Регистрация / Вход



ЯЗЫЧЕСТВО: НАРОДНАЯ ВЕРА

Печать

Юрий ПУЩАЕВ

 

foma

Интересно, что в Новом Завете "язычники" дословно значит "народы", "племена". Для их обозначения используется древнегреческое слово τὰ ἔθνη. Это множественное число от τό ἔθνος (ethnos) – "народ", "народность", "племя", "общество", "группа". А слово "языческий" обозначалось прилагательным ἐθνικός (ethnikos) т.е. "народный", "племенной". Так и в русском языке термин "язычество" происходит от церковнославянского "язык", одно из значений которого тоже народ, племя. И в таком именовании язычников как народов был глубокий смысл, актуальный и поныне.

Вообще язычество может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом, магией, даже сатанизмом и др. Скажем так, что язычество – это совокупность самых различных верований, которые отрицают веру в Единого Бога и вытекающие отсюда нравственные принципы. Принципиально важно в языческом мировоззрении – уверенность в нормальности и естественности земной жизни, и напрямую связанное с этим искание преимущественно земных благ. Человек в языческом представлении нисколько не испорчен первородным грехом. Он – полноценное и здоровое создание, нуждающееся не в исцелении, а лишь в некотором улучшении внешних материальных и социальных условий. Также язычником в самом широком смысле этого слова может быть, например, даже человек, вроде бы называющий себя христианином, но при этом верящий в оккультизм и астрологию.

Появившееся в Ветхом Завете обозначение язычников как просто других народов (евр. гои) в отличие от израильтян, затем перешло и в Новый Завет, но уже не в качестве противопоставления собственно еврейской идентичности. Таким образом, если отталкиваться от значения древнегреческого слова "язычник", то можно говорить, что язычество – это то, что естественным образом производят народы в своем религиозном сознании, предоставленном самому себе. Собственно, выражение "языческая вера" – это и есть "народная вера". Ведь, например, человеку в каком-то смысле естественно верить, что его жизнью управляют внешние силы, и кому это делать, как не прекрасным звездам? В этом – исток астрологии или обожествления небесных тел, которое было тоже так широко распространено в античности. Точно так же естественно верить в возможность пообщаться с умершими и потусторонними духами – ведь очень тянет узнать, что же "там", после смерти, будет. Любое суеверие паразитирует на реальной проблеме. А Православие как правая вера блокирует языческие верования и установки и направляет человека по истинному духовному пути.

Можно еще сказать, что язычество – это естественный результат религиозных исканий людей или народов. В то же время библейский монотеизм не произведен естественно-культурными механизмами, создающими различные религиозные мифы. Заветы, как Ветхий, так и Новый имеют принципиально иную основу – в них Сам Бог пожелал открыть Себя людям.


Источник: журнал Фома

Комментарии  

#3 statyaGarzia 17.01.2013 21:16
А хорошая, емкая и полезная статья.
Насколько я понял, восходит сам пафос автора ("язычество может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом, магией, даже сатанизмом и др.") через голову всех остальных аж к Тертуллиану (De idololatria), который считал "идололатрию" главным грехом и - парадоксально - утверждал, что она вполне может обходиться даже без идолов.
В целом не очень понятно, зачем тут эта статья из этого журнала нужна. Это - нормальная вероучительная литература, ничего общего с научным осмыслением проблемы (хоть реального "язычества" как такового, хоть христианских его концептуализаций) не имеющая.
Цитировать
#2 RE: ЯЗЫЧЕСТВО: НАРОДНАЯ ВЕРАЗеленецкий Юрий Георгиевич 15.01.2013 21:37
Точно, только Бог мог продиктовать слова Нового завета: "... есть немытыми руками - не оскверняет человека" (Мат. 15,20). Ни один нормальный человек так бы не сказал, и ни один нормальный человек книгу с такими словами читать бы не стал.
Цитировать
#1 RE: ЯЗЫЧЕСТВО: НАРОДНАЯ ВЕРАА.М.Крайнев 15.01.2013 15:03
Цитата:
Вообще язычество может быть самым разным: многобожием, шаманизмом, атеизмом... Скажем так, что язычество – это совокупность самых различных верований, которые отрицают веру в Единого Бога...
Во-первых, атеизм - это не верование, а отсутствие верований в противовес язычеству, которое является присутствием верований. Во-вторых, атеизм ни в коей мере не отрицает, а как раз в полной мере признаёт существование всяческих религиозных верований как феномена менталитета некоторой части человечества. И задача атеизма - противодействовать распространению и поддержанию этих верований. Не будь этих верований (и языческих в том числе) - и атеизма бы не существовало, противодействовать было бы нечему.

Цитата:
В то же время библейский монотеизм не произведен естественно-культурными механизмами, создающими различные религиозные мифы. Заветы, как Ветхий, так и Новый имеют принципиально иную основу – в них Сам Бог пожелал открыть Себя людям.
Остаётся только доказать существование объекта, поименованного в этой фразе пока бессмысленным и ничего не обозначающим термином "Бог":)
Цитировать

Ресурсный правозащитный центр РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии  Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info  РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение  Социальный офис
СОВА Информационно-аналитический центр  Религия и Право Информационно-аналитический портал