МИССИЯ ПСЕВДОПРОСВЕЩЕНИЯ

Печать

Платон ПРОХОРОВ

 

...

В журнале "Фома", анонсирующем себя, как "православный журнал для сомневающихся", недавно была опубликована просветительская заметка под заголовком "Язычество: народная религия". Сам факт обращения конфессионального издания к теме иноверия, выглядит естественно, так как миссионерство - явление для большинства религий нормальное. В христианском контексте оно, теоретически, должно заключаться в проповеди позитивных сторон вероучения и демонстрации его приверженцами соответствия ему в своей жизни. Но даже то, что нынешнее миссионерство представляет собой идеологическую пропаганду, рассчитанную на ограниченный круг интересующихся определенной религией, не снимает с самих миссионеров ответственности за искажение фактов. Ведь, виртуозность пропагандистской работы, в том числе и в деле религиозного прозелитизма, измеряется по умению не искажать факты, а умалчивать о них или как-то иначе принижать их значимость в интересах миссионера или его "заказчика".

Тема язычества – то есть, традиционных этнических верований, как известно, являлась особенно болезненной для так называемой "титульной церкви" в нашей стране при любой власти. Поэтому, несомненным достоинством данной статьи можно считать то, что в ней обобщенное многообразие традиционных верований народов России не опорочено посредством прямого отнесения их к "сатанизму", а порочится иначе, то есть более хитроумно и опосредованно.

Так, например, после сравнительно грамотной этимологической справки о самом понятии "язычество", автор "просветительского" материала сообщает, что язычество "может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом, магией, даже сатанизмом и др. Скажем так, что язычество – это совокупность самых различных верований, которые отрицают веру в Единого Бога и вытекающие отсюда нравственные принципы". Может быть, во внутриконфессиональной среде подобная косность и традиционна, но для распространяемого в обществе СМИ проповедь ее все же странна, да и невыгодна. Как обобщение для несведущего в религии и культурных традициях человека такой тезис может показаться сформулированным складно. Но в том-то и беда, что кроме складно скроенной утвердительной фразы, все прочее – то есть, ее суть, - вызывает массу недоуменных вопросов.

Известно, например, что шаманизм – это одна из древнейших форм религии, предваряющая все остальные, независимо от их нынешних особенностей. Не менее известно, что атеизм – отрицание реальности чего-либо сверхестественного, является мировоззренческой концепцией, не имеющей к религиозным явлениям никакого отношения. Существует, конечно, такое спекулятивное мнение, что атеисты "верят" в несуществование сверхестественного и, следовательно, поэтому они - "верующие" люди. Но непризнание божеств с исключением их из круга объектов, достойных внимания и вера в божества, с ориентированием на оставленные ими заветы – явления принципиально разные. Магия, упоминаемая православным автором в качестве одного из "язычеств" – тоже феномен вовсе не религиозного порядка, хотя элементы магии и присутствуют во всех религиях без исключения так же, как символизма или обрядовости. Ну, а представить в роли народной веры "сатанизм" – то есть, поклонение "черту", "шайтану" или "иблису", всегда выступающим врагами человеческого рода, можно только окончательно помутившись рассудком.

Вот и получается, что к народной религии может быть отнесено разве, что "многобожие", представление о котором крайне условно. Потому что, если вспомнить о том, кому и как поклоняются нынешние приверженцы того же православного единобожия (Богу, Богородице, ангелам и архангелам, святым угодникам, их останкам и другим артефактам), то строгие иерархии известных сегодня политеистических религий с их Верховными божествами структурно будут неотличимы от таковых не только в православии, но и в других условно "наиболее респектабельных" религиях мира.

Не менее нелепым, а то и опасным выглядит и завершающий перл миссионерского тезиса об отрицании язычниками веры "в Единого Бога и вытекающие отсюда нравственные принципы". Ведь, принявшие на веру процитированное утверждение должны априори усвоить, что все поголовно язычники - а заодно, шаманисты, атеисты и просто неверующие – заведомо …безнравственные люди. До деления соотечественников (вряд ли читают Фому в иных странах) по религиозному признаку на "достойных" и "недочеловеков" здесь остается лишь один шаг. И как стали бы называться в нашем случае те и другие, не так, уж, и важно - главное, что "складно скроенный" миссионерский тезис вместо нудного разъяснения потенциальным адептам православия того, что представляет собой народная вера, решает гораздо более "важную" задачу. А именно, четко отделяет "своих" от "чужих", которые достойны в лучшем случае временной терпимости к их ничтожеству.

Правда, далее развитие "миссионерской темы" выглядит уже не столько античеловечным, сколько смешным. Сообщив, что самой важное в языческом мировоззрении , это "уверенность в нормальности и естественности земной жизни, и напрямую связанное с этим искание преимущественно земных благ", вероятно, незнакомый с язычеством автор, внезапно попадает пальцем в небо, справедливо утверждая, что "человек в языческом представлении нисколько не испорчен первородным грехом". Но, тут же возвращается к конфессиональному ярлыку, согласно которому это полноценное создание нуждается лишь "в некотором улучшении внешних материальных и социальных условий", подозревая в "язычестве" и того, кто считает себя христианином, но верит "в оккультизм и астрологию". Правда, непонятным остается исключение из "языческого ряда" всех остальных людей – неверующих и религиозных, в том числе православных, которые были бы тоже не прочь улучшить условия собственной жизни и добиться социального благополучия. Но, это уже не страшно. Потому что, вероятно, окончательно запутавшись в незнакомой теме, автор решительно причисляет язычество к  "суеверию", которое по его словам всегда "паразитирует на реальной проблеме", и обращается к апологии православия.

Вот, только и это, казалось бы логичное завершение пропагандистской статьи, автору удалось превратить в карикатуру на вероисповедание.

"Православие, - утверждается в статье, -  как правая вера блокирует языческие верования и установки и направляет человека по истинному духовному пути". Причем, происходит это потому, что "библейский монотеизм не произведен естественно-культурными механизмами, создающими различные религиозные мифы. Заветы, как Ветхий, так и Новый имеют принципиально иную основу – в них Сам Бог пожелал открыть Себя людям".

В более понятном варианте это означает, что "наше православие" – истинно, а все остальное (библеистика, наука о религии, букет христианских теологий, многообразие культур, исторический опыт, здравомыслие, объективизм и тд)  - исключительно от лукавого, от гордыни". Такая позиция известна и является типичной для внутриконфессионального взгляда на любое иноверие. По мнению религиоведов она оправданна естественным стремлением религии к подчеркиванию своей исключительности, что помогает каждой религиозной организации удерживать своих адептов в ее границах. Но для религиозно-политической корпорации,  окончательно превратившей себя в "притчу во языцех", высказывание такой позиции в светском общественном поле сегодня не просто нелепо, но и самоубийственно. Вот и получается, что народная истина о том, как "Бог, желая наказать, в первую очередь лишает разума", похоже, становится все более злободневной.

К примеру, знакомясь с подобными "просветительскими" материалами эталонных изданий, представляющих клерикальное сообщество РПЦ МП, трудно отделаться от мысли, что его коллективное сознание могло быть инфицировано каким-то "неизвестным вирусом", напрочь лишающим способности к критичному взгляду на вещи. В результате, "оправославившиеся" в силу разных причин журналисты, юристы, ученые или депутаты лишены возможности даже представить, как выглядят их лихорадочные усилия с позиции не только наиболее трезвых сограждан, но и массового среднего обывателя.

Поэтому все чаще звучащий вопрос, "а не стало ли все это сообщество объектом Божьего вразумления?", выглядит не такой, уж, "конспирологией"…

 

ReligioPolis

Комментарии: