Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 414 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ПРАВОСЛАВНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ

Печать

Михаил МОШКИН


Руководитель Центра изучения христианских святых при Российском православном университете Михаил Артеев

Два явно положительных явления — возможность посетить старинные города Европы, «страны святых чудес», как говорили Достоевский и Хомяков, и возрожденный интерес к основам религиозной культуры — породили проблему, с которой приходится иметь дело правоохранителям, экспертам-искусствоведам и священникам.


Состоятельный, но благочестивый турист покупает в пражской, антверпенской или флорентийской антикварной лавке попавшую туда неведомо как христианскую реликвию, дабы привезти себе или своему приходскому храму частицу мощей святого Николая Чудотворца или «настоящий гвоздь» от Креста Господня. Но есть ли гарантия, что эти «святые мощи» — не останки неких крестьянки или моряка, возможно, людей благочестивых, но отнюдь не святых, а гвоздь — не найден на ближайшем античном раскопе? Ведь подделка реликвий — это бизнес с историей куда более древней, чем изготовление фальшивых «рембрандтов» и «ван гогов». Новое в нем лишь то, что теперь фальшивки выставляются не только на витрины антикварных лавок, но и на аукционы, в том числе в интернете.

  • Наука для религии

С прошлого года в Российском православном университете (РПУ) работает Центр изучения христианских святынь, совместный проект РПУ и Воронежского государственного университета. Предполагалось, что его главной целью станут исторические исследования, однако еще более насущной задачей оказалось выявление подделок мошенников, спекулирующих на религиозных чувствах. Подлинность христианских святынь с серьезной и вполне исследованной историей, являющихся предметом поклонения в российских, в том числе столичных храмах, как правило, не вызывает сомнений. Совсем другое дело — реликвии, приходящие в последние годы в Россию.

«К освящению домового храма РПУ мы привезли частицы одеяний Богоматери — частица Покрова и Ризы. В поисках подлинной святыни, в переговорах о принесении, участвовала группа специалистов, возглавляемая Михаилом Артеевым, ныне руководителем Центра изучения христианских святынь РПУ», — рассказывает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Михаил Артеев — в прошлом обладатель студенческого билета N1 РПУ, а ныне юрист, кандидат богословия и выпускник высшей теологической магистратуры университета Женевы — заинтересовался темой происхождения и подлинности реликвий несколько лет назад, столкнувшись с вызывающим вопросы древним артефактом, привезенным в Россию. Проведенное научное исследование восстановило исторический путь реликвии. «Для того чтобы исследовать святыню, подтвердить ее аутентичность, нужно иметь знания и опыт, а также обладать правом работать в архивах исторических документов и уметь делать это, — замечает игумен Петр. — Иногда требуются химическая или биологическая экспертизы. На Западе это не новость: именно так изучались и Туринская плащаница, мощи святого Николая, большая часть которых находится в итальянском городе Бари, другие реликвии. А для подтверждения подлинности мощей святого апостола Луки, хранящихся в Падуе, католическая церковь проводила ДНК-анализ останков. Тщательное изучение каждого артефакта необходимо и нам, чтобы не пойти на поводу у недобросовестных фальсификаторов. Православные люди ни в коем случае не должны стать жертвой мошенников».

  • Дело о «черепе апостола»

В 2007 году на один из отечественных интернет-аукционов некий житель Санкт-Петербурга выставил «череп православного святого апостола Филиппа», запросив за артефакт 1 тыс. долл. Такой неожиданный лот вызвал шквал комментариев в прессе. Через некоторое время милиция выявила продавца, экспонат отправили в бюро судмедэкспертизы Ленинградской области. Выяснилось, что это череп из коллекции Василия Передольского, новгородского археолога и краеведа XIX века, пропавший в середине 1990-х годов при перевозке экспонатов. На черепе имеется надпись «Св. Филиппъ апост. На Нутне, 1899 г.», и это означает, что нашли артефакт во время раскопок кладбища при церкви св. Филиппа на Нутной улице в Новгороде. К апостолу Филиппу череп не имел, конечно же, никакого отношения, но ошибка незадачливого продавца, далекого от религиоведения, была, если так можно выразиться, добросовестным заблуждением. Совсем не так, как в следующем случае.

