Псевдоисторическое мифотворчество, апробированное ранее на материале представлений о роли "титульной религии" православия, которые внедряются в общественное сознание вопреки фактической истории этого религиозно-политического института в стране, намереваются распространить на всю историю России. Публикация центральной газеты сообщает о запланированной политиками кампании по вульгаризации отечественной истории в процессе преподавания одноименной дисциплины в средней школе. По логике нового "краткого курса" гражданам намереваются предложить "единую концепцию" в толковании истории собственного народа и государства, которая заведомо не может быть достоверной. Аналогичные проекты по идеологизации образования, как свидетельствует о том исторический опыт, оказывались неизменно деструктивными в отношении социума, помогая ему деградировать.
Владимир Путин поручил правительству подготовить единую концепцию школьного курса отечественной истории к 1 декабря нынешнего года. Премьеру Медведеву не позавидуешь. Учебники, как ранее указывал Путин, должны быть интересными и при этом не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это задача, которую нельзя выполнить честно.
Россия — страна с противоречивыми взаимоотношениями между сословиями и народами, что не может не порождать разные, иногда противоположные взгляды на события прошлого. Одна и та же дата может быть праздником для одной части общества и днем траура для другой. Например, 23 февраля — это день сталинской депортации чеченского народа и День защитника отечества. Даже отношение к таким отдаленным во времени событиям, как подчинение Твери, Новгорода и Казани Москве, — разное в разных регионах страны.
Преподавание истории в школе — непростая проблема. Это не только школьная дисциплина, которая дает ученикам основные знания о прошлом. Французский историк Марк Ферро в книге «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» писал, что освещение истории в школе отражает мнение общества о себе. Вместе с семейными преданиями и иной информацией о прошлом оно создает коллективную память. Учителям не следует смотреть на детей свысока, считать себя носителями истины. Они должны пробуждать мысль школьников, стимулировать тягу к изучению истории страны через прошлое семьи, отдельных артефактов, родного города или деревни.
Тем не менее единая концепция преподавания отечественной истории в школе все-таки возможна. Возможна именно в том случае, если она не навязывает единую точку зрения на прошлое и не шельмует альтернативные взгляды.
Авторитетные историки должны доказать первым лицам государства, что в преподавании предмета в школе (да и в вузах) пора отойти от государствоцентричной картины прошлого. В центре внимания должна быть жизнь больших и небольших групп населения, даже отдельных семей и личностей, важно показать изменения в судьбах людей, вызванные великими и трагическими событиями истории, политикой государства. Новые принципы преподавания истории должны предполагать объективность, основанную на детальном изучении источников. Следует честно отразить ошибки государственной политики, преступления власти и ее представителей против граждан, социальных групп и целых народов, рассказать о мужестве одиночек и небольших сообществ, сопротивлявшихся террору, поднимавших голос против несправедливости. Это страховка от тиражирования прежних ошибок в настоящем и будущем. Красивая ложь о светлом прошлом, не объясняющая причин поражений и трагедий страны, подходит для мифотворчества, но она плохой фундамент для крепкой национальной идентификации. Ложь официальной историографии, отмечает Ферро, приводит к ее столкновению с коллективной памятью, порождает недоверие к государству и научному знанию.
Есть опасность, что правительство и часть историков воспримут слова главы государства как госзаказ на новое издание «Краткого курса истории ВКП(б)» (отредактированная Сталиным мифологизированная история партии, обязательная к изучению в СССР). Повторимся: честно эту задачу решить нельзя. Да и навязать людям нечестную книгу в современной России тоже нельзя.
Источник: Ведомости
Комментарии