Регистрация / Вход



НЕ ДЛЯ КОСНЫХ

Печать

Роман ФИШМАН

 

Katcnelson_ill

В 2010 году в выступлении по случаю получения Нобелевской премии физик Андрей Гейм отметил, что быстрый прогресс в изучении графена "был бы невозможен без Миши Кацнельсона, который предоставил нам теоретическую поддержку, о которой только может мечтать экспериментатор". В 2013 году вклад Михаила Кацнельсона в "графеновую революцию" получил достойную оценку. Ученый, уже давно работающий в Нидерландах, удостоился самой престижной награды страны в области науки — премии Спинозы.

 

В академическом сообществе он известен и с другой стороны — как человек религиозный. PublicPost поздравил лауреата и обсудил с ним некоторые вопросы физики и веры.


Когда Андрей Гейм и Константин Новоселов получали премию, не было обиды, что вы в число лауреатов не вошли?

Я довольно рано включился в эту работу и, наверное, мое участие было полезным. Но графен все-таки открыл не я, первая публикация, вышедшая в Science в 2004 году, была подготовлена без моего участия. В этом смысле к Нобелевскому комитету никаких вопросов нет: именно Гейм и Новоселов сумели изолировать графен и начать его систематические исследования. Они внесли решающий вклад и были выбраны совершенно справедливо, в этом открытии у нас совершенно разный статус.


В чем состоял ваш вклад в "графеновую революцию" как теоретика?

Представьте, что Колумб открыл Америку, но при нем находился спутник, человек с пером и с пергаментом, который все описал, все назвал и систематизировал. Вот такой вклад. На мой взгляд, роль теоретиков вообще состоит в том, чтобы создавать язык для описания новых явлений. Так и в этом случае, с моей помощью были разработаны и разъяснены те базовые концепции и понятия, которыми оперирует наука в области графена.


Вы православный верующий, что для физика достаточно необычно...

Не знаю, в какой мере это необычно, просто на эти темы в научном сообществе говорить не принято — и, пожалуй, это правильно. Вера — вещь глубоко интимная, так что по собственной инициативе я о ней предпочитаю не говорить. Другое дело, что если задают прямой вопрос, то, конечно, отрекаться нельзя. Да, я верующий православный христианин. И не думаю, что в этом я уникален среди физиков.

Моя вера стала осознанным выбором взрослого человека. Я воспитывался в абсолютно нерелигиозном, а пожалуй, даже антирелигиозном окружении. Как нетрудно догадаться, я вырос в еврейской семье, но это была совершенно обычная, ассимилированная советская семья. Я не был знаком ни с духовными традициями, ни с религиями, и до вполне взрослого возраста никогда даже не сталкивался с верующими людьми. Когда я впервые взял в руки Библию и прочитал ее, мне было уже 24 года.


Это был единовременный переворот в мировоззрении, или он совершался понемногу?

И то, и другое: определенный опыт, постепенно накапливаясь, привел к единовременному перевороту. Для этого есть даже специальное слово — обращение. Это событие, которое буквально "перепахивает" тебя всего, мир меняется, и ты уже живешь с совершенно другим знанием о нем.

Это опыт, безусловно, мистический, о котором я бы не стал говорить, потому что не смогу правильно выразить его словами. Но такое переживание встречается у людей нередко. Во всяком случае, в литературе можно найти немало его описаний.


В вашем блоге недавно промелькнула фраза: "Все что угодно можно изучать как физик". К религии вы подходите тоже как физик?

Совершенно нет, к моей профессии религия не имеет абсолютно никакого отношения. Мы вообще, прежде всего, люди, мы человеческие существа. И лишь потом — представители какой-то профессии. В моей жизни профессия играет огромную роль, но все, что касается веры, — это все-таки вопросы бесконечно более глубокие. Это тот уровень, на котором не важно, физик ты или не физик.


Как уживаются вместе физик на одном уровне, и религиозный "не-физик" на другом?

Примитивная бинарная логика в глубинных вопросах оказывается недостаточной: и физика, и религия могут существовать на совершенно разных уровнях, совершенно не противореча друг другу.

