Рост сопротивления москвичей массовому строительству культовых объектов для РПЦ МП не означает проявления какой-либо антипатии в отношении религии или верующих, как таковых. Все случаи протестов жителей столицы связаны с тем, что продавливание популистского клерикального проекта, зачастую, создает различные проблемы территориального, социально-бытового, транспортного или экологического порядка.
Лоббисты идеи застройки московских районов "храмами шаговой доступности" выбирают для этого наиболее значимые для местных жителей территории. Никаких препятствий для следования такой тенденции нет. Так называемый "проект 200" был инициирован руководством религиозной структуры РПЦ МП, поддержан высшими чиновниками государства и внесен в план развития города. При этом понятно, что продвигается он, таким образом, самими представителями местных властей, для которых исполнение любых распоряжений вышестоящих инстанций является залогом собственного благополучия.
Формально, подобного рода проекты могут осуществляться лишь с согласия местных жителей. На деле все обстоит гораздо сложнее.
Мнения жителей города по поводу строительства храма в парковой зоне Гольяново, например, кардинально разделились. Одно из писем противников строительства, опубликованное в Новой газете, представляет собой практически типичный набор претензий городского населения в аналогичных ситуациях. Авторы письма указывают на нарушения, допущенные (либо организованные) в процессе положенных публичных слушаний, ссылаются на особую значимость зеленых зон для Москвы, на неизбежность отчуждения общественных территорий в пользу религиозной корпорации в том случае, если храм с его инфраструктурой будет построен.
Кроме такого рода практических претензий, авторы письма в газету перечисляют нарушения местными властями условий, предписанных нормами закона, Постановлений столичного же правительства и рядом инструкций, препятствующих осуществлению строительства в зеленой зоне.
"Мы не против строительства храма, но просим исключить именно данный участок по ул. Уральская вл.21 из перечня храмовых объектов и подобрать иную территорию, например, к ул. Камчатская вл.2 или ул. Курганская вл.11, ВНЕ зеленой зоны, исключающую вырубку деревьев и удаленную от жилых домов на разумное расстояние, с наличием полноценной дороги, коммуникаций и парковочных мест, - заявляют жители района Гольяново. - Общество не выступает против строительства храмов, а лишь просит не строить их в парковых зонах!
Авантюра со строительством в Москве 200 храмов, благих целей не имеет.
Не удивительно, что публикация в газете письма москвичей не осталась незамеченной инициаторами и сторонниками "проекта 200".
Околоцерковные активисты обратились к главному редактору Новой газеты с Открытым письмом, направив копии в ряд других изданий. Одно из них – православный интернет ресурс "Религия и СМИ" опубликовал обращение на странице "Православного правозащитного центра "Территория Церкви".
Однако, аргументы, выдвинутые авторами протеста против строителства не только типичны для проблемы, возникшей у жителей столицы в результате договоренности клерикальной структуры с властями, но и конкретны. Поэтому попытки дезавуировать доводы горожан, также обязаны были оказаться типичными. Впрочем, Открытое письмо православных активистов, начинающееся фразой "Хотелось бы обратиться к Вам со словами "Уважаемая редакция", но..." это наглядно подтвердило.
То есть, действия чиновников, нарушающих Постановления своего же правительства посредством выделения под строительство участка в зеленой зоне не могут вызывать сомнений в своей законности, потому что это – действия чиновников? Гольяновский парк, не имеющий статуса "особо охраняемого" не защищен тем, что представляет собой "зеленую зону"?
Само собой разумеющиеся ответы на подобные вопросы известны сегодня даже школьникам, однако "православные аргументы" приведены. В некоторых случаях активисты либо недостаточно хорошо понимают, о чем идет речь в письме москвичей, либо, что говорится, "делают вид". Так, например, среди претензий к противникам строительства есть и такая:
"Формулировка "угроза отчуждения в случае строительства храмового комплекса" является оскорбительной по отношению к верующим. Храмы строятся для всех, они открыты и для бомжа и для президента. Во все времена русские люди стремились украсить свою землю храмами…".
Вполне вероятно, что авторы такого упрека либо не знакомы с понятием "права собственности", которую обрела бы религиозная организация на полученную ею территорию. Но не менее вероятно и другое, а именно, что они мало знакомы с той религиозной корпорацией, интересы которой в части обретения новых объектов собственности защищают.
Есть и откровенно риторические, даже забавные в определенном смысле моменты: "Сама формулировка вопроса "в защиту парка" является некорректной. В защиту от кого?..."
Есть конспиративные, такие, например, как "Мелодичный колокольный звон, длящийся в среднем десять минут два раза в день имеет не только богослужебное назначение, но и как доказано современными учеными, является эффективной профилактикой различных легких и тяжелых, в том числе – раковых заболеваний и благотворно влияет на психику".
Но есть и то, что можно считать вполне реалистичным подходом, где авторы отрытого письма негодуют, что "если мы будем строить Храмы не в парковых зонах, а в удалённых местах, кто будет посещать эти храмы?".
И все же наиболее красноречивым выглядит предпоследний пункт из высказанных "аргументов" в защиту строительства храма в Гольяновском парке:
"Пренебрежительно называть проект "Храм 200" "авантюрой" есть ничто иное, как попытка саботировать решение правительства Москвы, манипулируя сознанием юридически неопытных граждан. Дело сие является не только административно, но и уголовно наказуемым...", - пугают редакцию и соотечественников православные активисты.
Может быть, и здесь они недопонимают значения слова "авантюра" и того обстоятельства, что идея массовой застройки городов храмовыми зданиями, как когда-то клубами и кинотеатрами, иначе большинством россиян разных регионах уже и не воспринимается…
На карте отмечено расположение действующего храма св. Зосимы и Савватия в Гольяново и место, выделенное для строительства модульного храма (красным).
ReligioPolis
Комментарии