  • Дело о вываренных костях

В мае 2010 года полиция греческого города Салоники арестовала 24-летнего дьякона Элладской православной церкви. Следователи выяснили, что он раскапывал могилы на кладбище в ближайшей деревушке и вываривал кости в ароматном масле, чтобы создать иллюзию «мироточения честных мощей», выдавая останки неизвестных за святые мощи известных святых. С помощью подельника — швейцарца Штефана Мейера — мошенник готовился переправить фальшивки в Россию, причем на допросе оба показали, что несколько партий сомнительного товара уже были проданы представителям Русской православной церкви. Через некоторое время по решению суда дьякон получил срок по обвинению в мошенничестве и расхищении кладбищ.

  • Почем святыня?

«У европейских антикваров за цену от сотен евро до десятков, а то и сотен тысяч, — продолжает игумен Петр, — можно купить якобы церковный реликварий. Для эксперта, обладающего соответствующими познаниями, очевидно, что артефакт из антикварной лавки — это фальшивка в шкатулке для хранения дамских украшений, а для несведущего человека это может выглядеть впечатляюще: старинная вещь, красиво блестит, к ней прикреплена загадочного вида сургучная печать».


Из Духовного регламента, утвержденного в 1721 году Петром I

О поддельных мощах 

О мощах святых, где какия явятся быть сумнительныя, розыскивать: много бо и о сем наплутано. На пример, предлагаются чуждыя некия: Святаго первомученика Стефана тело лежит и в Венеции на предградии, в монастыре Бенедиктинском, в церкви святаго Георгия, и в Риме в загородной церкви святаго Лаврентия; тако ж много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, нет ли и у Нас такого безделия?

Об иконах 

Еще сие наблюдать, чтоб как деялось, впредь бы того не было: понеже сказуют, что нецыи Архиереи, для вспоможения церквей убогих, или новых построения, повелевали проискивать явления иконы в пустыне, или при источнице и икону оную за самое обретение свидетельствовали быти чудотворную.


  • Как определить подлинность святыни?

«Определить подлинность святыни неспециалисту очень трудно, — рассказывает директор центра Михаил Артеев. — Да и зачем? Все равно найти значимую подлинную реликвию в антикварной лавке практически невозможно. Количество выявленных нами фальшивок исчисляется сотнями. Недавно мне пришлось крупно разочаровать протоиерея и попечителя его храма, которые привезли с Запада частицы мощей «святого Николая Чудотворца» и «апостола Андрея». Изучение артефактов показало, что «Николай Чудотворец», чьи мощи согласно надписи покоились в одном из реликвариев, — это на самом деле католический святой Николай из Толентино, живший в XIII веке. Другая реликвия, подписанная E.O.S.Andr.A., что было прочитано владельцем реликвии как частица мощей святого апостола Андрея, оказалась также подлинным реликварием, но с частицей мощей Андрея Авеллинского, католического святого XVI века. Затем история повторилась. За несколько десятков тысяч евро спонсором одного из храмов был приобретен роскошный барочный реликварий, содержащий документированную реликвию Иоанна Крестителя. Более пристальное исследование показало, что из документа вытравлена часть надписи, а в ларце находится часть реликвии Иоанна Крестителя де ля Салле, католического святого XIX века. Предприимчивый антиквар решил заработать на изменении имени, чтобы выгодно продать его русским. Что же касается недобросовестных ошибок, расскажу только о некоторых конвейерных подделках, обнаруженных нами.

  • Фальшивые доказательства подлинности

В Россию проникло большое количество псевдосвятынь с фальшивыми печатями и документами отца Николая Ферранте, постулатора одного из процессов канонизации в США. У него был доступ к подлинным древним реликвиям и какое-то количество несомненных реликвий вышло из его рук. А сегодня в Россию хлынули псевдореликвии. Небольшое расследование показало, что фальшивки происходят из Аргентины и связаны с именем местного дилера антиквариата.

В последнее время стали попадаться реликвии с подлинными документами викариата Рима, на которых уничтожены части надписей. Фальсификатор не смог точно подделать реликвию, соответствующую описанию, и был вынужден вымарать или даже вырезать часть документа.

  • Кости в колбах

Дилер антиквариата из южной Италии способствовал попаданию в Россию серии колб, содержащих, согласно надписи, весьма значимые реликвии. Например, имеются колбы с частями от костей святого Франциска. Однако известно, что мощи католического святого хранятся под спудом. Целый ряд несуразностей не позволяет считать эти реликвии подлинными. Известно, что в свое время часть Святого креста с отверстием от гвоздя была приобретена для императора Священной Римской империи и сегодня она хранится в музее Вены наряду с другими имперскими регалиями. Вы можете поверить, что другая часть с отверстием от гвоздя была принесена в Россию, будучи выкуплена за несколько тысяч долларов?

  • Медицинское стекло вместо мощей

Одна из самых распространенных фальшивок, специально ориентированных на Россию, — это ряд реликвариев, изготовленных в наши дни из медицинского стекла, как правило, несущих фальшивую печать версальского епископа конца XIX века Pierre-Antoine-Paul Goux, и другие. Количество их огромно. Я лично видел десятки, если не сотни. Эти фальшивки, а также фиктивные реликвии от осужденного греческого дьякона стали самыми многочисленными подделками, пришедшими в Россию.

Единичных подделок тоже очень много. В конце прошлого года нам пришлось обескуражить попечителя храма, который за несколько тысяч евро приобрел якобы древний мощевик, содержащий якобы часть Святого креста, частицы мощей апостолов и древних святых. Помимо фальшивой печати, было обнаружено современное изготовление подписей. Причем прилагавшийся документ был подлинным.


Какими бывают священные реликвии

  • Мощи

Как считается в православной и католической церкви, через нетленные останки святых Бог дарует свои благодатные силы верующим. Традиция поклонения мощам восходит ко II веку. Почитаются не только сами останки, но и частицы одежды святых. Существуют церковные праздники, приуроченные к перенесению реликвий из одного города в другой, довольно рано сложилась традиция отделять частицы мощей и передавать их другому храму. Необходимая принадлежность при совершении полной литургии в православии — антиминс — плат с вшитой в него частицей мощей.

Известна практика подмешивания частиц мощей в краску или мастику, используемую при написании икон, — к таким иконам относится Влахернская икона Божией Матери, которая считалась защитницей Константинополя от нашествий и была перенесена в Москву в XVII веке (сейчас находится в собрании музеев Московского Кремля).

О. Петр (Еремеев): «Сейчас существует хоть и не прописанная, но культура принесения таких святынь в православные храмы и хранения их там. Согласно такой традиции принесение святынь возможно только с благословения правящего архиерея. Например, когда в храм Иоанна Богослова при РПУ принесли частицы одеяния Богоматери, настоятель храма обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу — правящему архиерею Москвы — за благословением и пастырским советом. После подробного изучения происхождения и пути следования святыни Святейший патриарх дал свое благословение, и это норма для епархиальной жизни: любому принесению в храм святыни должно предшествовать серьезнейшее изучение на предмет соответствия содержимого реликвария его надписанию».

  • Чудотворные иконы

Чудотворные иконы, как и вообще иконы, существуют у двух христианских конфессий — в православии и католицизме (Ченстоховская и Остробрамская иконы почитаются и теми, и другими). С точки зрения православия через чудотворный образ исходит благодать Божия, исцеляющая и иным образом помогающая человеку, обратившемуся перед этой иконой к Богу. Православные церкви почитают чудотворными порядка 1 тыс. икон. Большинство из них — образы Богоматери, впрочем, первой чудотворной иконой считается Спас Нерукотворный.

В православии считается, что одно из самых распространенных чудес, являемых иконами, — мироточение, когда на поверхности образа появляется миро — благоухающая маслянистая влага, напоминающая ароматическое масло, которое используется в таинстве миропомазания. В церковной литературе упоминается миро густое, подобное смоле, и жидкое, как роса или масло (иногда его называют росоточением).

До 1917 года в русской церкви существовал порядок освидетельствования чудотворных икон.

О. Петр (Еремеев): «На сегодняшний день не существует нормативных документов, которые определяли бы практику наименования новых икон чудотворными. По большому счету любой из верующих при действительной встрече с чудом во время молитвы перед иконой вправе назвать эту икону чудотворной.

Что же касается общецерковного почитания, то в рамках епархии такое решение принимает правящий архиерей. Вначале возникает устойчивое почитание людьми того или иного образа, подтверждаемое чудесами, которые совершаются Богом у этого образа. Когда накапливается объем информации, связанной с почитанием этого образа, настоятель храма в обычным порядке докладывает в пространном сообщении правящему архиерею о том, какие события происходят с образом. Сегодня невозможно, чтобы священник или епископ просто объявил, что икона является общецерковной святыней. Но если за 10, 50, 100 лет почитание иконы, которая прославилась тем или иным чудом, проникнет во все уголки России, она станет общепочитаемой.

Есть чудотворные иконы, которые связаны с жизнью страны и от которых целые поколения получали исцеление, — Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская. Например, Владимирская икона Богоматери, по свидетельствам, обратила в бегство войска Тамерлана: когда духовенство и миряне изнесли эту икону на стены Москвы, Тимур впервые в своей жизни бежал от стен города, не взяв его приступом. Естественно, что после этого и горожане, и их наследники называют эту икону чудотворной. Казанская икона, не сгоревшая в огне во время страшного пожара, почитается как чудотворная, потому что от нее множество людей получило исцеление, и, конечно, общецерковное сознание приняло такое наименование».

Копье фальшивое, судьба настоящая

Не все поддельные реликвии одинаково вредны. Например, фальшивое копье воина Лонгина помогло участникам 1-го Крестового похода во время осады турками Антиохии. Один из предводителей крестоносцев, граф Раймонд Тулузский, инсценировал находку «того самого Копья Судьбы, которое Лонгин вонзил в подреберье Христа во время Распятия». Обретение реликвии усилило боевой дух уставших рыцарей, уже было готовых сдаться. В то время подлинное копье уже больше 400 лет находилось в Константинополе. Сейчас, заметим, существует четыре артефакта, с той или иной степенью достоверности претендующих на то, что является тем самым копьем.

  • Святые и их посмертные чудеса

В православии и католицизме святой — это человек, который ведет праведную жизнь, подает пример добродетели для других и после смерти предстоит перед Богом и молится за живущих. Традиция почитания святых окончательно сложилась к IV веку и была утверждена двумя поместными соборами. В современной Русской православной церкви с 1989 года при Валаамском монастыре существует синодальная комиссия по канонизации святых. Эта канонизация утверждается Архиерейским собором церкви. Одно из оснований для причисления к лику святых помимо жития подвижника — чудеса при гробе (могиле) усопшего.

О. Петр (Еремеев): «Причисление к лику святых является хорошей иллюстрацией того, каким образом возникает почитание, в том числе церковное, того или иного человека. Правило таково, что прежде возникает почитание, когда люди в своей богослужебной жизни, в молитве ощущают духовную связь с человеком и выступают свидетелями происходящих чудес. Это свидетельствует о том, что христианин, который был священником, патриархом или мирянином, женщиной или мужчиной, богатым или бедным, закончил свою жизнь в чистоте и святости и, находясь сегодня с Богом, в Царствии Небесном, о нас ходатайствует.

Собираются данные, которые поступают в комиссию по канонизации. Общецерковная комиссия, которая занимается подготовкой документов для Архиерейского собора, изучает все аспекты жизни предлагаемого к канонизации человека, поднимаются все документы, касающиеся его служения и личной жизни. Вопрос о канонизации откладывается, если все аспекты жизни человека не рассмотрены до конца, хотя и очевидно, что в перспективе они будут доступны. Это касалось, например, канонизации новомучеников — тех, кто пострадал от большевиков во время революции и впоследствии в годы репрессий. Если архивы были недоступны, члены комиссии не знали, что находится в этих документах и каково было поведение этого человека в застенках, то вопрос откладывался. Если при открытии документов ясно, что человек вел себя достойно, до конца претерпел страдания, не изменил Богу и ближним и остался перед Богом чист, то его имя вписывалось в списки предлагаемых собору для канонизации.

Проявляется сила Божия от места, где погребен человек. В силу того что он находится у Бога, через его святые останки действует благодать. Еще из Ветхого Завета мы знаем о том, что на могилах праведников совершались чудеса. Бог совершает чудеса через предметы, относящиеся к жизни святых людей.

Источником чудес, по мнению церкви, является благодать Божия, действующая через икону. 1 В православии почитается около 1 тыс. икон, прославившихся таким образом. 2 В основном это иконы Богородицы.

Вначале возникает устойчивое почитание людьми того или иного образа, подтверждаемое чудесами, которые совершаются Богом у этого образа. Когда накапливается объем информации, связанной с почитанием этого образа, настоятель храма обычным порядком докладывает в пространном сообщении правящему архиерею о том, какие события происходят с этим образом.

По большому счету любой из верующих при действительной встрече с чудом вправе назвать эту икону чудотворной.

Невозможно сегодня, чтобы отдельный священник или епископ объявил, что икона является общецерковной святыней».


Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета

— Целью центра изучения христианских святынь никогда не было исключительно проведение экспертиз подлинности того или иного артефакта. Наша цель заключается в том, чтобы православные верующие, в том числе москвичи, имели возможность благодаря исследованиям нашего центра и последующим публикациям знакомиться с историей потрясающих по своей значимости и духовной ценности святынь, которые хранятся сегодня в разных церквах и монастырях мира.

Например, многие с удивлением узнают о том, что мощи очень многих почитаемых на Руси святых пребывают в нетленном виде и даже в целом виде в разных, далеко не столичных городах Европы: после захвата Константинополя крестоносцами во время 4-го Крестового похода 1204 года очень много святынь было вывезено на Запад. Большая часть этих сведений есть в европейских источниках, и надо донести их до наших верующих.

Предметом нашего изучения являются не только те святыни, что находятся за границей. По завершении богоборческого периода началось возвращение в российские храмы и монастыри святых икон и святых мощей. Часто специалисты находят отдельно мощи и отдельно реликварии — ковчеги для мощей. Дело в том, что их часто разделяли: святые мощи для музейных работников часто были не более чем костями, а ковчеги воспринимались как произведения искусства. Верующие люди часто так и делали — передавали музейным работникам только реликварии, сохраняя частицы мощей.

Так, несколько лет назад в Троице-Сергиевой лавре при реставрации ковчегов, в которых хранились мощи, в том числе крест, подаренный Сергию Радонежскому византийским патриархом, при реставрации поверхности большого ковчега было обнаружено, что он имеет большую нижнюю часть, которая скрыта от глаз людей и в которой хранятся частицы святых мощей. Они были атрибутированные, надписанные: неизвестный нам человек, спасший святыни во время гонений, надеялся, что, когда придут благоприятные времена, эти мощи можно будет вернуть в храмы.

Тогда была обретена в том числе и часть мощей св. Иоанна Златоуста. По размерам и конфигурации краев эта частица совпадает с тем ковчегом, вкотором хранилась частица мощей в городе Златоусте Челябинской метрополии. В этот город ковчег и был возвращен. Так сегодня действуют церковные историки: изучают путь христианских святынь, делают его доступным благочестивому верующему христианину.

Очень много вопросов, касающихся реликвий, пока остается вне поля зрения церковной науки, которая в богоборческую эпоху не могла нормально развиваться. Даже что касается церквей Москвы, мы едва ли встретим более десятка серьезных описаний, которые по-настоящему раскрывали бы все богатство истории того или иного храма или монастыря, — пока мы чаще видим не более чем иллюстрированные брошюры. Описания чудотворных икон, находящихся в Москве, как правило, носят поверхностный характер. Существуют серьезные дореволюционные изыскания, но они почти недоступны.

Поэтому наша цель — создание баз данных не только для накопления информации, но и для популяризации этой информации, чтобы люди могли знать о том богатстве, которым сегодня располагает Вселенская православная церковь.


Источник: Московские новости

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100