С.И.Иваненко, "Обыкновенный антикультизм", СПБ: Издательство "Древо жизни", 2012, 104 с
Новая брошюра, посвященная одному из серьезных факторов конфликтогенности, написана автором, многие работы которого за последние годы обрели немалую известность. Российский ученый - доктор философских наук Сергей Иваненко давно посвятил себя исследованию того феномена, который когда-то интересовал лишь сравнительно узкие круги. Но сегодня специализация в области религиоведения, плюс обладание даром удивительно просто излагать суть весьма сложных явлений и проблем, оказались залогом успеха этого нестандартного автора.
Вышедший в свет очередное издание под названием "Обыкновенный антикультизм" представляет собой адаптированный для массового читателя реферат, основанный на обширных и всесторонних исследованиях специфического явления нашего времени. По обыкновению, это явление процветает в России уже тогда, когда в цивилизованных странах о нем стараются стыдливо забыть. Для ничего не подозревающих россиян оно камуфлируется наукообразием устрашающих утверждений о том, что религиозные направления, которые не соответствуют установленным в качестве "традиционных", несут в себе все, что угодно, кроме религии.
На вопросы о том, так ли это, и отчего не религии и религиозные организации, а само антикультистское движение представляет немалую опасность для общества и государства и отвечает данное издание.
Трудно не заметить, что наименование брошюры перекликается с названием известного фильма Ромма "Обыкновенный фашизм" – одного из наиболее ярких документальных кино-бестселлеров – свидетельств о сущности этой "чумы 20-го века". Не скрывает этого и автор:
"Много ли общего у фашизма и антикультизма? … По моему мнению, главное, что роднит фашизм и антикультизм – это ставка на ненависть. У фашистов – к политическим противникам, евреям , другим народам, а в широком смысле слова – к свободным людям, не готовым обожествлять вождя и отказаться от собственной совести. Антикультисты ненавидят инаковерующих, в первую очередь – последователей новых религиозных движений, а также всех тех, кто отстаивает свободу совести. В чём истоки ненависти? Согласен с утверждением Сирила Конноли , что «не бывает ненависти без страха. Ненависть – это высшая, объективная форма страха… Ненависть – следствие страха, ведь сначала мы боимся, а уж потом ненавидим.
(…)Приоритетные цели антикультистов – возбудить в обществе нетерпимость по отношению к новым религиозным движениям (культам), побудить органы законодательной власти принять «антикультовые» законы, вынудить правоохранительные и судебные органы «пресечь» деятельность культов".
Антикультизм, как феномен "религиозного вероненавистничества", рассматривается в брошюре в разных аспектах, что придает особую объемность и зримость этому явлению. Появившись изначально на Западе, оно перекочевало в Россию сравнительно недавно, в 1990-х годах. Тогда в нашей стране и объявились первые антикультисты, апеллирующие крупнейшей религиозной организации в России, как к своей опоре. В тот же период появился в стране и основной термин - "тоталитарная секта", которым широко пользуются заграничные и отечественные антикультисты. Как отмечает автор брошюры, несмотря на то, что "А. Дворкин в своей обычной «хлестаковской» манере заявляет, что это его заслуга", удалось установить, что "первым в нашей стране, кто использовал термин «тоталитарная секта» применительно к новым религиозным организациям, обстоятельно раскрыв его содержание , был известный журналист Александр Владимирович Щипков (ныне главный редактор ресурса "Религия и СМИ" - ред.) 21 октября 1993 года он опубликовал в «Независимой газете» статью под названием «Учителя и рабы».
В отличие от покровительства, оказываемого сегодня в России антикультистам со стороны РПЦ МП, на Западе источники финансирования их основной организации – "Европейской ассоциации центров по исследованию и информированию о культах" («Fédération Européenne des Centres de Recherche et d'Information sur le Sectarisme» - FECRIS) еще более солидны.
"Как свидетельствуют данные о финансировании этой организации, - сообщает религиовед, - свыше 90% денег в 2001-2010 годах выделялись Правительством Франции, а членские взносы и пожертвования составляли относительно небольшой процент доходов. Так, в 2010 году премьер-министр Франции выделил 35 тыс. евро на проведение ежегодной конференции FECRIS в Лондоне". Участие российских православных антикультистов в этой организации обозначено весьма солидным присутствием в ней Александра Дворкина (председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ) в должности вице-президента FECRIS, протоиерея Александра Новопашина ( РПЦ МП, Новосибирск) и Александра Кузьмина (антикультиста, члена того же Экспертного совета при Минюсте).
Анализируя причины развития антикультизма в современной России, автор упоминает о его политико-идеологических истоках, как симптомах системного кризиса, охватившего сегодня большинство стран планеты. В условиях сохраняющейся значимости религии в общественном сознании и с учетом того, что религиозный фактор все более откровенно используется политиками в самых разных целях, недооценка особой опасности антикультизма в российских условиях выглядит откровенной глупостью. Однако, именно о таком странном "простодушии" свидетельствует не только нескрываемая лояльность власти к этому явлению, но и равнодушие к проявлениям человеконенавистничества на религиозной основе со стороны основной массы населения.
В этом отношении, вышедшая в свет брошюра Сергея Иваненко "Обыкновенный антикультизм" была крайне необходима, как говорят, уже "вчера и позавчера". Прежде всего, как ценное пособие в деле вновь актуального сегодня для россиян "ликбеза"…
ReligioPolis
Комментарии
Судя по аннотации, оба автора (и книги, и рекламного текста) не понимают сути проблемы. Они сводят вопрос к институциональному конфликту и борьбе конфессий. Но это же грубая ошибка, недопустимая для религиоведа.
Для религиоведа вера в сверхъестественное есть признак религии. Изучайте культы, но определитесь в собственной мировоззренческой позиции, в своём отправном пункте.
Спустя тысячелетия все та же песня!
Я согласен, что А.Дворкин и другие антикультисты не относятся к научному религиоведению, но от этого не следует что надо на них весить такой же ярлык, какой сами "сектоведы" вешают на других.
Да, позицию антикульзма следует критиковать, но научная критика ничего общего не имеет с обвинениями оппонентов в фашизме. Научная критика это в первую очередь сомнение в безусловной истине, в том числе и по отношению к своим результатам научного труда.