Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



А НЕ ПОДАТЬСЯ ЛИ В МОНАСТЫРЬ?

Печать

Владимир РОСЛОВ

 

Монастырь. фото Сергея Брага

1

Монастыри. Их столько теперь появилось на необъятной Руси, что возникла потребность в выпуске специальных географических карт, на которых бы они обозначались. Такие карты теперь есть во славу Бога. А какая жизнь в монастырях? Мы, как граждане, многое ли о ней знаем? Так же ли нам известно о жизни монахов, как скажем, о жизни рабочих разных профессий, крестьян, военных, учёных, полицейских, да мало ли кого ещё, о ком денно и нощно вещают и телевидение и радио, пишутся статьи, очерки, большие и малые книги, снимаются фильмы, ставятся пьесы?

Помнится, долгое время с успехом во МХАТе шёл спектакль о сталеварах. Он так и назывался «Сталевары». Вроде бы малопривлекательное название. Но ничего, смотрелся. Неплохо мы осведомлены о жизни в заведениях, культурно величаемых пенитенциарными, поскольку очень приличная часть нас, граждан самой вольной страны, имела счастье или несчастье в них поперебывать. А кто не удостоился чести непосредственного знакомства с ними, тот имел и имеет прекрасную возможность познакомиться с их содержательной и романтичной жизнью при помощи ставших классикой произведений Солженицына, Шаламова, Довлатова и других, менее известных авторов. Да и фольклора на эту тему у нас накоплено более чем достаточно. Пой песни, пой.

А вот про монашескую жизнь столь богатой информацией мы не располагаем. И песен о ней не поётся. Так, какие-то отрывочные сведения, конечно, имеются. Но целостного, устойчивого представления о монастырском житье у нас, можно сказать, нет. А интересно было бы познакомиться с ним.

Современный монастырь – это загадка. И загадка не менее ясная, чем прежние монастыри из «проклятого царского прошлого». О старых монастырях нам худо-бедно, но что-то известно из классической литературы. Есть и религиозные книги о монастырях. В них много мифологии. Тем не менее, из них можно почерпнуть и что-то реальное. Внутренняя же жизнь воссозданных сегодня монастырей РПЦ МП покрыта плотной таинственной завесой. Художественное творчество её практически не коснулось. В одном из последних романов Людмила Улицкая делает свою героиню монашкой. Но непосредственно о монашеской жизни писательница мало что рассказывает.

Невольно вспоминается «Мцыри». В школе мы все узнали, что герою гениальной поэмы Лермонтова жизнь в монастыре, мягко говоря, не понравилась. Все свои недюжинные силы он израсходовал на то, чтобы с нею расстаться. Смерть Мцыри вызывает чувство мучительной жалости. Но даже смерть представляется более благоприятным итогом, чем продолжение жизни юноши в обители. И хотя поэт не рассказывает нам обо всех неприятностях монастырской жизни, мы можем предположить, что они были. От добра добра не ищут. Во-первых, монастырь – русский, а мальчик – не русский. Во-вторых, история с Мцыри случилась ой как давно, и можно думать, что монастыри с тех пор изменились к лучшему, стали гуманнее. Да и сам герой был необыкновенной личностью, наделённой обострённым чувством свободы. К тому же, не следует забывать, что романтические произведения лишь отчасти касаются повседневной реальности. Художник-романтик, следуя традициям великого лорда, решает особые задачи и имеет право прибегать к субъективным способам отражения действительности. Он создаёт искусственный мир, в котором герои проявляют себя наиболее выразительно. Короче говоря, по поэме Лермонтова о жизни в монастырях, тем более, современных, судить нельзя. Можно жестоко ошибиться как в ту, так и в другую сторону.

Да, пишется ныне о монастырях немного. Да если и пишется, то не о жизни в их стенах. Передаётся обычно история монастыря в её героическом и духовном преломлении. И опять же не без фантазии, не без приукрашивания. Верится в это уже слабо. Особенно, если вы сами человек с секулярным мировоззрением.

А что если нам самим, не дожидаясь, когда нам кто-то что-то поведает, побывать в монастырях и составить собственное представление о тамошней жизни? Безусловно, чтобы во всей глубине и полноте представить эту жизнь, нужно стать насельником монастыря, исследовать объект, так сказать, «методом погружения». Пуд, как говорится, соли съесть, благо, что на неё поста не устанавливается. Но даже и кратковременные наблюдения могут раскрыть очень многое. Тем более что большинство монастырей открыто для паломников. Паломники – это насущный хлеб монастырей. И начальствующие монахи и монахини вынуждены идти на регулируемые контакты с миром. Люди – это потенциальные жертвователи, покупатели церковного товара и услуг. Одним словом – деньги. Глядишь, и крупного спонсора удастся поймать. Так что смело присоединяйся к группе паломников, а что ещё проще, становись единоличным пилигримом, ни от кого и ни от чего не зависящим. Бери паспорт – и в дорогу.

Забывать нельзя: без документа, удостоверяющего личность, вас вряд ли примут в монастыре. «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово». Монастыри чтят гражданские законы и зря не идут на их нарушение. Во всяком случае, служить убежищем для асоциального, беспаспортного элемента они не расположены. Интересно, что чем удалённей и чем менее известен монастырь, тем скорее можно рассчитывать на приём в нём. Поэтому знакомство с монастырями разумнее начинать с наименее популярных из них.

Некоторые проблемы могут возникнуть с вашей религиозной принадлежностью. Речь не идёт о так называемых «воцерквлённых» людях. Им дорога открыта без препятствий. Другое дело, если вы человек, испытывающий всего лишь симпатию к Православию или, более того, не считающий себя его приверженцем, или, что ещё сложнее, исповедуете иную религию или являетесь убеждённым атеистом. Наибольшую настороженность у православных вызывают верующие-католики и протестанты разных конфессий, прежде всего баптисты и представители харизматических направлений. Но и в этом случае отчаиваться не следует. Главное, проявлять деликатность и сдержанность, уважение к установленным порядкам. Недаром же говорится, что в чужой монастырь со своим уставом не приходят. Лучше при первоначальной беседе раскрыть свои взгляды и ни в коем случае «не притворяться» православным. Вас поймут, если вы заявите, что интересуетесь монастырями с точки зрения их культурной и национальной ценности. Категорически не рекомендуется вступать в споры с монашествующими, заниматься поучением, упаси Боже, настаивать на правильности и допустимости других религий. Любые подобные умствования в монастырях неуместны. Говорить нужно о том, о чем все говорят.

Как правило, в монастырях установлена строгая дисциплина, и каждый человек, находящийся на монастырской территории, обязан её соблюдать вне зависимости от чего бы то ни было. Как в режимном учреждении. Вольности не допускаются. Дисциплинарные правила печатаются и обычно вывешиваются для паломников на видном месте. Среди них встречаются и такие, что кому-то могут показаться курьёзными. Например, на территории обители не разрешается говорить матом. Вообще-то употреблять нецензурную лексику у нас во всех общественных местах запрещено, и монастырь тоже к разряду общественных мест относится. Разница в том, что на улице или в транспорте за ругань никто ни с кого не спрашивает, а здесь вы рискуете за это пострадать. Но главные правила касаются режима дня. В половине одиннадцатого вечера жизнь в монастыре замирает, и паломникам строго предписывается находиться в постелях. Во время церковных служб все они должны, напротив, находиться в храмах, где эти службы проводятся. Хождение по территории монастыря в это время обычно прекращается. Исключение составляют те монастыри, через которые проходят большие потоки туристов, и где монастырь выполняет одновременно функции музея. Надо отметить, что церковная служба длится не один час, и выдержать её стоя невоцерковленному человеку совсем не просто. Бесцельное разгуливание по храму не приветствуется, и, допустив его, вы можете нарваться на нелицеприятное замечание от кого-нибудь из служителей или даже простых верующих. Так что, собираясь посетить монастырь, следует запастись и терпением, и достаточной выносливостью к физическим нагрузкам.

Общее правило поведения в монастыре следует выводить из проявлений человеком скромности. Вы не должны ни в коем случае резко отличаться от основной массы людей: ни в одежде, ни в манере разговора, ни в личных претензиях. Излишняя эмоциональность недопустимость. Вы ничем не должны привлекать к себе людей, осложнять их общение с Богом. Здесь не человек главный, а Бог. Ваша задача – умалить себя перед Богом. Даже молясь, вы должны помнить о том, чтобы ваша молитва не мешала другим, соответствовала общей эмоциональной атмосфере. Излишнее молитвенное усердие, точнее – его внешние проявления, может вызвать неудовольствие окружающих.

Строгость отдельных правил не должна вводить вас в излишнее огорчение. Женщины обычно озадачиваются тем, как и во что одеться. Для кого это не важно, то и вопросов не возникает. Длинная юбка, головной платок, прикрытая грудь, умеренность косметики – этого, пожалуй, достаточно, чтобы не вызывать нареканий. Такой стиль одежды позволяет не обозначать женственность, особенно если её не так и много, и одновременно приобщиться к православному сообществу. Что-то вроде своеобразной униформы. Чтобы за полкилометра была видна православность человека. Но многие всё-таки беспокоятся о том, чтобы излишне строгая одежда не сказалась на привлекательности. И об этом следует подумать заранее. Можно и в строгой одежде сохранить привлекательность. Главное, чтобы ваша одежда не вызывала придирок. Длинная юбка? Пожалуйста. Но одна длинная юбка мешком может висеть, а другая – быть вполне изящной. В одном из монастырей я встретил очень привлекательную молодую руководительницу группы паломников. Она оказалась попадьёй - женой настоятеля храма. Её длинная юбка была сделана из тонкой, слегка просвечивающейся шёлковой ткани, и плотно облегала бёдра. Головной платок «матушки» кокетливо был сдвинут набок. Мужской глаз невольно выхватывал эту особу в унылой толпе богомолок. Тем не менее, все каноны в одежде соблюдались, и придраться к женщине формально было нельзя. Конечно, не следует забывать, что она была руководительницей, а к руководителям у нас везде - и в миру, и в духовных сферах - проявляется снисхождение.

Всё же уродств, связанных с одеждой, можно избегать в монастыре. Веяния моды ведь не обходят стороной и монашеские наряды. То или иное изящество можно всегда уловить в одежде даже самых строгих молитвенниц. Приглядевшись, заметите и дорогие туфельки, и стильный поясок, и вышивку на подряснике. Но это, надо оговориться, можно увидеть далеко не во всех случаях. Женщина обязана своей одеждой демонстрировать уготованное ей место, создавая одеждой, множеством одежды, некую искусственную оболочку, поскольку собственной естественной оболочки у неё быть не должно, поскольку не она является носителем первоначальной человеческой природы, а создана лишь как помощник в рамках этой природы.


2

Молитвы в православии, как правило, строго регламентированы. В церковной, да и в домашней молитве редко допускается отклонение от заранее написанного канонического текста - «отсебятина» не одобряется. Все молитвы давно сочинены для каждого случая жизни. Ими и следует пользоваться. Они в обязательном порядке предваряют приём пищи и её завершение, молиться надо перед сном и по пробуждении, перед выполнением важных работ и после их завершения. В православии не принято, как в протестантском христианстве, обсуждать и толковать тексты Священного Писания. Ваше дело – слушать, что говорят старшие. Старшие не по возрасту, а по церковному и монастырскому рангу.

Если вы неверующий человек или представляете иное религиозное течение, но вынуждены находиться в кругу православных верующих и выполнять некое общее действие (в трапезной, к примеру), то в этом случае вам достаточно придерживаться чисто внешних образцов поведения – встать при молитве, с почтительным видом выслушать её. Приступать к приёму пищи и завершать её следует одновременно со всеми, по особому указу старшего лица. Во время общей молитвы про себя вы можете думать и говорить, что угодно, но никакой самостоятельности не проявляйте. Воздержитесь выражать что-либо вслух. И свои («правильные») молитвы приберегите для иного случая.

Кому-то думается, что в монастырях обильно и вкусно кормят. В церковных лавках продаются изумительные книги о вкусной и здоровой православной кухне. Не обнадёживайте себя этим. Помните о постах, которыми так знаменательно Православие. Хлебосольство, может быть, в каких-то монастырях и существует, но адресуется оно избранным. Возможно, вам покажется, и небезосновательно, что при приготовлении пищи нарушаются санитарные требования. Постарайтесь закрывать на это глаза. Впрочем, и за то, что вам предлагают и предлагают бесплатно, надо проявлять элементарную человеческую благодарность. Ни за что нельзя отказываться от того, чем вас угощают в трапезной. Ваш отказ будет воспринят с оттенком обиды. Этого не следует допускать. Всё, что вам будет предложено, надо съесть полностью. Оставленное, недоеденное в вашей тарелке рассматривается как оскорбление, ведь благословленная молитвой пища считается Божиим даром.

Многие люди задумываются о том, что называется «уходом в монастырь». Возможности такого решения своей жизненной проблемы сегодня значительно расширились: монастырей много. Хотя нужно отметить, что стать монахом или монахиней совсем не просто. В большинстве случаев возникает необходимость пройти серьёзные испытания. Нельзя думать, что монастырские ворота открыты для каждого встречного-поперечного: мол, захочу – и стану монахом. Трудности жизни, неудовлетворённость ею не могут служить достаточным основанием для принятия решения. Монастырь – не пансионат, не богадельня, обеспечивающая и кров, и стол. Человеку, не приученному продуктивно трудиться, монастырь может показаться хуже тюрьмы и каторги. Все ли, к примеру, готовы изо дня в день, что называется без отпускных и пропускных, вставать в половине шестого утра и работать в полную силу до одиннадцати вечера? Для этого, как понимаете, помимо всего прочего, нужно иметь и соответствующее здоровье. Может быть, кому-то это покажется странным, но и самая глубокая вера не может служить решающим условием посвящения себя монашеской жизни. Кому-то думается, что, уйдя из мира, он будет иметь меньше отвлечений от общения с Богом и сможет всецело себя посвятить Господу, значительно больше времени уделяя чтению, молитве и постам. Но, рассуждая подобным образом, необходимо помнить, что монастырь жив не единой молитвой. Заботы о хлебе насущном являются во многих случаях первостепенными для монастырских насельников. Нагрузки по выполнению той или иной послушнической роли могут вступить в противоречие с желанием больше времени уделять молитвам и личному общению с Богом. Кроме того, высокопродуктивная работа напрямую зависит от вашего питания. Беспрерывно постясь, много не наработаешь.

Монастырь устанавливает другую связь между:

- человеком и Богом,

- человеком и человеком,

- человеком и миром,

- мужчиной и женщиной.

Очень важно иметь в виду, что монастырь – учреждение совсем не демократическое. О демократии в монастырях даже и речи не ведётся. Жить приходится, хотите или не хотите, в коллективе с жёсткой иерархической структурой, в котором есть место всему, что наблюдается в любой социальной общности. Но демократию монастыри держат за своими воротами. Есть лидеры, есть борьба за лидерство, есть и изгои. Если вы не привыкли подчиняться, если любая команда вызывает у вас протест и ваше сердце ранимо по отношению к любым ущемлениям свободы, монастырь вам категорически противопоказан. Слово «иерархия» не зря перекочевало в обиходный язык из церковной среды. Но именно в церковных отношениях оно отражает с наибольшей полнотой и точностью смысл строгого соподчинения людей, статусной зависимости младших от старших. Единоначалие, построенное на вертикали, как нельзя натуральней проявляется в церковной жизни и, в наибольшей степени, именно в монастырях.

Монастырское братство – это скорее идеал, красивый словесный оборот, который на практике в редких случаях соотносится с нашими представлениями о равноправии и взаимоответственности. Вообще разрывы между словом и практическим его воплощением в монастырской жизни встречаются очень часто, и об это надо помнить. Правило «Разделяй и властвуй» в жизни монастырей – основополагающее. Никто его не собирается ни отменять, ни оспаривать. Игумен или игуменья в монастыре – это царь. На каждое действие монах или монахиня должны обращаться к ним за благословением. Командование – это нормальный стиль общения священноначальника с нижестоящим по рангу монахом. Помните, что монах - это узник, но не просто узник, а раб Божий, и любой ваш протест будет расцениваться как преступное богоборчество. В Церкви «всегда правы» только начальники - иерархи. Поскольку они де факто провозглашены наместниками Господа на земле. Ваше выступление против кого-то из церковных руководителей будет расцениваться как вызов Богу с далеко идущими последствиями.

