Двадцать первого мая, в отечественном МИДе был проведен прием, посвященный светлому дню Пасхи, хотя, Православная Пасха, вроде как, отмечается 5 мая. Что, в общем-то, не удивительно, каждый человек, в том числе глава МИДа Сергей Викторович Лавров вправе поздравлять и Патриарха и верующих, хотя бы и с некоторым опозданием. Текст и видео поздравления размещены на официальным сайте МИДа, и резонно предположить что, это не просто поздравление, а официальная позиция нашей власти.
Эту речь можно охарактеризовать программной, так как многое в ней, как кажется, было нацелено на будущее «...совместные усилия требуют формирования соответствующей ценностной основы, которая обеспечивала бы взаимное доверие и позволяла наладить работу с прицелом на длительную перспективу».
В выступлении было сказано следующее: «В условиях беспрецедентного по своему размаху переходного периода, который переживает мир, особенно необходим своего рода духовный „якорь“, удерживающий в созидательной системе координат». Вероятно, глава ведомства имел в виду себя, и говорил про свой духовный «якорь», потому что, у нас церковь отделена от государства, а государственный служащий не может оказывать предпочтение какой-либо из конфессий. Согласно указа Президента № 885 от 12 августа 2002 года, государственные служащие, к которым относится глава МИДа, должны «не оказывать предпочтения...», «соблюдать нейтральность...».
Руководитель министерства продолжил говорить: «Убежден, что попытки создать такой фундамент при опоре на какую-либо одну шкалу ценностей, в том числе ценностей светской культуры, — это путь в тупик». Это заявление совершенно непонятно, так как противоречит конституционной норме светскости государства (ст. 14 Конституции РФ) так же статья 4/1 закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Видимо, чтобы не осталось никакого сомнения, глава ведомства добавляет к вышесказанному: «Распространившийся воинствующий секуляризм, который, будем откровенными, фактически претендует на место религии в обществе и продвигается с мессианской настойчивостью, равнозначен стремлению навязать собственные взгляды всему человечеству». Исходя из этих слов, можно предположить что, под теми кто «пытается навязать собственные взгляды» имеются в виду все атеисты и агностики?
В заключении глава российского МИДа подчеркивает: «Наше Министерство будет и впредь наращивать многогранное партнерство с Русской Православной Церковью на международной арене, а наши совместные усилия будут способствовать продвижению в международных отношениях принциповверховенства права и справедливости, укреплению уникальной созидательной роли, которую Россия в соответствии с нашими многовековыми традициями играет в мировых делах».
Как мне кажется, ни один государственный служащий за предыдущее 20 лет, так откровенно, как руководитель Министерства Иностранных Дел, не высказывался против светского характера власти. Видимо, посчитали что, пришло время объявить нам об этом решении... и потом, возможно, поставить на «духовный» якорь.
Однако, специалисты скептически относятся к замене старой идеологии на новую, с религиозным оттенком, чем закончится такой идеологический казус трудно предсказать.
При всем уважении к должности и деятельности выступавшего, к его функциям международного представителя России, столь странное отношение к конституционным нормам, нуждается в более подробном объяснении. Последует ли оно?
Источник: Эхо Москвы
Комментарии