Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 260 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В ТЕНИ КЛЕРИКАЛИЗАЦИИ

Печать

 

16 мая 2013 года на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации Комитет госдумы по обороне провел научно-практическую конференцию по теме: "Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы)". В мероприятии принимали участие заинтересованных государственных структур, международных организаций, российских ВУЗов, депутаты ГД РФ и др. Участником конференции доцентом кафедры  ВУНЦ  СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессором Академии военных наук С.В.Иванеевым подготовлена статья по материалу его выступления на форуме.


Сергей ИВАНЕЕВ


конференция

Актуальные проблемы реализации свободы совести в Вооруженных Силах Российской Федерации


«Нравственность, умеющая ходить только на религиозных костылях, начинает хромать, когда лишается их». (Г.В. Плеханов, «История русской общественной мысли»,  О религии и церкви. Избр. произв., стр.506.)


Для сегодняшнего этапа военного строительства в нашей стране характерно возрастание роли гуманизации, сущность которой состоит в заботе об обеспечении жизни человека как главного субъекта возможной вооруженной борьбы. В заботе о воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил, о создании благоприятных условий для жизни человека в системе военно-социальных отношений[i]. Социальные процессы, происходящие в военной организации государства, как объект государственного воздействия требуют новых способов – и институтов управления, и правового регулирования, и совершенствования организации воспитательной работы.

Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной и, в том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, другой Родины нет. Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато.

В последние годы об опасениях такого рода много говорилось и писалось в СМИ, поэтому нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже диагностировать заболевание российской армии.

То, что мне ранее неоднократно приходилось определять это «заболевание» клерикализацией[ii], неизменно вызывало нескрываемое негодование, как со стороны представителей религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, интересно, что весь набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно, что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы» и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от них ничего, кроме пустых слов.

Как известно, в Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В. от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка:

«Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России в первую очередь, безусловно, должны быть военнослужащие, весь без исключения командный и рядовой состав Вооружённых сил РФ – армии и флота. Задача формирования нравственных и гармоничных людей – ответственных граждан, из которых и может состоять цивилизованное гражданское общество, не нова и является практической работой в большинстве государств современного мира. Для этого в них постоянно работает система гражданского образования, отсутствующая, к сожалению, в нашей стране, что делает реализацию вышеприведённой целевой установки Послания Президента РФ практически невыполнимой.

Поэтому, повышение уровня сознания военнослужащих посредством обучения современным гражданским знаниям, изменение парадигмы общественного развития – с превалирования насаждения «страха Божьего, страха как нравственной категории»[iii] и наказания граждан на более действенную: их воспитание, обучение и просвещение, является главной задачей военно-политического руководства страны.

Одной из опасностей рискованного эксперимента по внедрению различных религиозных культов в Вооруженные силы является то, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам требуется установить в информационно-воспитательной работе, в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение № 3 к приказу министра обороны РФ 2004 года № 70).

Воины армии XXI века как сознательные личности должны формировать свое мировоззрение, опираясь на научные представления и факты. Это предполагает освобождение сознания военнослужащих, от каких бы то ни было иллюзий о боге, пророках, святых, об аде и рае, предполагает их освобождение от комплексов и предубеждений в отношении разного рода «иноверцев и иноплеменников» и т. д.

Об этом достаточно подробно и много пишется на страницах печати.

В результате реформ Вооружённые Силы были разделены на стратегические силы, управляемые по старинке, т.е. полностью централизованные, и тактические силы, допускающие возможность максимальной самостоятельности в их применении. Однако на сегодняшний день тактические силы полностью исключают возможность в создании группировок войск на угрожаемых операционных направлениях в целях отражения агрессии противника. А если коснуться запасов вооружения и военной техники и других материальных средств, то явно просматривается утрата и мобилизационной готовности страны.

Исходя из этого, все содержание учебного процесса военных академий уже сейчас должно быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы.

Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного образования - дать базовую подготовку и сформировать современное мировоззрение военного руководителя, способного рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т.е. как систему и создавать новое, а затем четко управлять войсками в самой сложной, быстро меняющейся обстановке.

Но вместо этого Министерство обороны РФ вовремя проведения учебно-тренировочного сбора по воздушно-десантной подготовке с военными священниками в Рязанском училище ВДВ имени генерала армии В.Ф.Маргелова осуществляет прыжки с парашютом священников ВДВ, которые состоят на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими «для поднятия боевого духа бойцов».

Апофеозом абсурда и скудоумия явилось десантирование из самолета Ил-76 на парашютной платформе сборно-разборных конструкций полкового мобильного храма, который священнослужители собрали на площадке приземления[iv]. Десантирование храма осуществилось при помощи стандартной парашютной платформы «П-7», используемой для десантирования военной техники и грузов и включало модуль жизнеобеспечения храма, помимо дизель-генератора мощностью 6 кВт также холодильник, кондиционер, мультимедийный блок - видеопроектор, звукоусилительную аппаратуру и другие аксессуары.

А ведь финансирование из бюджета подобных «учений» является нарушением 14-й статьи Конституции РФ и нарушением прав налогоплательщиков, в том числе военных пенсионеров.

Тем более Воздушно-десантные войска (ВДВ) - род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника, где надо не молиться, погрузившись в религиозные иллюзии и встав на колени в рабскую позу, а выполнять поставленную боевую задачу.

Да, сегодня, правда, из лекций богословов и духовенства выведено понятие «раб» в его социальном смысле, зато заменено понятием «раб божий».

Что же изменилось в сущности морального содержания раба?

Единственное то, что в условиях отсутствия рабовладельческих отношений нет и рабов как «говорящего орудия» (Аристотель), зато сохранен смысл рабской зависимости верующего от идеи божества. Понятно, что, в силу догматической сущности религиозного сознания, верующие военнослужащие не вникают в подобные «перевертыши» религиозной морали и, забыв о своем достоинстве человека, продолжают оставаться рабами по духу: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу…» - (Ефесянам 6:5-8).

Все это происходит, несмотря на то, что светский характер государства - одна из важнейших основ конституционного строя РФ.

Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст. 14 Конституции РФ о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований.

Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции РФ. По закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции.

По мнению сопредседателя Института свободы совести С.А. Бурьянова, «имеющие место в современной России системные нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства, а также политическая коррупция в отношениях государства и религиозных объединений делают невозможными свободные, честные и легитимные выборы»[v].

Наряду с конкретными фактами нарушений свободы совести С.А. Бурьянов назвал их причины: неадекватность научной разработанности проблематики, слабое качество законодательства, антиконституционные тенденции законотворчества, проблемы на уровне судебной и следственной практики, репрессивную политику федеральной и местных властей; ксенофобию и ангажированность некоторых политических деятелей, общественных и религиозных организаций, СМИ.

Вместе с тем, сегодня по политическим и идеологическим причинам нельзя сбрасывать со счетов и актуальность религии в наши дни. При этом ее как культурный феномен, переживающий сегодня кризис, важно и не игнорировать, и не переоценивать. Многовековой опыт религиозного манипулирования людьми - явление не менее объективное, чем религиозная идеология. Поэтому интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы, при поддержке высших чиновников нельзя считать явлением эпизодическим.

Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется недальновидной. Это создает предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Основного закона Российской Федерации.

Таким образом, представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ[1].

 

 



[i] См.: Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1997. С. 21-28.

[ii] http://vpk-news.ru/authors/1367

[iii] См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1501407.html

[iv] http://www.youtube.com/watch?v=cjA3Uop1HPU

[v] http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=939

[1] Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М., 2007.

 

ReligioPolis



Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100