О системе наказаний в современных монастырях мы поговорим чуть дальше. Ни судебных, ни правовых институтов в Церкви реально не существует. Богу, конечно, жаловаться можно сколько угодно. Опять же: про себя. Готовы ли вы этим ограничиться, принимая решение посвятить себя монашеству?

Сегодня монастыри борются, и борются успешно, за расширение своего пространства. Продиктовано это, не в последнюю очередь, их нацеленностью на высокопроизводительную хозяйственную деятельность, на получение прибыли. Это вынуждены признавать даже высшие церковные иерархи. Вот слова Патриарха Алексия II: «Материальная заинтересованность всё чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой всё живое и духовное». Да и как может быть по-иному? Почему православный предприниматель должен отличаться от ни во что не верующих финансовых воротил?

По утверждению исследователя экономической деятельности РПЦ МП Николая Митрохина, Церковь фактически превратилась в грандиозный экстерриториальный оффшор, осуществляющий самостоятельную финансовую и производственную деятельность и располагающий огромными возможностями для оказания услуг по отмыванию денег криминального и теневого сектора экономики. Сейчас в России, Украине и Беларуси правоохранительные органы, публично подписывая с иерархами договоры о взаимодействии, за глаза обвиняют Церковь в том, что она стала «крупнейшей сетью сбыта теневого золота» и сотрудничает в экономической сфере с бандитами. И ведущую роль в этих процессах играют монастыри, сосредотачивающие в себе громадные человеческие ресурсы, вписывающиеся в жёсткую властную вертикаль «патриархат – епархия – приход (монастырь)».

Благосостояние монастырской общины напрямую зависит от внутренней экономики, от производительности её членов. Отдельным монастырям удаётся находить спонсоров на своё существование. Но одним спонсорством не прожить. Кроме того, спонсорство влечёт за собой ту или иную зависимость. Нужно самим что-то делать. Как потопаешь - так полопаешь.

Но и этого мало. Необходимо обеспечивать процветание всего монастыря, закладывать перспективы его дальнейшего развития. Нужно оплачивать «труд» духовных лиц, освобождаемых от физических послушаний. Благотворительная деятельность, приём паломников, воскресные школы, облачение и утварь, поддержание в порядке всех монастырских сооружений, новое строительство требуют наличия достаточно больших средств. И здесь главная надежда на собственные руки. Относительно высокая рентабельность монастырских хозяйств достигается, главным образом, за счёт использования дармового труда трудников и послушников. Нет необходимости нести расходы на заработную плату братьев и сестёр во Христе. В лучшем случае, вместо неё вводятся персональные вознаграждения, зависящие исключительно от воли священноначалия. Даже малоквалифицированный, но хорошо организованный добросовестный труд монахов, подкреплённый огромными уступками власти, бесплатно полученными от государства землями, квотами на нефть и правами на льготную торговлю различными товарами, обеспечивают получение достаточно высоких прибылей. Кроме того, продукция, производимая в монастырях, пользуется доверием у населения, поскольку доверчивые граждане считают, что Божии заведения не могут использовать обман, честно соблюдают технологические требования, сохраняют верность экологическим принципам производства, не допускают выпуска трансгенных продуктов, самым минимальным образом обращаются к химическим удобрениям.

Но современные монастырские хозяйства не думают работать по старинке. В последнее время в них всё шире и шире используют современные высокопроизводительные технологии, привлекая в монашество квалифицированных специалистов. Поэтому у вас больше шансов стать авторитетным монахом, если вы владеете профессией по профилю хозяйственной деятельности монастыря. Таким образом, авторитет и положение монаха, напрямую зависят от размера дохода, приносимого его трудом. Хотя и этого бывает недостаточно, чтобы монах чувствовал себя человеком.


окончание следует

 

Источник: Портал-Credo

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100