Владимир МОРОЗОВ
Прошло ровно 5 лет с того момента как Александр Коновалов возглавил Министерство юстиции, и 4 года с того времени, как он сформировал при Минюсте новый экспертный религиоведческий совет. Как за это время изменилась деятельность Минюста в сфере контроля религиозных организаций?
Министерству юстиции априори полагается быть беспристрастным и объективным. Ведь именно это ведомство отвечает за экспертизу, регистрацию и контроль деятельности некоммерческих организаций. Минюст обеспечивает надлежащий порядок деятельности судов, адвокатской деятельности и нотариата. Проводит антикоррупционную экспертизу и выполняет множество других значимых функций, которые требуют наличия у чиновников Минюста важнейшего качества – беспристрастности.
Именно за это качество судья может заслужить искреннее уважение; это качество может позволить полиции добиться признания обществом; этого качества ищут граждане в депутатах и из-за отсутствия этого качества у ключевых чиновников тут и там возникают протестные демонстрации.
Это во власти Минюста – решать, сможет ли религиозная организация вести свою деятельность полноценно или будет обречена на существование в полулегальном виде, погруженная в многолетнюю череду подачи и получения отказов в своей регистрации. В чем же кроются причины ситуации, когда организации, в религиозном статусе которых нет сомнений, и которые существуют в России много десятков лет, никак не могут получить официальную регистрацию, и вынуждены вовлекаться в череду судебных разбирательств, вплоть до Европейского суда по правам человека?
Министр юстиции должен служить образцом поведения для сотрудников своего ведомства. Но, к сожалению, в религиозной сфере мы видим значительный «перекос» интересов в сторону Русской Православной Церкви. Министр юстиции Александр Коновалов – глубоко верующий православный христианин. Ещё в 1992 году, будучи в возрасте 24 лет, он принял крещение. Тогда А. Коновалов работал следователем прокуратуры Выборгского района Санкт-Петербурга, а позже – став в 2005 году полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе – начал открыто отдавать предпочтение православной вере, выступать на православных мероприятиях. Тогда даже произошел скандал – глава Духовного управления мусульман Нижегородской области обвинил Коновалова в дискриминации мусульман в пользу РПЦ из-за того, что впервые не был приглашен на торжества, устраиваемые в День России, тогда как местный православный иерарх на празднестве присутствовал в качестве одного из главных действующих лиц. В СМИ сообщается, что А. Коновалов скорректировал своё поведение по отношению к мусульманам после этого случая.
Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы быть религиозным человеком, особенно если это помогает вести более нравственную жизнь и, будучи чиновником, не мешает проявлять уважение к другим конфессиям. Возможно, мнение А. Коновалова по отношению к другим религиозным организациям изменилось после того как в начале 2000-ых он заочно получил богословское образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. С 1995 года в этом университете преподает Александр Леонидович Дворкин, который возглавляет кафедру сектоведения (упразднена в 2012 году). Не иначе как с подачи Дворкина в 2007 году А. Коновалов представил свой доклад на конференции FECRIS в Гамбурге.
FECRIS – это федерация европейских антикультистов, учрежденная во Франции в 1994 году. Основное её предназначение – борьба с нетрадиционными религиозными организациями. FECRIS часто подвергается жесткой критике за нарушения фундаментальных прав человека, а отдельные её члены подвергались уголовному преследованию в различных странах Европы за клевету и попытки насильственного изменения религиозных взглядов людей.
В мае 2008 года А. Коновалов был назначен на должность Министра юстиции. А ровно через год – в мае 2009 года – его приветственным словом была открыта конференции FECRIS, состоявшейся на этот раз в Санкт-Петербурге. На этой конференции А.Л. Дворкин был избран вице-президентом FECRIS. (на фото А. Коновалов и А. Дворкин (в центре второго ряда) с другими участниками конференции FECRIS)
За месяц до этой конференции у А.Л. Дворкина случился ещё один карьерный подъем. В апреле 2009 года был полностью пересмотрен состав Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции и вместо уважаемых ученых-религиоведов в Совет вошел ряд антикультистов, а Дворкин стал его председателем. Сложно предположить, что такой Совет может выдать объективное суждение, когда председатель и минимум 6 его членов известны тем, что «поливают грязью» различные религиозные организации. Кроме того, 14 из 24 членов Совета (включая председателя) являются православными верующими.
После того как стало известно о новом составе Совета, российские правозащитники и религиоведы начали бессрочную акцию «Инквизиторам – нет!», направленную против присутствия «сектоборцев» в составе Совета. Акция собрала более 13 000 подписей. Позднее, в июле 2012 года, был организован другой сбор подписей против присутствия А.Л. Дворкина в Совете – более 6000 поставили свои подписи под петицией.
