Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 288 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



САМОЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Печать

Дмитрий ОРЕШКИН


фото РИАН

18 января губернатор Краснодарского края Александр Ткачев на отчетном сборе Кубанского казацкого войска высоко оценил опыт охраны общественного порядка казацкими дружинами. Официальный сайт краевой администрации разъясняет: они эффективны и пользуются доверием людей. Ими уже пресечено более 170 преступлений и 30 тысяч административных правонарушений.

— И мы, и люди уже убедились в правильности такого решения,— подчеркнул губернатор.— Поэтому в ближайшее время мы удвоим количество казаков-дружинников и обеспечим их травматическим оружием.

Там же, на сборе, господин Ткачев дал общую оценку политической ситуации:

— Год начался с попыток оппозиции раскачать лодку и завершился глубоким осознанием того, что потрясения России не нужны,— подчеркнул глава края.— Мы знаем цену стабильности, и когда по всей стране прокатилась бесовская волна, казаки выступили единым фронтом и сделали главный выбор — "За веру, Кубань и Отечество!".

Несмотря на патриотическое обрамление, идея с травматикой не понравилась начальнику ГУ МВД по Южному федеральному округу генерал-майору полиции Николаю Симакову. "Я считаю, что это ошибочно... Да, общественность должна участвовать в охране общественного порядка, но пусть участвует рядом с сотрудниками полиции",— цитирует его "РИА Новости". Генерал напомнил, что в РФ применять оружие имеют право только полицейские и сотрудники спецслужб; вооружение же казачьих дружин чревато проблемами. По закону полномочия дружинников сводятся к тому, чтобы потребовать прекратить правонарушения; при необходимости — проверить документы и доставить нарушителя в полицию.

За этой историей маячит сразу несколько сюжетов.

Во-первых, губернатор — хочет он того или нет — де-факто признает, что полиция в крае не справляется со своими функциями. Раз требуется помощь.

Во-вторых, он создает собственную силовую структуру регионального уровня. Общественники общественниками, но весь 2012 год речь шла о муниципальной казацкой милиции на профессиональной основе, для поддержания которой, по сообщениям СМИ, предполагается выделить 650 млн рублей из краевого бюджета. Исходя из средней зарплаты дружинника в 20-25 тысяч рублей.

Неизбежно вспоминается сюжет с майором Евсюковым. После стрельбы в супермаркете "Остров" власть заверила общественность, что с 2011 года вся милиция будет переведена на финансирование из федерального бюджета. То есть проблема, с ее точки зрения, была в наличии второго, неподконтрольного вертикали канала финансирования через муниципальную (в случае Евсюкова — лужковскую) казну. Вот сделаем один канал — и все станет хорошо.

Так, после теракта в Беслане отменили выборы губернаторов. И всем сразу полегчало. Сейчас, правда, полегоньку сдают назад.

Неужели губернатор Ткачев так прост, что устремился в осужденную высшим руководством лужковскую колею, не подумав о возможных последствиях? Нет, впечатления простака он не производит. Чтобы избежать подобных нехороших ассоциаций, казацких "милиционеров" к концу года и переименовали в "дружинников". Но суть события не изменилась: Москва со всеми ее административными и силовыми ресурсами не в силах обеспечить порядок в регионе, где через год будут Игры. Хочешь не хочешь, а приходится делегировать полномочия на места.

Российская власть (в широком смысле слова), наигравшись со сказкой про великий могучий федеральный центр, объективным ходом событий принуждается к пересмотру системы отношений с регионами. Не оттого, что кому-то так хочется, а оттого, что иначе не выходит. Вот и генерал Симаков все душой против альтернативных охранников (кому из генералов понравится вторжение в сферу его компетенции?). Но придется смириться.

