Регистрация / Вход



ЖИВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

Печать

Константин ШТЕЛЬМАН

 

...

Эпитафия на могилу церковной карьеры

 

 

В новогоднюю ночь, как правило, случаются необыкновенные истории. Зачастую эти истории сказочные, чудесные, веселые, но порой они бывают очень мрачными с печальным концом. Совсем грустно становится, когда узнаешь, что главным действующим лицом одной из таких мрачных историй стал рядовой клирик Московской епархии РПЦ МП, а вершителем судеб - церковная администрация во главе с архиереем. И во всей этой суматохе и несуразице хочется задать риторический вопрос: причем тут спасительный подвиг Христа?

Несколько лет назад мне довелось познакомиться с отцом Дмитрием Свердловым. С первых же слов стало очевидно, что человек мыслит нестандартно, не так, как оттесанные чурбаны-семинаристы. Было видно, что он в контексте собственных рассуждений стремится воплотить в жизнь, в приходскую, духовную жизнь, нестандартность собственного видения. Короче говоря, человек горел, по-христиански горел, и жаждал свое горение передать другим. Да не тут-то было!

В РПЦ МП все сводится к "администрированию церковному". В уставе Церкви ведь ни слова не сказано ни о христианском горении, ни о градусе этого самого горения, да и в "Основах социальной концепции" тоже такой категории не замечено, ну, в общем, не нужно Московской патриархии никакого горения, нужна лишь казарменная дедовщина, лишающая прав всех, кроме архиерея, и жандармский кулак, а все остальное - от лукавого. И пребывал отец Дмитрий в бездействии под каблуком сперва одного настоятеля, а затем другого. Видимо, смирялся.

Спустя какое-то время батюшка получил заветную "путевку в жизнь". Стал настоятелем пустыря в с. Павловское Домодедовского района Московской области, то есть обрел относительную независимость и самостоятельность. Кстати, нужно заметить, что и тогда он еще горел, может быть, уже не так небезопасно, но горел. Выстроил храм в нестандартном модерновом стиле (http://www.hram-petraipavla.ru), в котором молитвенное помещение успешно совмещается с трапезной и воскресной школой. Храм ориентирован на семейных верующих с детьми. Все это и многое другое показывает, что отец Дмитрий не просто строил очередную сельскую молельню, а создавал духовное гнездо, если угодно, миссионерский плацдарм. Он продолжал гореть.

Так часто бывает, что люди, мыслящие несколько шире архиерейских указов, на каком-то этапе начинают видеть и понимать маразм церковной системы. Этот маразм, прежде всего, исходит из управляющего органа РПЦ МП - Священного Синода, который больше походит на дом престарелых, чем на живой функционирующий организм. Но не в последнюю очередь маразм является наследием совковой эпохи, которое следовало бы преодолеть в годы перестройки, но по странной случайности этого не произошло. И вот, когда пламя верующего сердца сталкивается с вечной мерзлотой системы, побеждает последняя. Возникает безвыходность, теряется смысл всех стремлений, опускаются руки. И в этом противостоянии два исхода: либо лечь под колеса бронепоезда РПЦ МП, в глубине души убеждая себя "на все воля Божия", либо уйти, убежать, оградиться от зла и сотворить благо.

Отец Димитрий Свердлов выбрал уход, потому что "систему нельзя изменить" - неоднократно он говорил мне при встрече. Причем свой уход он хотел осуществить еще весной: уйти за штат, оставаясь "в лоне". Уже тогда он писал о том, что перегорел и т.п. Но архиерей счел этот довод недостаточным, отписавшись "не вижу необходимости". Здесь особо надо отметить, что резолюции митрополита Ювеналия (Пояркова) особо не блещут ни стилистическими пассажами, ни содержательной стороной. Обыкновенно он либо "недоумевает", либо "не видит необходимости". В данном случае он не усмотрел никакой духовной опасности в том, что священник не хочет больше быть пастырем. В таком случае просто необходимо задуматься о духовном состоянии подмосковного клира, если во главу угла ставится не духовное рвение священника, а недоумения престарелого архиерея.

Осенью отец Димитрий был отстранен от настоятельства и переведен в Домодедовский собор, где попросту не появлялся. А в Новый год, 1/14 января 2013 года, церковная администрация решила пустить батюшку в расход. Метод все тот же совковый: не возиться с человеком, а расстрелять, тем самым упразднив все возможные проблемы. Все ли? Или только острые и назревшие?

Вся эта драма яркого горения, угасания и погребения одного священника в течение многих лет происходила на моих глазах. Но удивляться не стоит, подобные истории - закономерность для РПЦ МП.

Сейчас в Петропавловском храме, который построил отец Дмитрий, служит молодой священник с очень горящим сердцем. Пожелаем ему, чтобы в своем духовном полете он не разбился о камни заиндевевшей церковной системы.

 

Источник: Портал-Credo 

Комментарии  

#1 RE: ЖИВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОЗеленецкий Юрий Георгиевич 18.01.2013 19:21
Правило всех иерархических структур: "Я - начальник, ты - дурак, ты - начальник, я - дурак".
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал