Авторы статьи, профессиональные биологи, предлагают гипотезу о характере изменения природы при грехопадении. И.И. Адамейко — к.б.н., профессор кафедры медицинской биохимии и биофизики в Каролинском институте (Стокгольм), Р.А. Романов — к.б.н., сотрудник Института биофизики клетки РАН (Пущино).
- «Эффект бабочки»
Обычно под словом «пространство» мы подразумеваем 3-х мерное пространство. Любую точку окружающего мира человек, окончивший среднюю школу, может легко воспринять с позиции близости-удаленности в определенном направлении, или в координатах X;Y;Z. Что такое пространство для современного физика, имеющего сферу интересов в области теории относительности? Это уже пространственно-временной континуум: Вселенная имеет три пространственных измерения и одно временное измерение, и все четыре измерения связаны единой динамической природой. Казалось бы, что такого? Это всё физика, не имеющая отношение к повседневной жизни. Однако мысль о том, что время — это пространство, а значит, в нем можно путешествовать, серьезно заняло умы писателей фантастов, а позже и их читателей. Особенно, конечно любили отправляться в будущее. И вот кто-то первый поставил вопрос — что будет с миром в будущем, если изменить событие в прошлом? Может быть, это был Рей Бредбери с его рассказом 1952 года «И грянул гром», где в одном из путешествий в прошлое случайное убийство бабочки, жившей в эпоху динозавров, повлекло непоправимые изменения в нашем времени. Отсюда и нарицательное — «эффект бабочки».
«Эффект человека»
Мы решили поднять данную тему не для того, чтобы обсудить цвет научно-популярной фантастики, и уж тем более не для того, чтобы поностальгировать по старой доброй трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее». Скорее наоборот, мы хотим обсудить такой момент в истории нашего мира, как «Вперед в прошлое», случившейся в момент грехопадения.
С точки зрения христианского богословия, падение Адамы и Евы привело к падению всего мира. Почему? Идеальная природа мира не смогла бы принять людей, существующих уже по другим законам. Мы считаем, что так проявилась милость Божья по отношению к нам. Мы не были отвергнуты и низвергнуты в небытие в силу несовпадения природ, потому что мир низвергся вместе с нами. Мир, созданный согласно первым главам книги Бытия за шесть дней, пал. Его законы приобрели современные черты. Смерть вошла в него. Заработала основанная на борьбе конкурентная модель и природы, и общества. То, с чем в тот момент мы столкнулись и чему были виной, нельзя сравнить с убийством одной бабочки и даже ядерной войной. Потому что такие акты в истории мира будут влиять лишь на последующую череду событий, но не затрагивать основ мироздания, принципов его построения. И вот перед нами встает крайне важный вопрос — что такое падение мира с точки зрения единства 4-х мерной Вселенной? Согласно современной физике пространство-время является подлинным N-мерным пространством, что подразумевает почти полую эквивалентность временного измерения другим размерностям, что контр-интуитивно с человеческой точки зрения. Вследствие особенностей человеческого восприятия, время кажется чем-то самостоятельным, хотя, конечно же, это не так, что следует из теории относительности. Время неразрывно связано с пространственными измерениями: измения последних не могут не затрагивать первых и наоборот. Таким образом, в рамках концепции одного пространственно-временного континуума невозможно представить существование одновременно двух исторических эпох, на которые распространяется действие разных законов мироздания. Этим мы хотим сказать следующее: изменение мира, индуцированное грехопадением, было не событийным, а связано с изменением самих принципов мироустройства, и потому не могло не затронуть событий, происходивших прежде самого грехопадения. Векторы изменения мира из точки этого падения были направлены как в направлении будущего, так и в направлении прошлого, и должны были достигнуть точки создания мира. Прошлое изменилось, так как исторически-цельное мироздание является неделимым и обладает внутренним единством. Более того, все вещи имеют свою историю, и не только вещи, но даже идеи. Поэтому фундаментальные изменения основ системы должны затрагивать все измерения, особенно принимая во внимание симметрию физических законов (инвариантность) относительно временного измерения (Т-симметрия). Метафорически пространство-время можно представить в виде железнодорожных путей, по которым двигается поезд нашего восприятия настоящего. Перенесение поезда на другие рельсы может подразумевать новый отрезок пути как перед поездом, так и позади него.
Из всего этого также следует интересный вопрос: позволяет ли наделение мира альтернативной естественной историей достичь еще одной немаловажной цели — скрыть очевидность творения от научного познания?
О чем спорить эволюционистам с креационистами
Кто-то очень умный много веков назад прозорливо отметил: «Если человек находит противоречия между Библией и книгой природы — он просто не умеет читать одну из этих книг». Данные палеонтологии свидетельствуют, что до того как человек появился в мире — существовало множество вымерших ныне форм животных и растений. Мы, как биологи, особо хотим отметить, что окружающая нас природа, часто идеализируемая, говорит нам, что она хоть и прекрасна с одной стороны отблеском Божественной славы, но с другой — отвратительна и жестока. Так что мнение о том, что это болезнь лишь человеческого социума — на наш взгляд ошибочна. Вот лишь некоторые примеры — огромное множество страшных облигатных паразитов; каннибализм, возможно имеющий место во всех таксономических группах; ранняя и мучительная смерть большинства животных не из зоопарка либо от лап хищника, либо от выжимающих все соки паразитов, а часто от грибковых, бактериальных, вирусных инфекций. Даже безобидные растения, например сосны, по последним научным данным ловят мелких членистоногих в гумусном слое почвы и высасывают из них соки через микоризу с грибами. К чему мы об этом говорим? К тому, что верующему человеку тяжело смириться с тем, что некоторые из приведенных выше форм уродливости могли существовать в мире до грехопадения. Легко можно представить, что не было никакого каннибализма, что хищники ели фрукты, но невозможно представить, что глубоко специализированные бычьи цепни и другие паразиты со сложным жизненным циклом также сидели рядом с тигром и пощипывали травку. Больше похоже на самообман и мнение о том, что якобы все палеонтологи ошибались и никаких вымерших форм, живших до человека не было. Такие вот простые факты часто лишают аргументов креациониста в споре с эволюционистом. А часто, как это было в двадцатом веке, и веры. И вот теперь еще раз вспомним о пространственно-временном континууме и двувекторности изменения мира идеального на мир падший.
Изменился мир в прошлом — изменилась и его история. Законы созидания были дополнены законами борьбы и смертью. Теперь тут есть место и для появления паразитов, для смерти многих форм жизни. Но в мире до грехопадения этого не было. Получается, что мы, возможно, живем в параллельной Вселенной с альтернативной историей. Окружающий мир, следуя за человеком и его падением неожиданно оказался в другой моде и стал другим от начала и до конца, а тот идеальный мир как бы исчез. Но лишь как-бы. Он рядом и у нас есть о нем память. И даже мир падший несет в себе отпечаток божественного вдохновения, он дуалистичен и несет нам иррациональную красоту, напоминая, таким образом, о первоначальном истоке. Даже там, где доминируют зло, боль и плоские паразитические черви, человек не забыт Божественной Благодатью и имеет возможность соприкасаться с Первопричиной через рассеянные отпечатки подлинных вещей.
Источник: Свет разума
Комментарий RP: Наверное первое, что бросается в глаза при ознакомлении с данной статьей, жанр которой сложно определить, это принципиальная антинаучность. При этом имеется в виду не отрицание каких-либо научных положений, а слепое игнорирование самого принципа науки – исследования исключительно конкретных явлений и фактов. Поэтому, высказанное авторами намерение не обсуждать идеи бестселлеров мировой фантастики, немедленно компрометируется ими же посредством обсуждения именно такого рода.
Без каких-либо попыток осмыслить понятие "грехопадение", авторы предлагают его в качество бесспорного, но совершенно не конкретизированного аргумента, не являющегося в том числе и абстракцией. Поэтому, выстроенные, по существу, ни на чем все дальнейшие умозаключения, подтверждают лишь идеологическую спекулятивность мотивов к написанию определенного количества слов. Сподвигая, кстати сказать, и религиозных людей вспоминать о словосочетании "мудрствования лукавые".
Неудачные попытки "скрещивания" религии с наукой – явление не новое. Но, несмотря на свою бессмысленность, оно остается по непонятной причине крайне притягательным именно для представителей религиозных сообществ.
Комментарии
Для справки, глупый ученый - это ученый, для которого закон достаточного основания не абсолютен.