Третий сюжет, просвечивающий через эту замечательную затею, самый опасный. По существу, Николай Симаков глубоко прав не только с точки зрения закона, но и с точки зрения здравого смысла. Но кого сегодня интересует закон и здравый смысл? На том же официальном сайте краевой администрации в разделе "История кубанского казачества" среди многих забавных суждений есть, в частности, и такие:

"По уровню образованности казачьи области были намного выше остальных губерний в Российской империи... Пройдя через горнило испытаний в начале ХХ века, казачество сохранилось как этнос... К началу ХХ века эти войска представляли собой действительные этнические группы, причем замкнутые, поскольку притока извне уже не было, и представляли собой неотъемлемую часть северокавказской цивилизации".

К сожалению, тезис насчет шибкой образованности неважно согласуется с неумением авторов писать по-русски: они систематически ставят "не" там, где должно быть "ни": "Сколько бы беглых не приходило в войско..." Митрополия путается с метрополией, не говоря о катастрофе со знаками препинания. Но ладно, Бог с ними. Хуже другое. Вопрос о том, являются ли казаки самостоятельным этносом, до сих не могут решить куда более маститые умы, чем многогрешный автор этих строк. Но раз администрация края определилась что, мол, этнос — добро, не будем спорить. Администрация большая, ей видней. И уж точно приятней — как неотъемлемой части северокавказской цивилизации.

Но тогда будьте последовательны! Если казаки этнос, то 18 января 2013 года губернатор Ткачев официально заявил о создании дружин (вооруженных травматикой), впервые в современной России созданных по этническому признаку. Многообещающий прецедент с точки зрения укрепления общенародной сплоченности. Заметьте, мы и здесь не собираемся спорить, хорошо это или дурно, правильно или неправильно. Нас другое занимает: как объективное развитие идет поперек или помимо заявленных официальными лицами намерений. Намерения, они ведь всегда благие. Ну, или по крайней мере стараются таковыми выглядеть. А что получается в итоге — это совсем другая история. Причем даже не со зла и не от острого желания кого-то обмануть. А по бюрократической необходимости.

Губернатору Ткачеву надо улучшать репутацию перед избирателями и перед московским начальством? Надо. Особенно после того, как она подмокла в Крымске. Какой самый простой ход? Да как у господина Холманских с "Уралвагонзавода": послать наверх сигнал, что мы тут с мужиками (с казаками) готовы, если что, до последней капли крови защищать драгоценную стабильность! А вниз запустить столь же долгожданный сигнал, что на "понаехавших", наконец, с Божьей помощью найдется управа. Любо, казаки?

Любо, конечно. Где в мире любят понаехавших? Правда, есть страны, где власть считает своим долгом в первую очередь защищать закон и прописанные в законе права, которые для всех одинаковы. И одинаково преследовать всех нарушителей — что местных, что приблудных. В конечном счете это приводит к укреплению государственных устоев. Только можно ли ожидать такого от "дружин", собранных по этническому признаку? Скорее, наоборот, межнациональная напряженность будет накаляться. А значит, расти популярность патриотического губернатора Ткачева.

За этими прозрачными, как слеза, тактическими интересами зияют стратегические провалы, за которые расплачиваться придется лет через 5-10.

Если есть официальный статус у казацких дружин, почему его не может быть у ногайских? Если казаки вправе защищать порядок по своему традиционному укладу ("обычному праву"), почему того же не могут потребовать горские народы? Собственно, они уже требуют: глава Чечни Рамзан Кадыров нам очень убедительно рассказал про мудрость древнего обычая кровной мести. Теперь ждем не дождемся рассказов про мудрость шариата, адата и прочих замечательных изобретений прогрессивного человечества. Все это прекрасно, но покажите, где про кровную месть сказано в Конституции Российской Федерации или хотя бы в одном из ее (Федерации) законов. Нет, нигде не сказано. Как нигде не сказано и про вертикаль. И про созданные по национальному признаку дружины...

Фишка в том, что, страстно рассуждая про укрепление уз, консолидацию, братство и прочие прелести, вертикальные люди, движимые жаждой успеха в их специфической системе ценностей, на самом деле эту консолидацию разрушают. Ежедневно и ежечасно. По одной простой и чудовищно неизбежной причине: государство остается единым, если в нем работает единая система законов. Она может быть чудовищно несправедливой и грубо примитивной, сводясь, например, к личной воле вождя. Но она должна быть.

В этом фундаментальное противоречие. Страна и населяющие ее народы стали слишком сложны, чтобы регулироваться силой прямого приказа, тюрьмой и наганом. А власть, осознанно или нет (при поддержке заметной части сограждан!), именно к этой простой модели и тяготеет. Если быть до конца честными, то за идеей казацких самодеятельных отрядов светится одна простая, как сапог, мысль: нам можно, а вам нельзя. Мы здесь хозяева, и никакие байки про равноправие, Конституцию и прочие демократические штучки у нас не прокатят. Захотим, вы отсюда пулей вылетите...

Характерно, что это точная копия того, что русским приходится слышать в горах. Иными словами, русский цивилизационный центр (в отличие от северокавказского он действительно существует) де-факто сполз до уровня национальной окраины. По крайней мере, в частном случае господина Ткачева. Исчезло явление имперской социокультурной асимметрии, когда метрополия (как раз тот случай, когда она пишется через "е") в правовом, научном, этическом, религиозном, организационном и, конечно, военном смыслах столь явно возвышается над периферией, что ее роль лидера для окружающих территорий не вызывает сомнений.

Если бы подобное имело место в современной России, губернатор Ткачев на своей территории инстинктивно отстаивал бы приоритет единого для всех официального российского закона. Но вместо этого опытный господин Ткачев инстинктивно следует неофициальному закону чиновного быта: кому больше позволено, тот и прав. Поэтому в социокультурном отношении он ничуть не выше господина Кадырова. А пожалуй, и ниже, ибо тому позволено больше. Уж так, "по понятиям" устроена их общая вертикаль.

Собственно, и казацкие дружины ориентированы не на соблюдение законов, а на статусное оформление "понятийных" преимуществ над всей прочей сомнительной публикой. Иначе их формировали бы не по этническому признаку, а по профессиональному.

Это признак того, что вертикаль из большого восклицательного знака (каким ее хотели бы видеть изобретатели) на самом деле скрючилась в маленький вопросительный. Она явно не способна обеспечить гражданину, вне зависимости от его национальности, пола и места проживания, прописанный на бумаге минимально необходимый набор прав, включая право на физическую безопасность. В Чечне для этого надо "договариваться" с кадыровскими нукерами, в Краснодарском крае — с общественно озабоченными казаками, а по дороге к этим богоспасаемым местам — с гаишниками. Как-то не очень к вам туда тянет, уважаемые представители северокавказской цивилизации.

Вот так, сами того не желая, а всего лишь обслуживая свои номенклатурные интересы, вертикальные люди понемногу и готовят очередной цикл территориального развала.

Если что-то у станичников получится, то лишь на их собственной ограниченной территории. Что заведомо не прибавит ей инвестиционной и прочей привлекательности; только глубже погрузит в изоляционизм. Если только у них не хватит ума и стиля превратить всю затею в туристический манок — типа шотландских патрулей в юбках и с волынками или королевских гвардейцев в красных камзолах и черных меховых шапках. Но ведь они, кажется, всерьез... С попыткой распространить эти игрушки на земли метрополии, на Москву и Петербург, не выйдет даже сколько-нибудь сносной оперетты. Если казаки попробуют наводить порядок в столице, их с удовольствием закидают помидорами, а то московской молодежи в последнее время что-то нечем заняться. Если же ограничатся "патрулированием", никто просто не обратит внимания. Мало ли здесь ряженых подрабатывает с маскарадами.

По сути, это оскорбительно. Прежде всего для самих казаков — с их трагической и так до конца и не понятной судьбой.

Советская власть сначала упорно втаптывала их в чернозем, вместе с верой, надеждой и любовью, а потом — в виде компенсации? — наскоро слепила изобильно колхозную картинку под симпатичные песни Исаковского — Дунаевского (тех еще казаков)... С одной стороны "Тихий Дон", а с другой — второй каток Отечественной войны, с предательством в Лиенце и изобретением (опять в виде компенсации?) общеевропейского образа чего-то среднего между загадочно благородными краснокожими и стреляющими с бедра ковбоями. Гойко Митич, только в бурке и с иконой. Cossacks...