Обращения, направленные в ходе обоих акций на имя Министра юстиции А. Коновалова, не дали ожидаемого результата. А.Л. Дворкин и другие антикультисты продолжают состоять в Совете и в то же время заниматься очернением неправославных религий. В феврале 2013 года Дворкин даже прочитал лекцию на тему «История ислама. Нерассказанные истории», вызвавшую резкую критику со стороны мусульманских религиозных лидеров в связи с допущенными Дворкиным вульгарными выражениями и историческими неточностями.
Похожая ситуация имеет место и с Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Минюста по Москве. Председателем этого совета является Виктория Алексеевна Бурковская – адвокат Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Ещё в 1998 году Бурковская написал статью о «тоталитарных сектах» и в более поздних своих работах негативно отзывается о различных религиозных организациях.
В этот же Совет при Минюсте Москвы вошел Игорь Владиславович Понкин – православный религиозный активист и антикультист. Как эксперт он участвовал в скандальном деле Pussy Riot – именно его заключение, сделанное совместно с двумя другими экспертами, и легло в основу обвинительного приговора для участниц этой группы, устроивших выходку в Храме Христа Спасителя. Выступать против различных религиозных движения Понкин начал ещё в начале 2000-ых.
(на фото Понкин И.В. выступает на православной конференции с докладом «Средства редуцирования незаконной деятельности оккультно-религиозных сект в России»[i]
В апреле 2013 года в Совете при Минюсте Москвы произошел интересный случай. Когда члены Совета собрались на своё первое совещание в рамках проведения экспертизы по Саентологической Церкви Москвы, то оказалось, что это совещание ведет совсем не Председатель Совета, как это устанавливает регламент, а Татьяна Валерьевна Вагина – заместитель директора Департамента по делам НКО Минюста РФ. Кроме того, что это серьезное нарушение регламента работы Совета, да и явный признак необъективности его работы, вызвал интерес и другой момент – почему чиновник Минюста РФ вмешивается в работу Совета при Управлении юстиции по Москве по делу, касающемуся саентологов?
Поиск в интернете пролил свет на одну интересную деталь. Вот что сообщает сайт patriarchia.ru: «За труды в сфере взаимодействия Министерства юстиции РФ и Русской Православной Церкви заместитель директора департамента по делам некоммерческих организаций Минюста Т.В. Вагина удостоена медали преподобной Евфросинии Московской». Какие именно ТРУДЫ в публикации не уточняется.
Вместе с ней награду поменьше (Патриаршую грамоту) получила Болгарина Ирина Вадимовна – начальник отдела регистрации и контроля деятельности религиозных организаций Департамента по делам НКО Минюста РФ.
Болгарина – именно тот человек, на котором лежит бремя ответственности за регистрацию любых религиозных организаций на территории России. Вагина же является её непосредственным руководителем. Могут ли их награды указывать на ангажированность? Непосредственно, не могут. Но оказалось сложным найти результаты их трудов по взаимодействию Минюста РФ с другими религиозными организациями, которые вполне того заслуживают.
Нетрадиционным религиозным организациям всё ещё приходится прилагать гигантские усилия, добиваясь права на получение официальной регистрации и права на своё существование в принципе. Хочется, чтобы религиозные предпочтения чиновников Минюста никак не отражались на объективности работы этого ведомства.
Важные слова по этому поводу в сентябре 2006 года сказал Александр Коновалов главному редактору православного журнала Фома:
«Я думаю, что вера должна обеспечить, в первую очередь, цельность человека – его натуры, его характера, его образа жизни, его образа действий. Действительно, вера должна проявляться во всем. Может быть, не выпячиваться, не демонстрироваться напоказ; но она должна быть именно тем движущим фактором, который человека заставляет действовать так, а не иначе. Быть честным, быть порядочным, быть компетентным и эффективным специалистом, в конце концов.
<…>
Я думаю, что в большинстве ситуаций все же можно достичь такого уровня внутренней целостности, когда религиозные убеждения не вступают в конфликт с гражданским долгом.»
Эти золотые слова были сказаны А.Коноваловым, когда он был полномочным представителем Президента в Приволжском федеральном округе. Хочется надеяться, что Александр Владимирович сумеет найти в себе мужество не следовать основанным на небылицах подсказкам антикультистов, а иметь собственный взгляд на вещи и собственное мнение. Это могло бы помочь ему не только следовать лично высказанным здравым идеям, но и реализовать их в работе своего Министерства.
[i] Конференция состоялась 15-16 октября 2012 года в Николо-Угрешской православной духовной семинарии (http://www.nupds.ru/index.php/2012-01-20-19-18-58/245-2012-10-16-124506, фото взято здесь же).
Комментарии
_-_-_
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
_-_-_
Статья 29
..
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
..
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
(ссылка http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm)
_-_-_
Если людям _просто_ чаще на глаза будет попадаться цитата из одной или другой статьи конституции - то это заставит человека подумать, а ведь я действительно могу думать что хочу и верить во что хочу, рассказывать (не оскорбляя "конкурентов") о том, во что верю и требовать, чтобы не оскорбляли мою веру...
Вот что нужно усилить сегодня.