ и талантливые преподаватели – специалисты с огромным потенциалом. Был сформирован “комитет по спасению семинарии”, составленный из отечественных и иностранных специалистов. 

В настоящее время семинария, когда-то дававшая первоклассное стационарное богословское образование с привлечением “светил” из западного богословского сообщества, объединившись с заочными библейскими курсами, открытыми при ВСЕХБ еще в 1968 году (позже – Заочный библейский институт), все больше специализируется на очно-заочной форме обучения, осуществляя свою деятельность, преимущественно, в регионах. Видно, это связано с колоссальным ростом стоимости стационарного обучения и проживания в столице России.


Одесская семинария: нереализованное видение?

Одесская богословская семинария (ОБС), образованная в 1989 году в пригороде “жемчужины у моря”, первая баптистская семинария в СССР, является ныне, по мнению некоторых “старожилов”, лишь тенью вуза, который они знали в 1990-х. Некогда довольно амбициозный проект с далеко идущими целями, он, скорее всего, не оправдал высоких ожиданий. Не секрет, что в первые годы своего существования семинария, находившаяся под руководством социолога Сергея Санникова, сделала огромную заявку на “академическую подготовку богословов, мыслителей, преподавателей и писателей для евангельского сообщества”. Один из любимых терминов С.Санникова – “Богомыслие”. Такое название получил первый на постсоветском пространстве богословский журнал, позже прекративший свое существование по непонятным причинам (недавно, он, правда, был реанимирован, но надолго ли?). 

Первый набор студентов Одесской семинарии испытывал колоссальные академические нагрузки, изучая одновременно и древнееврейский, и греческий языки. По признанию одного из первых студентов, нагрузка была столь высокой, что ему приходилось заниматься и днем, и ночью из-за объема домашней работы. Быть студентом ОБС тогда считалось высокой привилегией и честью. ОБС, скажем так, представляла собой “богословский мозговой центр” евангельского сообщества в бывшем Советском Союзе. 

Несмотря на смелое видение и далеко идущие планы, внезапно в конце 1990-х ушел в отставку ректор С.Санников (по поводу ее причин до сих пор полной ясности нет) и семинария, которая ставила своей целью существенное влияние на пространстве бывшего СССР, стала, по-сути, региональным учебным заведением. 

Будучи деятельным человеком и не желая оставаться без значимого поля деятельности, с помощью руководителей ведущих евангельских вузов, С.Санников основал аккредитационную ассоциацию богословских учебных заведений в СНГ и Балтии (ЕААА), бессменным директором (на данный момент - президентом) которой он является с конца 1990-х. Имя С.Санникова настолько тесно ассоциируется с ЕААА, что неизвестно, насколько значимым будетее влияние в случае его ухода. Один из российских преподавателей довольно тонко подметил, что “ЕААА – это Санников, а Санников – это ЕААА”. 

С.Санникову, в какой-то мере, удалось объединить деятелей в области богословского образования в СНГ и Балтии, собирая их на периодические образовательные конференции, и предоставить вузам некоторые богословские ресурсы. Существенных дивидендов аккредитация программ, полученная от ЕААА, к сожалению, выпускникам богословских школ не дает. По-прежнему возникают вопросы при переходе студентов из одного вуза СНГ в другой. Аккредитация от ЕААА не признается государственными образовательными учреждениями в республиках бывшего СССР. Преимуществ при поступлении студентов из СНГ в западные вузы аккредитация от ЕААА, к сожалению, не дает, да и за пределами славянского евангельского сообщества ассоциация мало кому известна. 

С уходом С.Санникова утеряла свою стратегическую значимость ОБС. Старший пресвитер ЕХБ по Одесской области Владимир Шемчишин, сменивший С.Санникова, “академиком” никогда не был, однако он, по-видимому, является неплохим администратором. Семинария, поэтому, не исчезла, но продолжила существовать. Свою деятельность в ОБС В.Шемчишин совмещал с ректорством в Киевском христианском университете и работой в Союзе ЕХБ Украины. В тот период иммигрировали в США декан Александр Карнаух и некоторые талантливые преподаватели. Остались, по выражению одного из работников семинарии “те, кому, скорее всего, некуда было уезжать”. При посещении кампуса ОБС возникает ощущение незавершенности начатого большого дела, которое было, так сказать, оставлено на полпути. Некоторые здания семинарского комплекса соседствуют с “вагончиками”, в которых школа размещалась в первые годы своего существования. 

ОБС по-прежнему даёт образование студентам из юга Украины и некоторых молдавских церквей, однако основной акцент ставится все же на очно-заочную форму обучения. Здания семинарии используются и для организации различных мероприятий, проводимых под эгидой ЕААА, Overseas Council и др.


Университет в Санкт-Петербурге: от вуза к конференц-центру?

Основанный в 1990 году в Белореченске (Краснодарский край) библейский институт “Логос” ставил своей целью готовить лидеров-христиан для евангельского сообщества распадающегося Советского Союза. Первые 45 студентов считали привилегией поступить в одну из первых евангельских школ в СССР. Вуз впоследствии перекочевал Санкт-Петербург, где до революции размещалась первая евангельская библейская школа. 

К сожалению, как и другие известные вузы в СНГ, СПбХУ к началу 2000-х стало “лихорадить”. Иммигрировал в США Виктор Авдеев, переехал в пражскую IBTS Петр Пеннер. Ректором был назначен кишиневец Федор Мокан, выпускник СПбХУ, в 1993 году основавший библейский колледж в Кишиневе. Однако он ушел с поста ректора по неясным причинам по окончании первого срока. По мнению некоторых работников университета середины 2000-х, он организовал спешную “чистку кадров”. Иные придерживаются мнения, что Ф.Мокан так по-настоящему и не был принят коллективом вуза, находящегося в городе великого Петра. В тот период эмигрировали, покинули университет или перешли на менее значимые должности некоторые талантливые преподаватели. По мнению некоторых сотрудников, “ректор стремился сделать из университета миссионерскую школу практической направленности, в которой академическая составляющая имела второстепенное значение”. Видно, не все были согласны с подобным видением. 

Ф.Мокана на посту ректора в 2005 году сменил его однокурсник Александр Негров, получивший степень доктора богословия в южноафриканской Претории. При нем получили развитие магистерские программы и “Высшая школа лидерства”, однако и он весной 2012 года подал в отставку [1], отправившись в США. 

В ноябре 2012 года ушел со своего поста и вновь избранный ректор проф. В.Рыжов [2], не проработав в СПбХУ и года. Обращаясь к студентам и сотрудникам университета с “последним словом”, проф. Рыжов сказал: “Когда Бог говорит нам «нет», Он не лишает нас благословения, но готовит нас к чему-то другому, лучшему.” [3] Неясно, что же имел в виду экс-ректор. Не называются и причины отставки. 

Несмотря на обилие кадров, университет в настоящее время все ещё находится в поисках нового руководителя. Сменилось уже несколько и.о. ректора. Гарантий того, что новый ректор задержится в университете надолго, нет. Все чаще об СПбХУ становится известно как о … гостинице, в которой можно остановиться при посещении города на Неве. [4] Университет также предлагает аренду некоторых помещений на кампусе для проведения богослужений и других мероприятий.


Донецкий университет: назад, в прошлое?

Не миновал кризис и Донецкий христианский университет (ДХУ) – вуз, в котором в 1990-х получили образование многие талантливые преподаватели и иные деятели, занятые в сфере богословского образования в СНГ. Один из первых христианских вузов в СНГ (основан в 1991 году) и учредителей ЕААА, он ставил перед собой амбициозные задачи по подготовке богословов, миссионеров и работников media. 

В начале 2000-х гг. жизнь казалось бы поступательно развивающегося университета была омрачена недопониманием между ректором Алексеем Мельничуком и деканом Рэем Пригодичем из США. По свидетельству очевидцев событий тех дней, в то время, как ректор-украинец был более заинтересован в развитии кампуса и экономической базы университета, декан-американец был сторонником вложения средств в академическое развитие школы и повышение квалификации преподавателей. Компромисс не был найден, и вскоре Совет попечителей начал поиск новых руководителей для вуза. Недолго проработав в “Духовном возрождении” и завершив очередной срок в качестве президента ЕААА, А.Мельничук иммигрировал в США. После отставки А.Мельничука и Р.Пригодича, видимо, иссякло и более или менее стабильное финансирование школы. Ситуация в университете была таковой, что под угрозой оказалась аккредитация программ в ЕААА и само существование ДХУ. 

Новый ректор, жизнерадостный и энергичный Сергей Рыбиков, избранный в 2002 году, приложил достаточно много усилий для поиска источников финансирования и новых направлений в деятельности университета. При нем было открыто несколько новых программ в области церковного служения, подготовки проповедников и др. 

2009 год ознаменовался неожиданным возвращением А.Мельничука на пост президента ДХУ, несмотря на то, что он проживал в США. Была объявлена амбициозная программа по преобразованию университета в один из ведущих гуманитарных вузов Украины. В 2012 году на пост ректора (Provost – не путать с должностью президента) был назначен доктор философских наук Михаил Черенков, ученый-философ, яркая и амбициозная личность, один из главных spokesmenевангельского христианства в Украине. Его приход ознаменовался существенными кадровыми преобразованиями и определением четких приоритетов в деятельности школы. 

М.Черенков видел ДХУ местом встречи “старших и новых поколений, где старшие поколения хранят героический опыт веры в условиях советского режима, а молодые несут энергию для продолжения эстафеты и добрых перемен; христианской традиции и образовательных инноваций, где верность христианским основаниям совмещается с эффективными и актуальными технологиями и моделями обучения; церкви и современного общества, где молодые представители церкви учатся служить в постсоветском обществе, трансформируя его изнутри; христианских и светских интеллектуалов, где в дискуссиях будут лучше понимать друг друга, а христианские апологеты смогут оттачивать свое мастерство; постсоветских проблем и международного опыта, где будут преодолеваться стереотипы изоляционизма и маргинальности; национального опыта и глобального мира, где через образовательное пространство будет идти интеграция в глобальное христианского сообщество”. [5] 

Приятным событием было активное присутствие вуза и его студентов в социальных сетях. Из группы ДХУ в Facebook поступала информация о том, чем жил университет. Подавались сообщения о “круглых столах”, дискуссиях в студенческой среде и интересных вечерах общения. 

Несмотря на то, что доступные нам источники неоднозначно отзываются о деятельности М.Черенкова в ДХУ, очевидно, что программа деятельности и видение, заявленные им, были намечены в качестве фундаментальных и долгосрочных. Тем более неожиданной и непонятной является внезапная отставка д-ра Черенкова, о которой было объявлено в информационном сообщении пресс-службы ДХУ 1 июля 2013 года. О причине ухода не было сказано ни слова. Из press-release лишь следует, что М.Черенков должен возглавить “христианское экспертное сообщество”. Однако, возникает вопрос: не именно ли это планировал осуществить д-р Черенков в стенах христианского университета в Донецке? Почему христианский университет не может быть базой для экспертизы в области богословского образования и диалога между церковью и академией, христианами и обществом? Ведь именно об этом в последнее время довольно много писал М.Черенков. 

Лица, близкие к университету, пожелавшие остаться неназванными, утверждают, что речь идет об очередном недопонимании в руководстве ДХУ (возврат к началу 2000-х?), о том, что в университете, к сожалению, не создано атмосферы для поступательного академического развития, осуществления далеко идущего видения и условий для деятельности тех, кто связан с наукой. Существуют разногласия насчет того, в каком направлении должен двигаться вуз, осутствует плюрализм мнений и наблюдается мощная централизация управления. Видимо, не подошла для ДХУ модель руководства в виде “двуглавого орла”.


* * *

Тенденции, подмеченные в данном материале, дают повод задуматься. Кризис существенным образом затронул ведущие евангельские вузы в СНГ. По некоторым данным, значительные трудности наблюдаются у Киевского христианского университета. В конце 2012 года было объявлено о продаже здания Русско-американского института (в прошлом – РАХИ) в Москве, первого Liberal Arts (христианского гуманитарного) университета в России, долг которого перед кредиторами превышает 7 миллионов долларов. [6] 

Примечательно, что участи некоторых своих “побратимов” из СНГ не избежал и флагман баптистского богословского образования в Европе – IBTS – Международная баптистская богословская семинария, которая теряет свой собственный кампус и с 2014 года переедет из Праги в Амстердам. [7] В отставку уходит ее ректор К.Джонс, которому, согласно материалам, размещенным в прессе, не удалось справиться с обеспечением финансовой стабильности семинарии. По мнению одного из недавних выпускников IBTS, “семинария так и не смогла стать “своей” ни в Западной, ни в Восточной Европе. Она испытывала кризис идентичности”. 

В Амстердаме IBTS будет существовать в качестве исследовательского центра. Университет Уэльса(University of Wales), который заверял докторские степени студентов семинарии, был также расформирован из-за коррупционного скандала. [8] Теперь получается, что выпускники-докторанты семинарии в Праге обладают степенями, заверенными несуществующим вузом, полученными в семинарии, которой, фактически, нет.


* * * 

Как представляется, богословские вузы в бывшем СССР пока так и не смогли преодолеть затяжной кризис, который разразился на заре нового тысячелетия. Многим до сих пор не хватает стабильности. Не прижилась в СНГ американская система, согласно которой вузом реально руководит Совет попечителей. Все-таки “наш брат” привык к более централизованной системе управления, в которой директор (ректор, президент – называйте, как хотите) определяет всё от “А” до “Я”. Он – “царь и бог” на своей вотчине. Он разрабатывает, осуществляет и, если потребуется, модифицирует все, что связано с университетом и его деятельностью. Он подбирает “под себя” сотрудников, которые, как правило, ему не возражают, не выражают своего мнения, но послушно осуществляют поручения, зная, “какая рука их кормит”. Ничего удивительного в этом нет, так как довольно часто руководители евангельских вузов просто копируют систему, уже существующую в государстве и, к сожалению, в поместных церквях. 

В евангельских вузах по-прежнему наблюдается кризис руководства, существуют глубокие разногласия в вопросах видения и менеджмента, шаткое положение наблюдается в развитии материальной базы, не увеличивается количество абитуриентов. Мнением студентов о качестве и направленности программ зачастую никто не интересуется. Зависимость вузов от помощи западных христиан до сих пор довольно значительна. 

Хотелось бы увидеть у руководителей вузов большее желание идти на диалог, работать во взаимодействии, а не вопреки коллективу преподавателей, не жертвовать “академией” ради достижения краткосрочной экономической выгоды и личных амбиций, и не разбрасываться кадрами: образованными и талантливыми богословами, философами, преподавателями и лидерами. Следует научиться цивилизованно общаться друг с другом, чаще встречаться, обсуждать возникающие вопросы и не принимать деловые по сути разногласия “слишком близко к сердцу”. Нужно научиться сосуществовать даже при наличии разных точек зрения. 

Преподавателям, богословам и руководителям специализированных программ обучения следовало бы более тесно сотрудничать друг с другом, ведь делают они, по сути, одно и то же дело. К сожалению, вместо этого, в академической среде нередко присутствуют соперничество и не созидающая конкуренция. Отсутствует ощущение принадлежности “академиков” к единому научному сообществу, недостаточно свободы для богословских дискуссий и поощрения к свободному творчеству. Возможно, полезно было бы возродить Богословское общество Евразии, похороненное в зачаточном состоянии еще в начале 2000-х. Кто знает, может быть именно это удастся осуществить М.Черенкову? 

Христианским вузам следует обратить внимание на свою миссию – для чего школа существует? Достигает ли она заявленных целей, успешно ли реализуется видение? Необходима ли школа церквям? Есть ли польза от новых программ? Как складывается (или не складывается) жизнь и служение выпускников? 

От ответов на эти вопросы и будет зависеть дальнейший курс действий. Возможно, руководителям школ в СНГ следует заняться поиском успешных моделей управления и положительных примеров стабильности в деятельности христианских вузов, если таковые имеются. Речь, возможно, идет о школах без громких имен, в которых сотрудникам удалось сочетать экономическую стабильность с высокой значимостью “академии”. 

Пока, честно говоря, не совсем ясно, какова роль евангельских богословских школ в СНГ: влияют ли они на формирование богословия в общинах больше, чем иностранные проповедники или руководители-функционеры союзов и ассоциаций церквей? Производят ли вузы существенные академические и практические вспомогающие ресурсы? Почему выпускники христианских вузов разбросаны повсюду как “овцы, не имеющие пастыря”, невостребованные и непригретые, скитающиеся в поисках финансовой поддержки для своего служения? Почему до сих пор не налажена связь между вузами и выпускниками? 

Надеюсь, что те, кто связан с евангельским богословским образованием в СНГ, обратят внимание на выявленные тревожные тенденции и что-то предпримут для того, чтобы преодолеть кризис и, наконец, определиться с тем, какое место занимают христианские вузы в жизни евангельского сообщества в бывшем СССР.


Примечания:

[1] “СПбХУ сменил ректора”. Твоя Библия. http://www.bible.com.ua/news/r/78015 (09.07.2013). 

[2] “С поста ректора СПбХУ ушел В.В. Рыжов”. Веб-сайт Московской центральной церкви ЕХБ.http://mbchurch.ru/news/christian/8578/ (09.07.2013). 

[3] “В.В. Рыжов”. Веб-сайт Санкт-Петербургского христианского университета.http://spbcu.ru/ru/about/rijov (09.07.2013). 

[4] “Гостиничный комплекс и конференц-центр при СПбХУ”. Веб-сайт Санкт-Петербургского христианского университета. http://hotel.spbcu.ru/ (09.07.2013). 

[5] “Об университете”. Веб-сайт Донецкого христианского университета.http://dcu.org.ua/ru/ob_universitete.html (09.07.2013). 

[6] William Yoder, “Moscow’s Russian-American Institute for Sale.” (24.10.2012) Presbyterian Church (U.S.A.). Available from http://www.pcusa.org/news/2012/10/24/moscows-russian-american-institute-sale/(Accessed 9 July 2013). 

[7] “The Future of the IBTS, Prague. Czech Republic. EBF Press-release.” Available fromhttp://www.godgeleerdheid.vu.nl/en/Images/Press-Release-The-Future-of-IBTS_tcm61-289260.pdf(Accessed 9 July 2013). 

[8] Julie Henry, “University of Wales Abolished After Scandal.” (22.10.2011) The Telegraph. Available fromhttp://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/8843200/University-of-Wales-abolished-after-visa-scandal.html (Accessed 9 July 2013).


Автор - основатель и главный редактор "ХМ". Пастор, журналист. Выпускник Georgetown College (B.A.), Beeson Divinity School, Samford University (M.Div.) и Московской богословской семинарии (Th.M.). Докторскую степень в области религиоведения (D.Min.) получил от Samford University (США). Член Ассоциации журналистов Канады.


Источник: Христианский мегаполис

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100