И вот опять начальство предлагает роль в сценарии про защиту Отечества... Любо, любо.

Один крупный советский деятель 28 марта 1917 года, когда только шел к власти, понимал взаимодействие центра и периферии так: "Для всех ясно, что области в России (окраины) связаны с Центральной Россией экономическими и политическими узами, и чем демократичнее Россия, тем прочнее будут эти узы".

Через два с небольшим года, уже находясь во власти, он понимает это взаимодействие несколько иначе. На беду, как раз применительно к казакам: "Советская власть стремилась к тому, чтобы интересы казачества не попирались. Она не думала, товарищи казаки, отбирать у вас земли. У нее была одна только мысль — освободить вас от ига царских генералов и богатеев... Казаки же вели себя более чем подозрительно. Они все глядели в лес, не доверяли советской власти... А в последнее время... в эту минуту одна часть терского казачества вероломно — иначе нельзя выразиться — восстала против наших войск в тылу... Советская власть долго терпела, но всякому терпению бывает конец. И вот, вследствие того что некоторые группы казаков оказались вероломными, пришлось принять против них суровые меры, пришлось выселить провинившиеся станицы и заселить их чеченцами... Если казаки не откажутся от вероломных выходок против рабоче-крестьянской России, я должен сказать, что правительству придется вновь прибегнуть к репрессиям".

Такие вот "демократичные узы". Чем демократичнее, тем прочнее... Это был И.В. Сталин, конечно. "Доклад о советской автономии Терской области, 17 ноября 1920 г.". Сначала выселили вероломных казаков и заселили чеченцев. Взорвали церкви, расстреляли попов. Затем выселили уже вероломных чеченцев (а также ингушей, балкарцев, карачаевцев, крымских татар...). Ну, и казаков тоже еще разок — до кучи.

А потому что надо было с самого начала доверять советской власти! И она всех бы сделала счастливыми. Прямо как сейчас. Вы, казаки, главное, порядок берегите. Как, например, в станице Кущевской. Там при вдумчивом руководстве социальными процессами со стороны банды Цапков Территориальная избирательная комиссия еще на позапрошлых выборах фиксировала результат "Единой России" на два процента выше, чем в среднем по краю. При том что сам край устойчиво дает на 8-12 процентов больше, чем в среднем по стране.

Значит, люди-то счастливы! Вот что такое по-настоящему эффективное руководство и бдительный казацкий контроль за соблюдением основ вертикальной государственности.

 

Источник: Коммерсант 

 

Комментарий RP: В качестве иллюстрации к вопросу о пропаганде так называемых "казачьих формирований", как резерва в деле охраны правопорядка, нельзя не отметить факта возбуждения на днях уголовного дела в Санкт-Петербурге. О решении начать уголовное производство по делу, касающемуся факта вандализма в связи с появлением надписи «педофил» на входе в здание музея Владимира Набокова, сообщили в Главном управлении МВД РФ по СПб. При этом представитель полиции, - сообщает газета Новые Известия, - уточнил, что дело возбуждено по факту появления надписи на историческом здании на Большой Морской улице, где располагается музей, а не по поводу ее содержания".

По мнению сотрудники музея, это является продолжение действий «борцов за нравственность», которые в начале января разбили окно в музее бутылкой, в которой была записка с угрозами и обвинением писателя в педофилии. Напомним, что согласно полученному СМИ заявлению, ответственность за эту вандалистскую акцию взяли на себя самопровозглашенные "Казаки Петербурга", от которых открестилось Санкт-Петербургского Отдельское казачье общество.

Добавить комментарий

Комментарии проходят премодерацию.
Рекомендуем вам пройти процедуру регистрации. В этом случае ваши комментарии будут публиковаться сразу, без предварительной модерации и без необходимости вводить защитный код.
   


Защитный код
Обновить

 Rambler's Top100