В конце концов мы не плоские двухмерные человечки, которые исчерпываются простейшими описаниями: он физик — значит он такой-то, галочка поставлена. Мы всегда больше, чем наши анкеты, и моя профессиональная деятельность — это одно, а моя внутренняя жизнь — совершенно другое. Где-то в глубине они, конечно, перекликаются и связаны, но на уровне проявлений существуют независимо. Физикой я занимаюсь как физик, а не как религиозный человек. Трудно представить, в чем может быть особенность религиозных занятий физикой.

Хотя самые редкие и ценные моменты в нашей профессиональной жизни — это моменты, когда приходят новые идеи. Откуда мне знать, откуда они приходят? Возможно, это тоже своего рода мистические озарения, в чем-то родственные религиозному опыту.


Вам не кажется, что существует пропасть между, с одной стороны, мистическим и трансцендентным опытом, а с другой — конкретной религиозной традицией с ее нормами и обрядами?

Трудно сказать, как и почему каждый человек приходит к той или иной религиозной традиции. Для кого-то это может быть семейная среда, где он впитывает ее с молоком матери. Для меня, как я говорил, это был выбор уже взрослого человека. У меня был определенный внутренний опыт, с ним надо было что-то делать.

Этот опыт нуждается в организации, иначе тебя буквально разорвет и выбросит в безумие. В человеке начинают действовать совершенно страшные, бешеные силы, которые нуждаются в анализе, в обустраивании, нужна самодисциплина. И оказывается, что вне традиции сделать все это совершенно невозможно. Мне известны примеры людей с безусловно богатым внутренним опытом, которые пытались справляться с ним самостоятельно — и это оказалось прямой дорогой к безумию. Традиция необходима, чтобы обуздать внутренний духовный опыт, ввести его в рамки, плодотворно с ним работать.


Но традиция требует веры, скажем, в телесное воскресение?

Почему бы и нет? Хотя лично для меня вопросы загробной жизни отнюдь не являются главной движущей силой веры. Важнее то, что делать с жизнью нынешней, как справляться с тем, что происходит здесь и сейчас. Ну а если к этому прилагается такая награда, как вечная жизнь, это замечательно.


Не противоречит ли это той же самой физике?

Занимаясь физикой профессионально, я прекрасно понимаю, насколько трудно понять что-то как следует, до конца. Мы никогда не претендуем на полное понимание даже такой простой системы, как графен. Тут же речь идет о вещах бесконечно более сложных и серьезных.


Будучи прихожанином Русской православной церкви, как вы относитесь к ее современному положению и роли в жизни России?

Мне кажется, проблема в том, что люди извне не до конца понимают, для чего верующему вообще нужна церковь. По большому счету, она нужна только для таинств — чтобы таинства были действительными, чтобы ты должным образом проходил исповеди, причастия, чтобы они помогали твоей душе, снимали грехи, укрепляли веру. Пока нет оснований сомневаться в том, что это работает, все остальное в жизни церкви — это просто светская хроника.

Если же мы немного вспомним историю церкви, то в самом начале все эти дискуссии велись очень ожесточенно. Некоторые полагали, что действительность или недействительность таинств напрямую зависит от личных качеств священника. С ортодоксальной точки зрения, это ересь. Мы, православные, считаем, что в личной жизни священник может быть каким угодно. Конечно, если он будет человеком недостойным — это огорчительно. Но если он служит по правилам, это не мешает благодати действовать через него.

В конце концов нам прямо запрещено судить других людей, в том числе и священников. Если есть грехи, то это их беда, они за это ответят, возможно, достаточно страшно ответят. Но думать о них и судить их за это для нас — занятие совершенно не душеспасительное. Свои грехи считать надо.

Я хожу в церковь, чтобы исповедаться, причаститься, мне надо к этому готовиться, надо проделать определенную внутреннюю работу. По совсем большому счету, мне от нее ничего больше не надо: социальная роль церкви в круг моих интересов не входит.


Вы действительно ощущаете, что церковь позволяет вам совершать определенную духовную работу?

Ну, во всяком случае, я веду напряженную внутреннюю жизнь, и еще не сошел с ума. Я считаю себя счастливым человеком и в личной жизни, и в профессии, я приобретаю новый духовный опыт. Все работает нормально — чего ж еще надо?


Как к вашей вере относятся коллеги-ученые?

