А.Новопашин с членами центра, Новосибирск, 2009, фото Дм.Осипов
14 февраля в Рудничном районном суде города Кемерово состоялось судебное заседание в рамках процесса над руководителем общественной организации «Преображение России» Андреем Чарушниковым. В частности, Чарушникова обвиняют в том, что он стал создателем объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ч.1 ст. 239 УК РФ). В ходе судебного процесса над «Преображением России» выяснилось, что обвинения в «социальной опасности» организации основываются на показаниях новосибирского сектоборца Олега Заева, сотрудника антисектантского центра Александра Невского в Новосибирске, который возглавляет протоиерей Александр Новопашин.
В ходе судебного заседания 14 февраля с пояснениями выступил эксперт – ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин. Эксперт Лункин дал оценку религиоведческой экспертизе В.В. Нечунаева, которая была сделана на основании постановления следователя Трубенкова С.В. Нечунаев сделал вывод о том, что «Преображение России» якобы может быть религиозной организацией, в которой в силу строго внутреннего порядка применялось психологическое насилие и которая якобы может быть социально опасной "сектой". Именно на этом основании суд может признать сеть ребцентров "опасными", а их онователей "сектантами".
По словам выступившего в суде Романа Лункина, во-первых, у Нечунаева В.В. отсутствует квалификация, необходимая для проведения религиоведческой экспертизы. У Нечунаева нет высшего гуманитарного образования (он является молекулярным биологом на основании диплома о высшем образовании), а ученую степень кандидата философских наук Нечунаев получил по специальности 09.00.03 («История философии»), а не по религиоведению. Помимо этого, Нечунаев ведет в Новосибирском государственном университете православно ориентированный спецкурс «Психология сектантства».
Во-вторых, Нечунаев в рамках экспертизы отвечает на вопросы, которые выходят за рамки компетенции как любого эксперта, так и эксперта-религиоведа, каковым Нечунаев не является. Нечунаев отвечает на вопросы о психологическом насилии, применяет критерии «контроля сознания», хотя это уже сфера психиатрии и социальной психологии. Помимо этого, он отвечает на вопрос о том, является ли организация социально опасной, хотя на этот юридический вопрос может ответить только суд.
В-третьих, в экспертном заключении Нечунаева содержатся прямые оскорбительные утверждения о том, что «Преображение России» является преступной организацией, и что ее члены совершали преступления, что недопустимо для эксперта. Таким образом, эксперт оскорбляет честь и достоинство членов организации и порочит ее репутацию.
В-четвертых, на основании предоставленных экспертам материалов, отметил Роман Лункин, можно сделать вывод о том, что из всех свидетельских показаний экспертное заключение Нечунаева прямо отражает точку зрения свидетеля Олега Заева. В экспертизе есть текстовые совпадения с текстом показаний Заева, а также целыми страницами цитируется информационная справка В.В. Деменко, также сотрудника центра Александра Невского в Новосибирске. То есть в экспертизе представлена точка зрения так называемой группы «новопашинцев», сторонников протоиерея Александра Новопашина, который с 2010 года начал активную борьбу с «Преображением России» (после того, как несколько сотрудников «Преображения России» стали работать с Новосибирской епархией и отцом Александром Новопашиным, и у «Преображения России» было изъято несколько помещений, которые перешли в созданную «новопашинцами» организацию «Линия жизни»).
По словам эксперта Романа Лункина, мало того, что Нечунаев формально не может быть экспертом-религиоведом, в описании «научной» методики его экспертизы указывается не научная религиоведческая, а православная сектоведческая литература – сектоведов В.Ю. Питанова, А.Л. Дворкина, а также американского психолога С. Хассена. Стоит отметить, что отец Александр Новопашин является главой отделения организации борцов с сектами, которую возглавляет Дворкин. Олег Заев также является известным православным сектоборцем, учеником Дворкина. Эксперт активно использует понятие «секта» и «тоталитарная и деструктивная секта», которые не применяются в религиоведческой науке России, поскольку считаются уничижительными и оскорбительными. Конфессиональная ангажированность эксперта Нечунаева и его экспертизы оказывается очевидной – она отражает мнение только противников «Преображения России», то есть сектоборцев, сторонников отца Александра Новопашина, священника РПЦ из Новосибирска.
Однако, даже показания сектоборца Олега Заева не позволяют эксперту Нечунаеву сделать вывод о том, что «Преображение России» является религиозным объединением – религиозный характер организации подчеркивается на основании, например, заявлений Андрея Чарушникова о том, что «мы призваны Богом», и что «Преображение России» отстаивает христианские ценности. В итоге, как подчеркнул Роман Лункин, в экспертизе Нечунаева сделан странный вывод о том, что в будущем «Преображение России» может стать религиозным объединением и превратиться в «тоталитарную секту» (поскольку в центрах соблюдается строгая дисциплина).
Как отметил в ходе судебного заседания сам руководитель «Преображения России» Андрей Чарушников, у каждого человека может быть личная вера в Бога, которая есть внутри человека, в том числе вера во Христа, и необязательно, что это связано с определенной церковью.
Напомним, что «Преображение России» - общероссийская организация, действующая с 2001 года, и объединяющая около 200 центров по реабилитации нарко и алкозависимых по всей стране. На протяжении последних 10 лет «Преображение России» является крупнейшей независимой сетью реабцентров, которые занимаются профилактикой наркомании и работой с зависимыми и созависимыми. На 2010 год по всей России в рамках «Преображения России» действовало около 400 общественных приемных и реабилитационных центров. Мировоззрение организации основывается на христианских ценностях, но деятельность «Преображения России» изначально носила надконфессиональный и межденоминационный характер. Политика руководства была направлена на сотрудничество с различными церквями, из реабцентров люди могли идти в любые христианские конфессии. В 2010-2011 году после конфликта с отцом Александром Новопашиным началась травля «Преображения России» - около десятка центров, созданных Чарушниковым, с арендованными помещениями стали переводится под контроль епархий – в частности, Новосибирской епархии, Камчатской и Воронежской епархий РПЦ. В 2011 году Верховный суд РФ по представлению Минюста РФ по формальным основаниям ликвидировал общероссийскую организацию «Преображение России». Тогда же в 2011 году в отношении лидера и основателя организации Андрея Чарушникова неожиданно было возбуждено уголовное дело. Судебный процесс над Андреем Чарушниковым и попытка развала «Преображения России» совпали со стремлением епархий РПЦ организовать свои реабилитационные центры для наркозависимых и заявлением главы ФСКН Виктора Иванова о выделении в 2013 году одного миллиарда рублей независимым реабилитационным центрам.
Источник: Религия и закон
Комментарий RP: Нетрудно заметить, что изначальной причиной возникновения столь нелепых ситуаций оказывается "жесткий деловой подход" клерикальной структуры "титульной конфессии" к решению своих популистских задач. Актуальная для общества деятельность реабилитационных центров "Преображение России" пошла вразрез с интересами РПЦ МП, разумеется, не в том, что церковь оказалась так, уж, заинтересованной в росте наркомании, а лишь потому, что руководящая роль клерикальной структуры в этом направлении оказалась невостребованной. То обстоятельство, что ориентированные на уважение к религиозным убеждениям людей члены "Преображения России" отказались от навязываемой им от имени РПЦ идеологии вероненавистничества, стало здесь решающим фактором, сомнений не вызывает. В то время, как нанесение этим вреда ценной инициативе россиян и существенного ущерба имиджу "титульной конфессии" следует считать естественным результатом проводимой ею политики.