Максим ВАСИН
При нынешних реалиях, когда парламентское большинство за 50 секунд может проголосовать за ограничение конституционных прав граждан без всякого обсуждения и игнорируя мнение общества, общественности следует как никогда внимательно анализировать деятельность Верховной Рады и активно действовать в защиту фундаментальных прав человека, в том числе свободы вероисповедания.
Именно такой инцидент произошел 16 октября 2012 года, когда парламент принял во втором чтении существенные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», представленные Представителем Президента Украины в Верховной Раде Юрием Мирошниченко. При этом главы Церквей и религиозных организаций уже на следующий день на встрече с Виктором Януковичем выразили свою однозначную позицию относительно необходимости ветирования закона, принятого с грубыми нарушениями регламента и данных представителями власти обещаний.
Главная опасность принятых изменений, содержащихся в законопроекте № 10221, заключается в невозможности их однозначно трактовать. Поспешность принятия и непродуманность этих новаций в случае вступления в силу приведет к тому, что у должностных лиц органов власти появится огромный соблазн злоупотреблять Законом в пользу той или иной конфессии, или для подавления свободомыслия и свободы вероисповедания как таковой. Актуальным при этом является и появление коррупционного фактора.
Во-первых, это осложнения и неопределенность порядка регистрации религиозных организаций, а именно - введение двух не согласованных между собой процедур, необходимых для получения статуса юридического лица. При этом из законодательных новаций не понятно, в каком именно порядке эта регистрация должна происходить.
Как вариант, религиозная организация может получить статус юридического лица, обходя при этом орган по делам религий. То есть исключительно по результатам государственной регистрации в органах Укрдержреестра и без отдельной регистрации устава в Минкультуры или областной государственной администрации. И это потому, что проголосованная редакция Закона не только отвергает принцип "единого окна", предложенный Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций, но и никак не связывает между собой эти две регистрационные процедуры.
Такая неоднозначность содержания правовых норм не подобает одному законодательному акту, имеющему своей первоочередной задачей урегулирование общественных отношения, а не создание хаоса.
Во-вторых, расширение перечня контролирующих органов, к которым добавлены прокуратура, центральный орган по делам религий (Минкультуры), другие министерства и местные органы исполнительной власти, является откровенным шагом во времена советского тотального контроля за деятельностью верующих и религиозных организаций. Это беспокойство усиливает то, что предложенные новации не уравновешены четкими границами компетенции этих органов власти и разрешенными способами реализации контролирующих функций, что создает почву для произвола чиновников.
Проблема в том, что органы, которые являются субъектами государственно-церковных отношений и уполномочены предоставлять административные услуги религиозным организациями, наделяются контролирующими полномочиями, хотя сами бывают нарушителями законодательства в этой сфере. Следовательно, они не в состоянии контролировать сами себя, тогда как роль судебной ветви власти, как возможного независимого арбитра вообще законом не учитывается.
Как ни парадоксально, в новом Законе Украины «Об общественных объединениях», который вступает в силу с 2013 года, полностью отменяется государственный контроль за соблюдением общественными организациями положений устава. В то время, как государственный надзор и контроль за соблюдением данного Закона поставлен в законодательные рамки, что согласно европейским рекомендациям является признаком демократического процесса. Однако в религиозной сфере мы наблюдаем противоположные тенденции.
Кроме того, проблемным вопросом законопроекта № 10221 является и сохранение для верующих и религиозных организаций разрешительного порядка проведения публичных мирных мероприятий мирного характера, что прямо противоречит статье 39 Конституции Украины. Также вводится норма о том, что согласование религиозной деятельности иностранцев осуществляет центральный орган по делам религий – то есть Министерство культуры Украины. Это добавляет противоречий в нормативное регулирование деятельности в Украине иностранных священников, учителей и студентов духовных учебных заведений, волонтеров и т.д..
Конечно, действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» требует совершенствования. Однако за последние 20 лет сложилась устоявшаяся практика его применения, что позволяет сохранять баланс отношений в религиозной сфере. Поэтому любые изменения в чувствительной плоскости законодательства следует разрабатывать и принимать в тесном и подлинном диалоге с теми, кого они непосредственно затрагивают и кому согласно с ними потребуется действовать, то есть с религиозной общиной.
- Варианты развития событий:
В настоящее время, когда Президент Украины со дня на день должен определить дальнейшую судьбу законопроекта № 10221, отдельные правительственные структуры предлагают доработать принятые изменения после их подписания и вступления в силу. Это обосновывается наличием еще 35 законов в теле проекта, к которым также вносятся поправки по мотивам административной реформы.
Однако такой подход представляется не только рискованным и популистским (опять обещания), но и способным еще больше травмировать религиозную общественность и расшатать хрупкий межконфессиональный мир в Украине. Отказ Президента применить право вето к данным изменениям станет ярким свидетельством игнорирования им мнения конфессий в процессе их диалога с властью. Как следствие, это может совсем разрушить позитивные наработки предыдущих лет, породив недоверие в государственно-церковных отношениях времен десятилетней давности.
Таким образом, на сегодня нет альтернативы ветированию изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», предусмотренных законопроектом № 10221. Именно к этому и призывали Президента Януковича главы конфессий, представленных во Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций, а также правозащитники, общественные активисты и ученые.
От решения главы государства и от способа дальнейшего воплощения этого решения органами власти зависит вектор развития государственно-конфессиональных отношений в Украине в последующие годы.
Автор: Максим ВАСИН - исполнительный директор Института религиозной свободы, Киев
Источник: Институт религиозной свободы, Киев
Комментарии
Адм: абсолютно справедливое замечание. Исправления внесены. Спасибо.