Тема эта, как я уже говорил, достаточно интимная, без крайней необходимости говорить об этом не принято — в конце концов коллеги ценят меня не за это. Конечно, есть люди, которые меня и в этом понимают, есть и те, которые не понимают, но относятся хорошо или нейтрально. И есть, конечно, некоторые, кто никак не может с этим смириться.


Вы не ощущаете на себе такого ярлыка, что "раз верующий — значит не совсем ученый"?

О том, какой я ученый, имеет моральное право рассуждать, может, сотня человек в мире, не больше. Остальные при этом лишь выставляют себя не в лучшем свете, поскольку их вклад в науку с моим несоизмерим. Так что к таким мнениям я не очень прислушиваюсь. А серьезные специалисты, сопоставимого со мной уровня — это люди все-таки, как правило, очень неглупые, и они вполне понимают, что о классе научного работника надо судить по его научным работам. Его вера к физике отношения не имеет.


Источник: PublicPost

Комментарии  

#7 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХА.М.Крайнев 06.07.2013 00:04
И ещё P.S. на последний абзац.
Цитата:
О том, какой я ученый, имеет моральное право рассуждать, может, сотня человек в мире, не больше. Остальные при этом лишь выставляют себя не в лучшем свете, поскольку их вклад в науку с моим несоизмерим.
Допустим. Хотя, полагаю, что всё же немного больше, чем сотня. Да, самолюбование - тоже классическая человеческая черта, но пытаться возвеличить себя лишь до сотни избранных - некоторый перебор.

Цитата:
А серьезные специалисты, сопоставимого со мной уровня — это люди все-таки, как правило, очень неглупые, и они вполне понимают, что о классе научного работника надо судить по его научным работам. Его вера к физике отношения не имеет.
Что ж, будем надеяться, что в мире присутствует хотя бы сотня человек, которые "очень неглупые". То, что "вера к физике не имеет отношения", - заявление разумное. Но неужели из 6,5_миллиардов это понимает лишь "сотня человек"? Если так, то это - полный крах человечества...
Цитировать
#6 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХА.М.Крайнев 05.07.2013 12:31
Окончание.

Математика устроена по-другому. Математик строит некий абстрактно-вымышленный идеализированный мир, внутри которого и проистекает его профессиональная деятельность. Чистому математику совершенно безразлично, отображает ли то или иное математическое соотношение реальный объект или явление, или это соотношение – полная абстракция, вымысел. Примитивный пример. Закон всемирного тяготения описывается соотношением
F=k*M*m/R^2

Но можно построить бесконечное количество других, совершенно произвольных, соотношений, связывающих эти же величины. И для чистого математика все такие соотношения, включая приведённое, будут иметь совершенно равноценный интерес (или не будут иметь никакого интереса).
А вот с т.з. науки, смысл имеет – одно и только одно, поскольку только это конкретное соотношение корректно связывает между собой НАБЛЮДАЕМЫЕ величины.

Наука – это отображение РЕАЛЬНОГО Мира. Учёный живёт в РЕАЛЬНОСТИ и соотносит свои построения с РЕАЛЬНОСТЬЮ. Иначе он перестаёт быть учёным.

А вот деятельность чистого математика проистекает в абстрактно-вымышленном мире. И эта деятельность может наложить отпечаток на его мировосприятие, склоняя его и в других вопросах уходить в абстрактно-вымышленные «миры».
Цитировать
#5 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХА.М.Крайнев 05.07.2013 12:29
Продолжение.

Да, Кацнельсон остаётся учёным, несмотря на наличие у него религиозной веры. Но утверждение, что для него вера – это «вопросы бесконечно более глубокие [чем наука]», говорит о том, что его внутренний мир всё же «настроен» на то, чтобы придавать религиозным вымыслам даже более высокий приоритет, чем научным знаниям. И здесь имеется вероятность того, что со временем эти вымыслы начнут влиять на его научные взгляды, т.е. он может перестать быть учёным.
Это первый вывод.

Есть и второе.
Кацнельсон называет себя физиком. Но, скорее, он не столько физик, сколько математик. И в этом – одна из причин, которая могла подвигнуть его к религии. Конечно, эта причина не единственная (не каждый математик становится религиозным), но в каких-то случаях может оказаться существенной.
Физика, да и вообще любая (естественная) наука имеет дело, в первую очередь, с НАБЛЮДЕНИЕМ объектов, явлений, событий существующих и проистекающих в окружающем нас Мире. На основе наблюдений, учёный строит модели этих объектов, явлений, событий. Эти модели могут быть описаны словесно, а в некоторых, не столь уж многих случаях, КОНКРЕТНЫМИ математическими соотношениями. Но в любом случае, без наблюдаемого объекта – нет науки. Наука – это построение ДОКАЗАТЕЛЬНЫХ моделей НАБЛЮДАЕМЫХ объектов, явлений, событий.
Цитировать
#4 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХА.М.Крайнев 05.07.2013 12:24
Начало.

Учёный – обычный человек, не лишённый каких-либо присущих человеку психологических особенностей. И эти особенности определяются не только профессией, но и множеством других факторов. Даже очень успешный учёный не застрахован от влияния тех или иных мистических представлений. И не каждый способен распространить методы, применяемые им для решения научных задач, на всю мировоззренческую сферу в целом.
Верующий человек может быть учёным лишь в том случае, если внутри своего сознания ему удаётся радикально отделять доказанные научные знания от бездоказательных религиозных верований. Если - не удается, и он начинает смешивать знания с верованиями (не только религиозными), то он превращается в лжеучёного.
Кацнельсон говорит, что ему это удаётся:
Цитата:
«…к моей профессии религия не имеет абсолютно никакого отношения. Мы вообще, прежде всего, люди, мы человеческие существа. И лишь потом – представители какой-то профессии. В моей жизни профессия играет огромную роль, но все, что касается веры, – это все-таки вопросы бесконечно более глубокие. Это тот уровень, на котором не важно, физик ты или не физик».
Цитата:
«В конце концов мы не плоские двухмерные человечки, которые исчерпываются простейшими описаниями: он физик — значит он такой-то, галочка поставлена. Мы всегда больше, чем наши анкеты, и моя профессиональная деятельность — это одно, а моя внутренняя жизнь — совершенно другое. Где-то в глубине они, конечно, перекликаются и связаны, но на уровне проявлений существуют независимо. Физикой я занимаюсь как физик, а не как религиозный человек. Трудно представить, в чем может быть особенность религиозных занятий физикой».
Цитировать
#3 Логика супермаркетаПоссевин Андрей Ярославич 03.07.2013 08:37
Ежели, пришед в супермаркет, обретаю в оном потребные мне молоко и яица необходимой свежести, то какой мне резон знать, что директор оного торжища блудит с продавщицами, али в свободное от трудов время грабит прохожих, али развлекается злонамеренными поджогами, ежели, конечно, он не мой кошель срежет, али не под мою стреху пустит красного петуха. Нидерланды от России-матушки далече и перелетом нанопыли отседа туда или обратно можно пренебречь, поелику сказанный перелет с удобством включен может быть в ошибку измерения. А в Нидерландском королевстве ни один батюшка мне покеда не сообщал, что я не "православный", а "пгавославный" и что Богородица за жидов молиться не собирается, как о том пишет светоч православия Феодор Михайлович Достоевский. И о сем, стало быть, непщевати было бы мне всуе, сиречь не полезно духовно. О сей посох веры опершись и прияв премию от богоненавистных шведов-люторов, стою бодро и чаю жизни будущаго века, о коем, впрочем думаю мало, а вернее сказать, не думаю вовсе, поелику оная в ином измерении обретается и мы с ей друг другу нимало не мешаем. Аминь.
Цитировать
#2 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХА.М.Крайнев 02.07.2013 23:51
Интересное и достаточно показательное интервью, требующее несколько развёрнутого комментария. К сожалению, немедленно не располагаю достаточным временем для такого комментария. Постараюсь не забыть об этом интервью, когда такое время появится.
Цитировать
#1 RE: НЕ ДЛЯ КОСНЫХЗеленецкий Юрий Георгиевич 02.07.2013 19:32
Правы мусульманские святые: "Три вещи вредны для государства: глупый ученый, набожный невежда и мулла лицемерящий..."
Жили бы они сегодня, они сказали бы так: "Три вещи вредны для человечества: глупый ученый, набожный невежда и мулла лицемерящий...."
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал