Ни церковной пастве, ни музейной общественности
В минувший вторник на Старой площади советник президента по культуре Владимир Толстой собрал межведомственную комиссию по сохранению, использованию и популяризации историко-культурного наследия и развитию культурно-познавательного туризма. Обсуждали новую Концепцию развития музейной деятельности в РФ до 2020 года, разработанную Министерством культуры, но первый час отдали обсуждению отношений с Церковью, с РПЦ, поскольку в зале среди приглашенных был только архимандрит Тихон (Шевкунов).
"Если музеи выводят из храмов, передаваемых Церкви, сначала надо предложить музеям помещения для вывода коллекций", – изложил позицию, которую разделяет музейная общественность, советник президента по культуре, в недавнем прошлом – директор Яснополянского музея-заповедника Владимир Толстой. "И Патриарх разделяет эту точку зрения, – миролюбиво откликнулся на эти слова архимандрит Тихон, наместник московского Сретенского монастыря и ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, – до тех пор, пока музеям не будут предложены адекватные условия, никто их торопить не будет. Это обычная практика сегодня – спокойно, терпеливо ждать". И тут же привел пример, когда в Москве на территории одного из монастырей такое ожидание затянулось на 17 лет. А в ответ ему привели другой пример – недавнюю историю в Рязанском кремле. А кто-то из присутствовавших рассказал еще более свежую историю: в начале года ярославская епархия потребовала передать ей несколько храмов, находящихся в ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
Идеальные отношения между Церковью и музеями по-прежнему выстроены чуть ли не в одном-единственном месте в России – в Московском Кремле, да и то потому, считает замдиректора "Музеев Кремля" Андрей Баталов, что реставрационные работы во всех случаях контролирует музей. Тем не менее складывается впечатление, что ситуация развивается в лучшую сторону, и даже в острых случаях всем хочется найти максимально мирный, устраивающий всех вариант. Архимандрит Тихон в связи с этим рассказал, например, что в Святогорском монастыре договорились проводить в год 10-15 служб, при этом все свечи – как это уже принято и делают в Греции – вынести в соседние помещения, под вытяжку. И предложил составить список из 100 храмов, требующих первоочередного внимания, и направить эти списки и министру культуры, и Патриарху, чтобы объехать, оценить масштабы проблем и выработать алгоритм их решения. Важно, заметили при этом музейщики, чтобы во всех случаях, когда храмы или другие памятники передаются церкви, при передаче не разрушалась связь между музеями и памятниками.
Если так и дальше будет развиваться диалог, нет сомнений – договорятся. Беда же, судя по всему, подстерегает с другой стороны. Пока внимание заинтересованных сторон приковано к храмам, которые переходят от музеев Церкви, некому заниматься реставрацией и сохранением десятков церквей в центре России. В Тверской, да и в Московской области немало примеров, когда общины в деревне нет или ее, очевидно, уже не хватает на то, чтобы содержать памятник. В Псковской области, музейщики приводили примеры: в лесу неумолимо разрушаются храмы, в некоторых случаях – XV века, и поддерживать их некому, средств нет ни у Церкви, нет и внимания со стороны государства. Вот где необходимо во что бы то ни стало и в самом срочном порядке прописать принципы сохранения, может быть, принять программу сохранения этого наследия на самом высоком уровне, тем более что речь – о нескольких областях. Псковская, Тверская, Новгородская – если не начать сохранять здесь храмы сегодня, не проявить к ним внимание, все это погибнет безвозвратно.
Источник: Независимая газета
Комментарии